Сибирские огни, 1956, № 3
на путь элементарного изложения. Поэт «работает» методом информационного ссобщения: героя усаживают в вагон, жмут ему руки, просят в Москве рас сказать о планах колхоза. Герой едет, волнуется, и ему не спится по ночам. Но живого характера в стихотворении нет. Стихи Г. Пономарёва «Приезжай, по нравится, я знаю!» потому и являются контрастом по отношению к стихам И. Гребцова, что автор избежал рацио налистического пересказывания темы, создал лирический характер. Здесь нет декламации, всё рассказано просто, безыскусственно, но с горячей заинтере сованностью и тёплым чувством. Слу жили в армии на Востоке два друга. И хотя один был уроженец Алтая, а другой — Казани, обещали они, когда понадобится, помочь друг другу. Весь Алтай поднялся на освоение целины. Настало время уроженцу Сибири обра титься за помощью к другу. Призыв, сер дечный и требовательный, слышится в строках, повествующих о том, как Си бирь пошла в наступление на залежь, как началась новая стройка, как лихора дочно возводятся дома за перевалом. И глубокое убеждение в том, что друг услышит и приедет помогать, выражено очень просто и очень задушевно. Тема большого политического звуча ния раскрыта в образе сибиряка с его суровой нежностью, любовью к семье и к другу. И странно, когда Г. Пономарёв берёт тему непосредственно лириче скую, его постигает неудача. Стихотво рение «Напоминание девушке» оказы вается набором представлений, которые использовались сотни раз и стали «об щим местом». В самом деле , грустя о девушке, уехавшей из деревни в инсти тут, герой— «агроном-паренёк», а вместе с ним, разумеется, и поэт, выражают ли рическое настроение в мотивах, не име ющих своего оригинального поворота. Паренёк пишет, что девушку не забыли и ждут. Он напоминает своей подруге, как хорошо в деревне летом. Паренёк грустит по поводу того, что, увлёкшись институтскими делами, девушка может забыть колхозное село. И, наконец, па ренёк просит не принимать его напоми наний за упрёк и т. п. Недостатки в стихотворном разделе альманаха «Енисей» свидетельствуют о снисходительном отношении редакции к авторам недоработанных произведений. Литературно-критические отделы трёх последних книг альманаха содержат 1 3 статей и рецензий. Лучшие среди них — статья И. Ольшанского «Заметки о художественной прозе 1954 года» и стат: я А. Толстой «Произведение о ре волюционном прошлом Сибири». Выступление И. Ольшанского с ква лифицированным разбором новых произ ведений советской литературы говорит о верном стремлении редакции альманаха не ограничивать литературоведение и критику изучением произведений лишь местных авторов, дать простор для ре шения общих, принципиальных проблем. А. Толстая посвятила свою статью анализу и оценке не так давно завер шённого С. Сартаковым романа «Хребты Саянские». Она верно прочла сложное, многоплановое по содержанию произве дение и хорошо разобралась в его идейно художественном смысле. Особенно бла гоприятное впечатление производят ус пешные попытки критика изучать ха рактеры в единстве со своеобразием их художественного воплощения. Уделяет А . Толстая большое внимание и языку романа: живости, стремительности диало гов, приёмам индивидуализации речи ге роев, удачно использованным Сартако вым. Анализ романа «Хребты Саянские» проведён А . Толстой объективно, добро желательно. Не забыты и серьёзные про счёты автора. Однако в статье А. Толстой есть не удачные определения, неточные форму лировки. Критик ошибочно понимает смысл и значение сюжета в художественном про изведении. А. Толстая пишет: «Сюжет ной основой эпопеи является постройка Великого Сибирского пути, рост проле тариата, его борьба под руководством социал-демократической партии, разви тие революционного движения в Сиби ри». Возвращаясь к этой проблеме не сколько позж е , критик вновь подчёрки вает основные особенности сюжета в эпопее: «Развитие сюжета в ней идёт по нескольким линиям. Основная — это рост промышленного пролетариата и освободительного движения в Сибири. Вторая линия — это формирование рево люционного самосознания трудящихся масс в процессе активной борьбы». Рост промышленного пролетариата не может быть сюжетом не только романа С. Сар- такова, но и любых других произведе ний. Постройка Великого Сибирского пу ти представляет собой не сюжет, а ре альное историческое событие. Среди других можно отметить рецен зию О. Пелымской на «Рассказы о ста рой Сибири». В двух последних книгах альманаха с критическими замечаниями выступают читатели. Приятно отметить, что редакция аль манаха уделяет много внимания критике. Но нельзя не пожалеть, что в своих кри тических выступлениях она охотно кон статирует недостатки и очень слабо учит тому, как надо их преодолевать. В статье И. Сибирцева «Совершенство вать литературное мастерство» анализи руется содержание первого номера аль манаха «Абакан» на русском языке. Из дание такого альманаха — крупнейшее событие в культурной жизни Хакассии. Между тем автор выполнил свою рабо ту торопливо и во многом небрежно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2