Сибирские огни, 1956, № 3
мерах продолжает публиковать очерки декламационного стиля. И. Игнатьев в произведении «На целине» рассказывает о весеннем севе в укрупнённом колхозе им. М. И. Калинина в Бельтырах. В очерке с формальной точки зрения есть всё, а с точки зрения требований очеркового жанра нет главного — такого рассказа о людях, который давал бы нам представление о живых характерах покорителей целины. О старом поли вальщике Каркачаке Иптышеве мы узнаём лишь, чтс он «смелый и хитрый», с «водой ладить умеет» . О трактористе Андрее Тернове сказано, что он бросил удобную квартиру и поехал «покорять необжитые степи». Столь ж е мало сказа но и об Анатолии Филиппове. «Цветёт весенняя степь. Поднимаются, мужают всходы. Ведёт на поля воду старый Кар- качак. Штурмуют целину тракторы». «Люди одной цели и одного благородно го стремления, они не пожалеют ни сво их сил, ни знаний, ни времени, чтобы вместе со всем народом поднять сель ское хозяйство, чтобы вырастить Родине высокий урожай. Они — творцы гряду щего изобилия». А как тракторы штур муют целину, в чём конкретно вырази лись благородные стремления людей, — узнать из очерка невозможно. Пример но в таком же плане написаны очерки Л. Бахтинского «В Уйбатской степи» и В. Чиркова «Переяславка сибирская». Правда, здесь больше фактов и цифр, но живых людей тоже нет. Более обстоятельны и интересны очерки А. Николаева «На новых путях» (о деятельности Учумского племенного овцеводческого совхоза), И. Рождест венского «По Туве». Интересно решена колхозная тема в пьесе Г. Савичевской «Где были ски фы» (книга 15-я). Это особенно радует: драматургический жанр наиболее сло жен, требует максимальной концентра ции художественных средств и всё вре м я нарастающего напряжённого дей ствия. Г. Савичевская изображает тревоги и волнения, радости и печали советских людей в Хакассии в наши дни, людей, для которых освоение целинных земель составляет новую полосу их жизни. Ряд убедительных характеров, волнующих драматических сцен, поэтическое разре шение темы — вот что прежде всего привлекает в пьесе. Среди других действующих лиц осо бое место занимает Валерия Владими ровна Шахматова — агроном совхоза. С её настроениями и делами в первую очередь связан драматургический конф ликт произведения. Характер одного из главных персонажей — живой и непо средственный. Валерия никогда не соби ралась работать в провинции. Её ждала научная деятельность в академии, и ей не приходило в голову, что она, вчераш няя студентка, никогда ещё не испы тавшая себя в практической работе, не избежно должна была превратиться в «академического» работника». Обстоя тельства сложились так, что она не по пала в аспирантуру и должна была по ехать в хакасский совхоз. Встретившись на целинных землях с археологом Фёдо ром Береговым, она говорит ему: «По слали меня сюда на труд, и я честно бу ду выполнять свои обязанности. Но нельзя, поймите, нельзя требовать от ме ня, чтобы я отдавала этой земле, кроме своих знаний, ещё и любовь. Любви нет. Понимаете? А изображать то, чего нет, я не стану». У Валерии два выхода: либо уйти, ли бо сломать в самой себе пережитки эго изма и стать преобразователем природы не по обязанности, а по велению сердца. Драматург идёт по линии наибольшего сопротивления, создавая характер в про цессе его развития, обогащения. Конфликт между Валерией и её сото- варищами-комсомольцами выражен не столько в поступках, сколько в психоло гических столкновениях. «Лишний чело век» на целине не может жить радостя ми и заботами коллектива. Угрюмой и пустой кажется ему земля, тяжело и тоскливо ему самому. В пьесе нет морализующих поучений, почти нет споров по поводу заблуж де ний Шахматовой. Её учит сама жизнь. Человек, работающий по принуждению, неизбежно ошибается и ошибается гру бо. По распоряжению Валерии распахи вают не те участки целины, которые сле дует. Выветривание почвы грозит благо состоянию соседнего колхоза. И именно тот факт, что археолог Береговой и ин женер по орошению Олег Кленовский при помощи комсомольцев быстро, но д е ликатно исправляют её ошибки, помога ет ей осознать всю важность и ответ ственность деятельности агронома. На учившись понимать бескорыстие, силу товарищеской выручки, Валерия прихо дит к выводу, что жизнь человека скла дывается не из индивидуалистических стремлений, а из единения его с кругом товарищей и друзей , увлечённых боль шим общественным делом. Теперь чу жая земля представляется ей родной, теперь она не посторонняя в коллективе. Её волнует всё, что волнует и заботит других. Валерии помогает сродниться с новым краем и то, что она полюбила стреми тельного, настойчивого археолога Б ере гового. Но пьеса написана так, что чи татель понимает: лёд отчуждения и не приязни растопился бы в сердце Вале рии и вне развития этой лирической те мы. Она, кстати говоря, и решена до вольно традиционно. И пьеса Г. Савичевской, к сожалению, тоже не доработана. По замыслу автора, чабан колхоза Хо- ха Курлугашев— мудрый представитель народа Хакассии, помогающий свои
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2