Сибирские огни, 1956, № 3
Особенное значение приобретают эпи зодические персонажи, когда К. Седых повествует о революционных событиях, приведших в движение широчайшие на родные массы. Обилие действующих лиц позволяет писателю наиболее полно показать мно гообразие мотивов, определяющих при надлежность данной социальной группы к одному из борющихся лагерей. Каж дый основной герой «Даурии», подобно планете, имеет своих «спутников», чьи жизненные пути подчёркивают типич ность его поведения. Например, выписанного сравнительно крупным планом Тимофея Косых окру жают другие казаки-фронтовики, в своём большинстве решительно выступившие против самодержавия, за власть Сове тов, что отражает историческую правду. В известной мере сопутствуют Се- верьяну Улыбину Никула Лопатин и Юда Дюков, испытавшие также немало колебаний при выборе жизненного пути. Рядом с Чепаловым и Каргиным идут поселковые богатеи — Платон Волоки тин, Иннокентий Кустов и другие. Вряд ли К. Седых смог показать так убедительно всепобеждающую силу ле нинских идей, воспринятых большин ством народа, если бы не нарисовал д е сятки полнокровных образов тех, кто по первому зову партии встал подобно Ро ману Улыбину, Семёну Забережному, Кузьме Удалову, Ивану Махоркину, Мишке Лоншакову и многим другим, под знамёна Советской власти. Беспримерный подвиг матроса Уско- ва, взорвавшего вражеские эшелоны, му жество Ивана Махоркина, встречающего смерть во имя победы, массовый геро изм и самопожертвование других парти зан и красногвардейцев, описанные в «Даурии», воплощают, тему безгранич ной силы народа, знающего, что он бо рется за свою свободу и независимость. Именно эти картины с особой силой убеждают, что народ является творцом истории. _Тема партийного руководства воору жённой борьбой народа также в значи тельной степени решается при помощи ряда ярких образов, не являющихся в романе главными. В этой связи можно напомнить о подпольщике Нагорном, од ном из тех, кто готовил пожар револю ции, неся слово партии в массы, испод воль подтачивая убеждения казаков, их веру в закономерность самодержавного строя. Вместе с тем, однако, К. Седых совершенно справедливо считает, что руководящая роль партии должна быть воплощена не только в образах руково- дителей-коммунистов, какими, напри мер, являются Василий Улыбин или На горный, но и в характерах многих лю дей, коммунистов и беспартийных, для которых идеи партии стали их личными убеждениями. Жизненные пути Романа Улыбина и Федота Муратова, Юды Дю- кова и Ускова, Махоркина и Лоншакова, десятков других главных и эпизодиче ских персонажей «Даурии» отражают тот факт, как самые различные предста вители широчайших народных масс при ходят к мысли, что только указанный партией путь может привести страну к расцвету. И они твёрдо идут по этому пути, их ничто не может остановить. Этот ж е художественный приём вве дения в повествование множества эпизо дических персонажей К. Седых исполь зует и для другой цели — для разобла чения врагов революции, их душевной опустошённости. Попутно писатель осве щает важную тему разложения белой армии. Обречённость старого мира показана в ряде эпизодов. Ярко нарисовал К. Се дых вражду белоказаков с японцами. Андрон Ладушкин, чья сотня была назначена сопровождать японских фура жиров, после нападения партизан на японцев командует своим подчинённым: — Куда вы их (японцев — Ю. М.) на свою голову спасаете! Они расскажут, как мы прикрывали их, и не миновать нам расстрела. Рубите их! Семь бед — один ответ! Эта картина красноречиво свидетель ствует, как отсутствие высокой цели приводит семёновский сброд к междо усобицам, взаимному недоверию и нена висти, иначе говоря, к полному разлож е нию. Наиболее дальновидные семёновцы всё больше проникаются убеждённостью в бесперспективности затеянной ими авантюры. Семёновский сотник Кибирев говорит Каргину: — Раньше я вот этими штучками гордился, — он похлопал себя по пого ну. — Недёшево они мне дались, а те перь они жгут мои плечи. Порют и рас стреливают у нас в заводе за всякий пу стяк. Каждую ночь кого-нибудь да вы водят в расход. Здесь теперь собаки пи таются человечиной. Вряд ли требуется что-либо добавить к этим словам: в них отчётливо сквозит неверие в Семёнова, возмущение его кровавой властью, сознание безнадёжно сти дальнейших попыток удержаться в Сибири. Таких точных штрихов в романе мно го. Из отдельных реплик, бесед, эпизо дов складывается обобщённый портрет белогвардейщины с её беспримерной ж е стокостью. Остро, сатирически нарисованы писа телем образы анархистов — Пережоги- на, Лаврова и других. Всё сказанное позволяет сделать вы вод, что многие важные, существенные темы романа К. Седых решает через эпизодические персонажи, которые, в си лу этого, занимают значительное место в эпопее о революционной борьбе на рода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2