Сибирские огни, 1956, № 3

умеющий иногда верно изображать лю­ дей. Если Гопкинс — «номенклатурный злодей» со всем набором свойств и признаков традиционного «литературно­ го» шпиона, то русский предпринима­ тель Вилкин и начальник штаба парти­ занской армии Постников — живые ха­ рактеры, нарисованные с такой рельеф­ ностью, такими типическими штрихами, что их хорошо видишь, слышишь и по­ нимаешь. Интересен в романе образ начальника штаба партизанской армии Постникова. Хотя перед нами и очень сложный тип карьериста — врага революции, подняв­ шегося на гребне революционной волны, автор не злоупотребляет публицистиче­ скими отступлениями для его раскры­ тия. Стремление Постникова властво­ вать, его ловкость демагога, умеющего в своих речах играть на низменных чувст­ вах, его подпольные интриги против пар­ тизанских руководителей, — всё это рас­ крыто в поступках, действиях персо­ нажа. Можно, конечно, пожалеть, что Н. Волкову удались лишь некоторые от­ рицательные персонажи и не удался ни один положительный. Означает ли всё это, что роман «Заре навстречу» непоправимо испорчен? Нет. Нам он представляется очень интерес­ ным черновиком произведения, где на­ мечена верная тема, отобран круг воз­ можных характеров, предварительно про­ думана их расстановка, взаимосвязи и взаимовлияния в ходе развития собы­ тий. Далее предстояла творческая рабо­ та, связанная с художественным вопло­ щением темы. Приняв черновик за за ­ вершённое произведение, редакция аль­ манаха «Енисей» и автор поторопились его напечатать. Повесть В. Иванова «Однажды ле­ том», опубликованная в 15-й книге аль­ манаха -за 1955 г., также свидетель­ ствует о том, что редакция ищет и нахо­ дит интересных авторов с не менее инте­ ресными по замыслу произведениями, но торопится с их опубликованием. На этот раз перед нами одна из самых важных тем современности — тема кол­ хозная. В. Иванов пытается показать быт колхозной деревни, чувства и стрем­ ления молодёжи. Но, несмотря на отдель- ные удачи, автор не находит такого ху ­ дожественного решения темы, чтобы можно было сказать: да, вот повесть, где всё закономерно, всё слито в единый, сложный поток жизни, всё раскрыто спе­ цифическими средствами искусства. Не глубоко проник В. Иванов в жизнь колхозного села. Писатель увидел, что председатель колхоза, бывший партизан Парфён Иванович Орешко, стал возвы­ шаться над правлением, как «хозяин». Основное обвинение, предъявленное ему автором, состоит в том, что он не даёт своему колхозу подняться выше средне­ го уровня, любит жить по старинке, боится нового. А художественных дока­ зательств для этого приведено крайне недостаточно. Парфён Иванович отдарил двумя породистыми поросятами снаб­ женцев, доставших ему трубы для водо­ провода, необходимого животноводче­ ской ферме. Парфён Иванович не позво­ лил поставить весь скот на лагерное со­ держание. И, наконец, узнав о несчасть­ ях дочери Валентины, он стал крепко выпивать. По прочтении повести невольно возни­ кает нерешённый вопрос: а может быть, есть и другие причины, которые могли бы объяснить, почему колхоз в Отрад­ ном не поднимается выше среднего уровня? Обращает на себя внимание интерес­ ный факт. Как только автор начинает знакомить нас с колхозным производ­ ством, появляется сухая , хроникёрская запись. Эпизоды, в которых студент- практикант Степан Рубцов знакомится с фермой и сам рассказывает о ней, в зна­ чительной мере выпадают из образной ткани произведения. Бегло и поверхност­ но показаны колхозницы Тоня, Мария Люба, Анфиса. Безусловно, удачен деревенский пей­ заж. Сразу видно, что автор не только хорошо знает и любит сельскую приро­ ду , но и обладает зорким, наблюдатель­ ным глазом, умеет чувствовать и изобра­ жать прекрасное в мире в единстве с прекрасными чувствами и мыслями сво­ их героев. Река, поле, лес, деревенская улица — всё это по-новому свежо и ярко открывается в повести. Вот, например, В. Иванов рисует при­ ближение грозы: «С утра стояла духота , парило. Потом на западе за пепельно­ фиолетовой полосой тайги стала назре­ вать синева. Она разрасталась, тяжеле­ ла. А солнце светило всё ярче, припека­ ло сильнее. Кудрявые шапки тальников застыли в неподвижности. Далёкую си­ неву мгновенно Ьрошила золотистая нитка молнии. Раскат грома не докатил­ ся до нас, поглощённый знойным возду­ хом и травами луговой поймы». А по­ ездка Степана Рубцова на лодке, а ночь, которую он провёл вместе с Валей у копны сена! Здесь запахи, краски ноч­ ной природы слиты с лирическим на­ строением героев и создают картину, глубоко поэтическую. Что ж е касается сложной истории любви Степана Рубцова и Вали Ореш­ ко, то поэтическое в ней перемежается с прозаическим. Верные диалоги и эпизо­ ды сочетаются с хроникальной ско­ рописью. Степан Рубцов с детства любит Валю. Проходят годы. После случайных встреч в городе, где они учились в разных ин­ ститутах, Степан и Валя вновь оказы­ ваются вместе в своём родном селе От­ радном. Юноша попрежнему любит по­ другу своего детства. А она полюбила

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2