Сибирские огни, 1956, № 3

его только сейчас, после того, как разо­ чаровалась в Борисе Островзорове, че­ ловеке грубом, не достойном любви. Од­ нако дело осложняется ещё и тем, что Валя носит под сердцем ребёнка Бори­ са, в чём не сразу решается признаться. Чтобы отрицать и отвергать пережит­ ки мещанства, нужно реально показать их носителей. Борис Островзоров, изба­ лованный сын профессора, показан в по­ вести бегло. Многие черты отрицатель­ ного в его характере лишь названы. Он красив и обаятелен внешне. Но из этого не следует, что он должен быть эгои­ стом. Он рассорился с Валей, но почему и как, — читатель не знает. Допустим, что он был неправ. Но его приезд в От­ радное и стремление помириться с Ва­ лей никак не свидетельствует о его «злодействе» . Узнав о беременности сво­ ей подруги, он не только не уезж ает в город, но с ещё большей настойчи­ востью хочет восстановить былые отно­ шения. В. Иванов доказывает, что Бори­ са толкает на примирение оскорблённое мужское самолюбие: он не привык, что­ бы его девушки бросали. Поскольку это сказано, а не показано, возникает сомне­ ние: станет ли красавец-шелопай, ветро­ гон и эгоист во имя удовлетворения тщеславия, самолюбия настаивать, что­ бы его бывшая подруга с ребёнком вер­ нула ему благосклонность? Это невыгод­ но ему со всех точек зрения. Не дав обстоятельной художественной характеристики отрицательному, автор столь ж е мало достоверно рисует и по­ ложительное. Рубцов решил соединить свою жизнь с жизнью Вали. Но решение это остаётся нарочито выставленным те­ зисом, не получившим достаточного обо­ снования. В образ Степана внесены та­ кие противоречия, которые вызывают сомнения: а может ли он поступить так, как решил? Хотя Валя никак не поощряла его ухаживаний и не давала никаких на­ дежд , хотя она, напротив, подчёркнуто отстранялась от Степана, он ведёт себя с нею весьма грубо. Человек пришёл к Степану за помощью, не претендуя на большее, а он разговаривает с ней «ле­ дяным голосом», её объяснения встре­ чает колкостью и издёвкой, грубо попре­ кает прошлым. Трудно такому герою придти к развязке, завершающей по­ весть. Рубцов идёт в дом Вали Орешко, убеж дает её в своей любви, и счастли­ вая пара на следующий день отправ­ ляется в сельский Совет зарегистриро­ вать брак. Такая развязка была бы естественной, если бы автор показал нам, как в душе героя совершается сложный процесс «очищения» от мелкого самолюбия, как крепнет и растёт любовь к человеку. Обо всём этом автор говорит поспешно, не заботясь о том, получили ли завер­ шение намеченные характеры, распута­ ны ли все завязанные сюжетные узлы. Степан Рубцов, оскорбив девушку, по­ чувствовал угрызения совести, Тоня, — девушка, также любившая Степана, подавив свои чувства, упрекает Рубцова в холодном, жестоком отношении к Ва­ ле. И этого достаточно, чтобы в душе ге­ роя произошёл переворот, позволивший увенчать произведение счастливым кон­ цом. В действительной жизни и в произ­ ведениях, неуклонно следующих её правде, всё происходит сложнее. В трёх книгах альманаха опубликова­ но много очерков и рассказов, посвя­ щённых колхозной теме. В Краснояр­ ском крае достигнуты первые успехи в освоении целинных и залежных земель, и редакция альманаха, разумеется, не могла остаться безучастной к этому. Можно сказать больше, она широко от­ крыла страницы альманаха для произве­ дений всех жанров на важнейшую тему наших дней. Очерки и рассказы о людях, осваиваю­ щих целинные земли, опубликованные в альманахе «Енисей», неравноценны по своему качеству. Книга 13-я альманаха «Енисей» была подписана к печати в апреле 19 5 4 года, и поэтому в ней трудно было отразить широчайший размах борьбы за дальней­ ший подъём сельского хозяйства в крае на основе распашки новых земель. Очер­ ки и рассказы в этом номере носят пре­ имущественно призывный характер. Та­ ковы этюд В. Полякова «Светлый путь», корреспонденция И. Цвейтова «Вожак сельских механизаторов», путевые за ­ метки М. Константинова «На целину». Но в последующих двух очередных книгах альманаха есть интересные про­ изведения. Н. Устинович выступает в трудном жанре короткого рассказа-ми­ ниатюры и добивается значительных успехов. Его рассказы «Откровенный разговор», «Костёр в степи», «Летят пе­ релётные птицы», особенно первый и последний, дают верное представление о жизни на целинных землях, жизни слож­ ной, подчас трудной, но благородной. Стремление изобразить живые xapaKTej- ры сочетается у автора с постановкой важных и сложных общественных про­ блем. Так, в рассказе «Откровенный раз­ говор» поднимается вопрос о стиле ра­ боты новатора-тракториста, о вреде за ­ знайства и захваливания. В рассказе «Летят перелётные птицы» ярко рас­ крыт контраст м еж ду реальными заме­ чательными делами, совершающимися на целине, и привычной узко ведом­ ственной позицией некоторых краевых учреждений. Они пока не усвоили, что новые обстоятельства жизни требу­ ют нового, живого руководства, и посы­ лают в колхозы разного рода обследова- телей-формалистов, которым не важно, что делается в колхозах, а важно лишь добыть очередные сведения и отчётные бумажки. К сожалению, редакция и в этих но­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2