Сибирские огни, 1956, № 3

Из пяти страниц, посвящённых обзору издания, больше страницы отдано вступ­ лению на тему о значении Хакассии. Да­ л ее , за исключением небольшого расска­ за Ивана Котюшева «Ночлег в степи», ни одно произведение не получило дока­ зательной оценки. Происходит необосно­ ванная раздача эпитетов. «Свои литера­ турные способности продемонстрировал» (имя рек). «Ходульности и схематично­ сти в трактовке своих характеров не из­ бежали» (следуют имена). «Рыхлость, обилие лишних эпизодов мешает» (имя рек) и пр., пр. «Совершенствовать ли­ тературное мастерство» — требует ав­ тор от хакасских писателей, а конкрет­ ных, обстоятельных советов по этому по­ воду не даёт. В 13-й книге была опубликована статья Я. Правдина «Молодые голоса» (заметки о творчестве начинающих по­ этов и прозаиков), где, наряду с отдель­ ными ценными замечаниями, много об- ш,их мест и обильно, без анализа цити­ руются поэтические строчки и целые строфы. И если это как-то можно объяс­ нить, учитывая большой объём материа­ ла, то совершенно непонятны критиче­ ские приёмы И. Гребцова — автора статьи о Г. Суворове, опубликованной в 14-й книге альманаха. И. Гребцов не вскрывает ни особенно­ стей творческой личности Суворова, ни своеобразия его искренних и действи­ тельно поэтических произведений. Боль­ ше половины статьи отведено цитатам. 'Перед ними или после них даётся крат­ кое толкование приведённых строф, хо­ тя стихи Суворова написаны так, что в прозаических комментариях общего по­ рядка они совершенно не нуждаются. Автор статьи сообщает о Суворове: «Он беседует с читателем просто и от­ кровенно». И хотя это свойственно каж­ дому хорошему поэту, в подтверждение приводятся из сборника «Слово солда­ та» 14 строк. Иногда комментарии И. Гребцова являются лишь формаль­ ными связками между цитируемыми сти­ хами. « И в это время...» (цитата). «Вот одно из таких стихотвррений...» (цита­ та). «А вот ещё одно стихотворение с посвящением автора» (цитата). «Жгучей ненавистью к врагу переполнились серд ­ ца солдат» (цитата). Конечно, в этой критической статье нет по существу изучения творчества Георгия Суворова. Здесь нет оценки его художественных приёмов, специфиче­ ских черт его лирических мотивов, его отношения к слову, к образу. В статье И. Гребцова обнаруживается самое сла­ бое место в ряде критических выступле­ ний альманаха: склонность к пересказу художественных произведений, отчего теряют свою свежесть и непосредствен­ ность сами произведения и ничем не обогащается критика. Закончен просмотр трёх больших книг красноярского альманаха. В них прощу­ пывается живой пульс жизни огромного края. Много познавательного, интересно­ го материала предложено вниманию чи­ тателей. И если сравнить последние книги альманаха с рядом предшествую­ щих номеров, то следует сказать о за­ метном улучшении качества опублико­ ванных в нём произведений. Но много ещё в альманахе произведе­ ний сырых, недоработанных, опублико­ ванных поспешно, со скидкой на инте­ ресную тему. Очень трудное дело — ра­ ботать с каждым писателем в отдельно­ сти, помогать ему доводить его произве­ дения до степени высокой зрелости. Но только на этом пути альманах добьётся решающих успехов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2