Сибирские огни, 1956, № 3
исступлённо токуют тетерева, высоко высоко звенит колокольчиком жаворо нок, а в орешниках негромко ликуют желтогрудые песенники — клесты, да мерно постукивает красноголовый дя тел; в тенистых чащах беззаботно снуют и посвистывают полосатые бурундуки, в лохматых гнёздах на старых лиственни цах кричат сизоклювые воронята; в ра зогретых травах неугомонно трещат куз нечики. Не забывает К. Седых передать и ощущения человека; х о л о д н о поблё скивает роса, т и ш и н о й и п р о х л а д о й встречают человека ключи, от Драгоценки тянет з н о б к и й утрен ний ветерок. Такая многосторонность, «комплекс ность» в изображении природы неоспо римо доказывает близость К. Седых к М. Шолохову в манере пейзажного письма. Пейзаж в «Даурии» нигде не являет ся самоцелью. Любопытно отметить: если положи тельные герои эпопеи «вписаны» в при роду, живут в ней и живо ощущают её красоту (Роман Улыбин, Ганька, Заб е режный, Тимофей Косых и другие), то отрицательные персонажи даны «вне природы» —• они равнодушны к ней, как равнодушны к родной земле, если это не их личный участок, как равнодушны ко всему, что не касается их личных вы год. Найдя много тонких, психологически верных штрихов для обрисовки своих героев, автор не всегда последователен. Следует указать на отдельные худож ест венные недостатки произведения. Порой К. Седых подменяет изображе ние информацией. Например, вырази тельно нарисовав сватовство Алёшки Чепалова к Дашутке, К. Седых описыва ет её чувства: она «с ненавистью дума ла об Алёшке, которому разрешила все го лишь два раза проводить себя с ве чёрки, и только затем, чтобы подзадо рить Романа. В е д ь Р о м а н а о н а д а в н о п р о с т и л а и в т а й н е н а д е я л а с ь п о м и р и т ь с я с н и м . Е с л и б ы А л ё ш к а з а и к н у л с я о с в о и х н а м е р е н и я х р а н ь ш е , о н а б ы е г о ж и в о о т в а д и л а » . То, что читателю хотелось бы узнать из переживаний Дашутки, К. Седых из лагает «от себя» , бегло, конспективно, словно забыв о своём даре художника. Та ж е беглость, а иногда и сухость языка свойственна описаниям многих боёв, где автора привлекает не психоло гия участников сражения, не их чувства и мысли, а внешние события. Такие страницы невыгодно отличаются от глав, где писатель показал себя наблю дательным психологом; между тем острота и глубина переживаний в мину ты смертельной опасности, в минуты наиболее сильного напряжения всех ду шевных сил позволяют особенно ярко раскрыть характеры героев. Автор ж е не всегда пользуется этой возмож ностью. Нужно отметить и ещё один частный недостаток произведения: очень зоркий художник, К. Седых порой избегает ри совать позу человека, его жесг , выраже ние лица, ограничиваясь только его сло вами. Это придаёт известную книжность речам Сергея Лазо, Василия Улыбина и некоторых других — ведь в жизни дале ко не всё выражается словами: есть взгляды, жесты, мимика, междометия. Мастер точных и ёмких определений, К. Седых иногда изменяет себе , очень общими словами обозначая действия различных персонажей. Дашутка, встретив Романа после дол гой разлуки, «тепло и ласково улыба лась». Роман, неожиданно увидев дядю,, «устремился навстречу Василию Анд реевичу, улыбаясь простой и бесконечно счастливой улыбкой». Тайно прибывший в родной посёлок Роман, переночевав у родителей, утром выходит к завтраку. «Мать и отец зав тракали. Увидев сына, оба приветливо улыбнулись». Три разных ситуации, разные люди — но все они одинаково «безлико» улы баются. Иногда — правда, очень редко — в точно и выразительно написанных эпи зодах , которые сами говорят за себя , К. Седых пытается усилить впечатление «комментариями от автора», но достига ет обратного результата, ослабляя этим воздействие на читателя. С большой обличительной силой изо бражён Чепалов, когда он сдаёт сухари для Красной Гвардии. Озверевший ку пец подсыпал в сухари толчёное стекло; узнав, что на мешках нужно поставить фамилию сдатчика, он смертельно напу ган возможностью разоблачения. Каргин обещает ему помочь, списав сухари, как негодные. — «Слава тебе, господи! — обрадо вался Сергей Ильич и тут ж е н е п о с т е с н я л с я п о п р о с и т ь Карги на: — Мешки-то мои сохрани, будь доб рым, они у меня фабричные». Превосходный, глубоко верный штрих, завершающий картину, — как тонко показал писатель мгновенный пе реход Чепалова от страха за свою жизнь к безграничной жадности. Но нужно ли тут авторское усиление — «не постес нялся попросить?» Разве слова Чепало ва могут быть истолкованы двусмыслен но? Конечно, нет. Тут фраза будет го раздо сильнее без этих слов. Ненужное недоверие к читателю мешает. В чём-то близка эпизоду с Чепаловым такая сцена. Рогов угощает партизан па пиросами «Атаман». «На коробке красо вался портрет толстомордого, усатого че ловека в бурке и огромной барсучьей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2