Сибирские огни, 1956, № 3
игра с ним. Похвалить Н. Волкова за удачный сюжет — это и означает напра вить его усилия не в ту сторону, куда -ему следует идти. Н. Волкова следует упрекнуть за увлечение только сюжетной стороной произведения. Роман открывает таин ственная, мрачная сцена на кладбище города Каменска. В старой, угрюмой ча совне встречаются матёрые шпионы Гоп- кинс и Воротынский (он ж е Рутков) и об суждают план своих злодеяний против советской власти. Что можно возразить против такого начала? Разве есть что-либо плохого в том, чтобы сценой такого содержания ср а зу приковать внимание читателя, за интересовать и даже заинтриговать его? Однако уж е эта первая сцена застав ляет насторожиться. Сцена создана на рочито, во имя соблюдения «чисто» сю жетных интересов в противоречии с со держанием романа. Свидание шпионов, очевидно, не слу чайно назначено на кладбище: оно долж но быть строго секр!етным. Тем не менее Гопкинс подкатывает к кладбищу на ав томобиле, да ещё открытом. Вполне по нятно возмущение Воротынского, при шедшего на свидание первым: «Б-а-ал- ван... Вывесил бы ещё на своём барань ем лбу объявление, кто он и зачем сю д а прикатил». Спрашивается, зачем так неосмотрительно ведёт себя Гопкинс в сцене , имеющей сугубо конспиративный характер? Это не он виноват. Виновен автор. Он решил обставить секретное со вещание шпионов как можно более эф фектно: кладбище, часовня, рокот мо тора, американский шпион, вылезаю щий из машины. Конечно, правда жиз ни, реальный замысел оказались нару шенными. Нельзя утверждать, что в романе «З а ре навстречу» искусственен весь сюжет. Многие эпизоды (подпольная работа Уярова, Порезова и других большевиков с необходимыми переодеваниями, тай ные собрания революционеров и пр.) на рисованы правдиво, события развёртыва ются естественно. Но верные' эпизоды чередуются с придуманными, тяга к фор мально приключенческому жанру неодо лимо побеждает. Десятки и десятки сцен с изображением белогвардейских застенков, пыток, побегов заключённых предлагаются вниманию читателя. Сочетание идейного замысла о суро вой и трудной борьбе коммунистов про тив белогвардейщины с откровенно аван тюрным сюжетом несовместимо. Сюжет оторвался от содержания, стал само целью, и его внешняя «увлекательность» похоронила реальные обстоятельства жизни героев. Второй существеннейший недостаток романа верно отмечен С. Голубовым. Действительно, в нём нет, как правило, характеров, получивших обстоятельную художественную мотивировку. В самом деле, какая разница между Уяровым и Жуковым, Вороновым и Саенко, Поре- зовым и Казыриным, Лихановым и За ломовым? Формальная разница есть: это люди разных возрастов, профессий и за нятий. Один командует партизанами, другой является у них комиссаром, тре тий руководит подпольным партийным комитетом. А различия по существу нет. Все они волевые, бесстрашные, отваж ные, но все эти свойства, которые при надлежат им по праву, не раскрыты в индивидуальном своеобразии каждого отдельно взятого героя. Нет развития образов, их обогащения в ходе напря жённейшей революционной борьбы. Нет характерных привычек, жестов, живых черт, лица. Совершенно отсутствует про никновение писателя в сложные внут ренние психологические процессы жизни героев. Не требуется многих примеров, чтобы убедиться в этом. Вот перед нами ком мунист Уяров, которого автор всё время выдвигает в центр повествования. Уяров сидит перед смертью в белогвардейском застенке, и Н. Волков так характеризует его состояние. «Умирать Уярову не хо телось». «Ничего, — подбадривал он се бя, — всё-таки не зря прожил. А если мало что сделал, то не моя в этом вина. Много ли пожить удалось». Ещё рань ше, изображая своего героя в день во оружённого восстания против белогвар дейцев, автор следующим образом ха рактеризует его состояние: «Почему это так, — думал Александр, — через не сколько часов всё должно решиться. Мо жет быть, даже убьют меня, и не увижу я больше моей Машеньки, а почему-то никаких особенных, возвышенных чувств, как в романах пишут, я не ис пытываю, а только одно нетерпенье, что бы скорей всё кончилось». Следует заметить, что в хороших ро манах писатели пишут правду о слож ных и трудных переживаниях героев, идущих на смерть. И сам Н. Волков, су хо констатировав, что умирать Уярову не хотелось, должен был поведать о том, что слёзы навернулись на глаза героя, когда он вспомнил о Машеньке. Но как много холода в авторском рисунке! Бо лее того, автор даже заявляет, что нет и не может быть у героя каких-то «осо бенных» чувств. Нет, это не реальный герой так чув ствует и думает. Не он резонёрствует в день восстания о романах. Это писатель наделил его чертами равнодушия, сухо сти, лишив его естественных человече ских признаков, лишив того индивиду ального своеобразия, которое должно быть присуще только ему. Справедливость требует снова ска зать: есть у Волкова не только верные сюжетные положения, но и верные ха рактеры. И это вновь свидетельствует о том, что перед нами писатель способный.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2