Сибирские огни, 1956, № 3
Из пяти страниц, посвящённых обзору издания, больше страницы отдано вступ лению на тему о значении Хакассии. Да л ее , за исключением небольшого расска за Ивана Котюшева «Ночлег в степи», ни одно произведение не получило дока зательной оценки. Происходит необосно ванная раздача эпитетов. «Свои литера турные способности продемонстрировал» (имя рек). «Ходульности и схематично сти в трактовке своих характеров не из бежали» (следуют имена). «Рыхлость, обилие лишних эпизодов мешает» (имя рек) и пр., пр. «Совершенствовать ли тературное мастерство» — требует ав тор от хакасских писателей, а конкрет ных, обстоятельных советов по этому по воду не даёт. В 13-й книге была опубликована статья Я. Правдина «Молодые голоса» (заметки о творчестве начинающих по этов и прозаиков), где, наряду с отдель ными ценными замечаниями, много об- ш,их мест и обильно, без анализа цити руются поэтические строчки и целые строфы. И если это как-то можно объяс нить, учитывая большой объём материа ла, то совершенно непонятны критиче ские приёмы И. Гребцова — автора статьи о Г. Суворове, опубликованной в 14-й книге альманаха. И. Гребцов не вскрывает ни особенно стей творческой личности Суворова, ни своеобразия его искренних и действи тельно поэтических произведений. Боль ше половины статьи отведено цитатам. 'Перед ними или после них даётся крат кое толкование приведённых строф, хо тя стихи Суворова написаны так, что в прозаических комментариях общего по рядка они совершенно не нуждаются. Автор статьи сообщает о Суворове: «Он беседует с читателем просто и от кровенно». И хотя это свойственно каж дому хорошему поэту, в подтверждение приводятся из сборника «Слово солда та» 14 строк. Иногда комментарии И. Гребцова являются лишь формаль ными связками между цитируемыми сти хами. « И в это время...» (цитата). «Вот одно из таких стихотвррений...» (цита та). «А вот ещё одно стихотворение с посвящением автора» (цитата). «Жгучей ненавистью к врагу переполнились серд ца солдат» (цитата). Конечно, в этой критической статье нет по существу изучения творчества Георгия Суворова. Здесь нет оценки его художественных приёмов, специфиче ских черт его лирических мотивов, его отношения к слову, к образу. В статье И. Гребцова обнаруживается самое сла бое место в ряде критических выступле ний альманаха: склонность к пересказу художественных произведений, отчего теряют свою свежесть и непосредствен ность сами произведения и ничем не обогащается критика. Закончен просмотр трёх больших книг красноярского альманаха. В них прощу пывается живой пульс жизни огромного края. Много познавательного, интересно го материала предложено вниманию чи тателей. И если сравнить последние книги альманаха с рядом предшествую щих номеров, то следует сказать о за метном улучшении качества опублико ванных в нём произведений. Но много ещё в альманахе произведе ний сырых, недоработанных, опублико ванных поспешно, со скидкой на инте ресную тему. Очень трудное дело — ра ботать с каждым писателем в отдельно сти, помогать ему доводить его произве дения до степени высокой зрелости. Но только на этом пути альманах добьётся решающих успехов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2