Сибирские огни, 1956, № 3

на путь элементарного изложения. Поэт «работает» методом информационного ссобщения: героя усаживают в вагон, жмут ему руки, просят в Москве рас­ сказать о планах колхоза. Герой едет, волнуется, и ему не спится по ночам. Но живого характера в стихотворении нет. Стихи Г. Пономарёва «Приезжай, по­ нравится, я знаю!» потому и являются контрастом по отношению к стихам И. Гребцова, что автор избежал рацио­ налистического пересказывания темы, создал лирический характер. Здесь нет декламации, всё рассказано просто, безыскусственно, но с горячей заинтере­ сованностью и тёплым чувством. Слу­ жили в армии на Востоке два друга. И хотя один был уроженец Алтая, а другой — Казани, обещали они, когда понадобится, помочь друг другу. Весь Алтай поднялся на освоение целины. Настало время уроженцу Сибири обра­ титься за помощью к другу. Призыв, сер­ дечный и требовательный, слышится в строках, повествующих о том, как Си­ бирь пошла в наступление на залежь, как началась новая стройка, как лихора­ дочно возводятся дома за перевалом. И глубокое убеждение в том, что друг услышит и приедет помогать, выражено очень просто и очень задушевно. Тема большого политического звуча­ ния раскрыта в образе сибиряка с его суровой нежностью, любовью к семье и к другу. И странно, когда Г. Пономарёв берёт тему непосредственно лириче­ скую, его постигает неудача. Стихотво­ рение «Напоминание девушке» оказы­ вается набором представлений, которые использовались сотни раз и стали «об­ щим местом». В самом деле , грустя о девушке, уехавшей из деревни в инсти­ тут, герой— «агроном-паренёк», а вместе с ним, разумеется, и поэт, выражают ли­ рическое настроение в мотивах, не име­ ющих своего оригинального поворота. Паренёк пишет, что девушку не забыли и ждут. Он напоминает своей подруге, как хорошо в деревне летом. Паренёк грустит по поводу того, что, увлёкшись институтскими делами, девушка может забыть колхозное село. И, наконец, па­ ренёк просит не принимать его напоми­ наний за упрёк и т. п. Недостатки в стихотворном разделе альманаха «Енисей» свидетельствуют о снисходительном отношении редакции к авторам недоработанных произведений. Литературно-критические отделы трёх последних книг альманаха содержат 1 3 статей и рецензий. Лучшие среди них — статья И. Ольшанского «Заметки о художественной прозе 1954 года» и стат: я А. Толстой «Произведение о ре­ волюционном прошлом Сибири». Выступление И. Ольшанского с ква­ лифицированным разбором новых произ­ ведений советской литературы говорит о верном стремлении редакции альманаха не ограничивать литературоведение и критику изучением произведений лишь местных авторов, дать простор для ре­ шения общих, принципиальных проблем. А. Толстая посвятила свою статью анализу и оценке не так давно завер­ шённого С. Сартаковым романа «Хребты Саянские». Она верно прочла сложное, многоплановое по содержанию произве­ дение и хорошо разобралась в его идейно­ художественном смысле. Особенно бла­ гоприятное впечатление производят ус­ пешные попытки критика изучать ха­ рактеры в единстве со своеобразием их художественного воплощения. Уделяет А . Толстая большое внимание и языку романа: живости, стремительности диало­ гов, приёмам индивидуализации речи ге­ роев, удачно использованным Сартако­ вым. Анализ романа «Хребты Саянские» проведён А . Толстой объективно, добро­ желательно. Не забыты и серьёзные про­ счёты автора. Однако в статье А. Толстой есть не­ удачные определения, неточные форму­ лировки. Критик ошибочно понимает смысл и значение сюжета в художественном про­ изведении. А. Толстая пишет: «Сюжет­ ной основой эпопеи является постройка Великого Сибирского пути, рост проле­ тариата, его борьба под руководством социал-демократической партии, разви­ тие революционного движения в Сиби­ ри». Возвращаясь к этой проблеме не­ сколько позж е , критик вновь подчёрки­ вает основные особенности сюжета в эпопее: «Развитие сюжета в ней идёт по нескольким линиям. Основная — это рост промышленного пролетариата и освободительного движения в Сибири. Вторая линия — это формирование рево­ люционного самосознания трудящихся масс в процессе активной борьбы». Рост промышленного пролетариата не может быть сюжетом не только романа С. Сар- такова, но и любых других произведе­ ний. Постройка Великого Сибирского пу­ ти представляет собой не сюжет, а ре­ альное историческое событие. Среди других можно отметить рецен­ зию О. Пелымской на «Рассказы о ста­ рой Сибири». В двух последних книгах альманаха с критическими замечаниями выступают читатели. Приятно отметить, что редакция аль­ манаха уделяет много внимания критике. Но нельзя не пожалеть, что в своих кри­ тических выступлениях она охотно кон­ статирует недостатки и очень слабо учит тому, как надо их преодолевать. В статье И. Сибирцева «Совершенство­ вать литературное мастерство» анализи­ руется содержание первого номера аль­ манаха «Абакан» на русском языке. Из­ дание такого альманаха — крупнейшее событие в культурной жизни Хакассии. Между тем автор выполнил свою рабо­ ту торопливо и во многом небрежно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2