Сибирские огни, 1956, № 3

ми советами и делами людям, приехав­ шим на освоение целинных земель. Но характер этого действующего лица вы­ черчен схематически. Драматург «игра­ ет» главным образом на ломаной рус- екой речи персонажа. Однако нарочитое подчёркивание этой особенности («Земля плохой, трава — плохой, — счастья не­ ту» и пр.) явно помешало автору при­ дать характеру подлинно реальные, жи­ вые черты. Намажаков — «дежурный» тип пар­ тийного работника, заимствованный из слабых пьес. Он изрекает справедливые истины, учит всех, а сам не выполняет сколько-нибудь действенной роли. Если не считать нескольких дельных советов, которые он дал покорителям целины, ему не находится существенного места в драматургическом действии. Конфликт развивается без него и разрешается без него. Создаётся впечатление, что дей­ ствующ ее лицо введено в пьесу не по принципу необходимости, а по чисто ра­ циональным соображениям: неудобно при изображении больших дел забыть о партийном руководителе. Забывать дей­ ствительно нельзя, но невозможно и ог­ раничиваться его формальным обозначе­ нием. Драматургия не терпит бездейст ­ вующих лиц. А кто такой Прилипский? То, что он враждебно относится к новым людям, приехавшим на целину, — это совершен­ но ясно. Именно он посоветовал Вале­ рии Шахматовой распахать негодные участки земли. То, что он не верит в изыскания Берегового и упорно твердит, что Хакассия вечно была бесплодной пу­ стыней, — об этом в пьесе сказано так­ ж е совершенно недвусмысленно. Он — подлый и мелкий человечек, прячущий от своего сотоварища сахар , панически убегающий, когда начинается буря, гро­ зящая задушить посевы колхоза пылью с распаханной целины. Но зачем он всё это совершает? Ответа на этот важней­ ший вопрос в пьесе отыскать невозмож­ но. Кто это? Вредитель ли, действующий по каким-то указаниям? Враг ли, совер­ шающий преступления в одиночку? Кра­ жа сахара и недовольство тем, что с при­ ездом молодёжи стало очень шумно на хакасской земле , ещё не объясняют его поступки. К тому ж е непонятно, почему столь проницательный по замыслу дра­ матурга секретарь райкома Намажаков д аж е не поинтересовался Прилипским и дал ему возможность исчезнуть? Так как пьеса не даёт ответа на все оти вопросы, остаётся одно объяснение. Прилипский выведен для усиления внешней увлекательности драматургиче­ ского сюжета. Таковы достоинства и слабости круп­ ных произведений альманаха «Енисей» в прозе. В поэтическом отделе альманаха опуб­ ликованы произведения тувинских и ха­ касских поэтов. Заслуживает одобрения не только стремление редакции познакомить рус­ ских читателей со своеобразной и глу­ бокой по содержанию хакасской и тувин­ ской поэзией, но и качество переводов, сделанных А. Чмыхало, М. Скуратовым, И. Верюгиным. Как правило, в них на­ шли своё отражение искренность, пафос, задушевность, свойственные произведе­ ниям Л. Чадамбы, М. Кильчичакова, Ю. Кюнзегеша и др. Тема родины, советского патриотизма, новой, колхозной жизни является глав­ ной в этих произведениях. «Песня о кол­ хозном чайлаге» В. Эренчина поэтически рассказывает о тех коренных изменени­ ях, которые произошли в жизни тувин­ ского народа, вставшего на путь социа­ листических общественных отношений. Люблю я запахи степной травы. Люблю кумыс холодный пить из фляги... О новом облике седой Тувы Слагаю песню на родном чайлаге. С. Сарыг-оол в стихотворении «Я сын Улуг Хема» , развивая аналогичную тему, говорит о неодолимости нового, о том, что не побегут вспять горные ручьи и нет такой силы, которая заставила бы народ вернуться к старым временам: «не жить нам, как отцам, в бесславье, когда свистела баев плеть». Большая поэтическая взволнован­ ность отличает стихотворение М. Киль­ чичакова «Моя Хакассия», славящее дружбу народов Советского Союза, забо­ ту партии о счастье каждого человека. Столица Москва и солнечная Хакассия живут едиными помыслами и стремле­ ниями. Из произведений русских поэтов наи­ больший интерес представляют «Стихи о Шушенском» И. Рождественского. В них высокая политическая тема решена ли­ рически, образ В. И. Ленина, в связи с этим, раскрывается в своеобразной оцен­ ке автора. Лишь в одном месте И. Рождествен­ ский отступает от верных приёмов худо­ жественного изображения. Создав живой характер девочки-пионерки, задумавшей­ ся в ленинском домике, он заканчивает стихотворение такими словами: «Пятёр­ ки скажут в табеле твоём, что ты завету Ленина верна». Эта верная мысль пере­ дана «лобовым» приёмом и оказалась вне поэзии. Откровенная дидактика за ­ менила сложное, глубокое чувство. Для стихотворения Игоря Гребцова «На выставку» характерно неглубокое решение темы. Сколько значения и вы­ сокого смысла заключено в том, что ге­ рой произведения — колхозник Коля, с руками, огрубевшими в труде, едет в Москву! Из тысячи колхозников лишь одному выпадает такая честь, и очень важно показать, как живёт, трудится этот колхозник, в чём проявляется его героизм. Но, минуя все трудности этой темы, автор встал на путь декламации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2