Сибирские огни, 1956, № 3
умеющий иногда верно изображать лю дей. Если Гопкинс — «номенклатурный злодей» со всем набором свойств и признаков традиционного «литературно го» шпиона, то русский предпринима тель Вилкин и начальник штаба парти занской армии Постников — живые ха рактеры, нарисованные с такой рельеф ностью, такими типическими штрихами, что их хорошо видишь, слышишь и по нимаешь. Интересен в романе образ начальника штаба партизанской армии Постникова. Хотя перед нами и очень сложный тип карьериста — врага революции, подняв шегося на гребне революционной волны, автор не злоупотребляет публицистиче скими отступлениями для его раскры тия. Стремление Постникова властво вать, его ловкость демагога, умеющего в своих речах играть на низменных чувст вах, его подпольные интриги против пар тизанских руководителей, — всё это рас крыто в поступках, действиях персо нажа. Можно, конечно, пожалеть, что Н. Волкову удались лишь некоторые от рицательные персонажи и не удался ни один положительный. Означает ли всё это, что роман «Заре навстречу» непоправимо испорчен? Нет. Нам он представляется очень интерес ным черновиком произведения, где на мечена верная тема, отобран круг воз можных характеров, предварительно про думана их расстановка, взаимосвязи и взаимовлияния в ходе развития собы тий. Далее предстояла творческая рабо та, связанная с художественным вопло щением темы. Приняв черновик за за вершённое произведение, редакция аль манаха «Енисей» и автор поторопились его напечатать. Повесть В. Иванова «Однажды ле том», опубликованная в 15-й книге аль манаха -за 1955 г., также свидетель ствует о том, что редакция ищет и нахо дит интересных авторов с не менее инте ресными по замыслу произведениями, но торопится с их опубликованием. На этот раз перед нами одна из самых важных тем современности — тема кол хозная. В. Иванов пытается показать быт колхозной деревни, чувства и стрем ления молодёжи. Но, несмотря на отдель- ные удачи, автор не находит такого ху дожественного решения темы, чтобы можно было сказать: да, вот повесть, где всё закономерно, всё слито в единый, сложный поток жизни, всё раскрыто спе цифическими средствами искусства. Не глубоко проник В. Иванов в жизнь колхозного села. Писатель увидел, что председатель колхоза, бывший партизан Парфён Иванович Орешко, стал возвы шаться над правлением, как «хозяин». Основное обвинение, предъявленное ему автором, состоит в том, что он не даёт своему колхозу подняться выше средне го уровня, любит жить по старинке, боится нового. А художественных дока зательств для этого приведено крайне недостаточно. Парфён Иванович отдарил двумя породистыми поросятами снаб женцев, доставших ему трубы для водо провода, необходимого животноводче ской ферме. Парфён Иванович не позво лил поставить весь скот на лагерное со держание. И, наконец, узнав о несчасть ях дочери Валентины, он стал крепко выпивать. По прочтении повести невольно возни кает нерешённый вопрос: а может быть, есть и другие причины, которые могли бы объяснить, почему колхоз в Отрад ном не поднимается выше среднего уровня? Обращает на себя внимание интерес ный факт. Как только автор начинает знакомить нас с колхозным производ ством, появляется сухая , хроникёрская запись. Эпизоды, в которых студент- практикант Степан Рубцов знакомится с фермой и сам рассказывает о ней, в зна чительной мере выпадают из образной ткани произведения. Бегло и поверхност но показаны колхозницы Тоня, Мария Люба, Анфиса. Безусловно, удачен деревенский пей заж. Сразу видно, что автор не только хорошо знает и любит сельскую приро ду , но и обладает зорким, наблюдатель ным глазом, умеет чувствовать и изобра жать прекрасное в мире в единстве с прекрасными чувствами и мыслями сво их героев. Река, поле, лес, деревенская улица — всё это по-новому свежо и ярко открывается в повести. Вот, например, В. Иванов рисует при ближение грозы: «С утра стояла духота , парило. Потом на западе за пепельно фиолетовой полосой тайги стала назре вать синева. Она разрасталась, тяжеле ла. А солнце светило всё ярче, припека ло сильнее. Кудрявые шапки тальников застыли в неподвижности. Далёкую си неву мгновенно Ьрошила золотистая нитка молнии. Раскат грома не докатил ся до нас, поглощённый знойным возду хом и травами луговой поймы». А по ездка Степана Рубцова на лодке, а ночь, которую он провёл вместе с Валей у копны сена! Здесь запахи, краски ноч ной природы слиты с лирическим на строением героев и создают картину, глубоко поэтическую. Что ж е касается сложной истории любви Степана Рубцова и Вали Ореш ко, то поэтическое в ней перемежается с прозаическим. Верные диалоги и эпизо ды сочетаются с хроникальной ско рописью. Степан Рубцов с детства любит Валю. Проходят годы. После случайных встреч в городе, где они учились в разных ин ститутах, Степан и Валя вновь оказы ваются вместе в своём родном селе От радном. Юноша попрежнему любит по другу своего детства. А она полюбила
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2