Сибирские огни, 1956, № 3
к врагам родной страны и трогатель ную заботу о друзьях , его преданность делу партии. Образ Лазо дан в разви тии — вспомним хотя бы его спор с ма шинистом Павлом Ильичём о том, сле дует ли Лазо явиться на суд белогвар дейцев, меньшевиков и эсеров. Авторы киноповести не боятся показать времен ных заблуждений героя — тем сильнее впечатление от признания Лазо своей ошибки, тем убедительнее показана его связь с народом, у которого он учится. Эпизоды сценария, с поистине кине матографической быстротой сменяющие друг друга, создают впечатляющую кар тину героической борьбы, которую под руководством партии вели трудящиеся Сибири и Дальнего Востока за счастье народа. Но вернёмся к роману. Остальные исторические образы «Д ау рии» являются эпизодическими. Не сколько подробнее обрисованы Павел Журавлёв и Фрол Балябин, но и они ли шены запоминающихся характеров, что предопределило бедность этих образов в произведении. В этой связи особенно интересно про следить, чем вызван успех автора в ра боте над образами некоторых персона жей , имевших прототипов в жизни, но не являющихся историческими. К. Седых пишет: «Образы Сергея Ильича Чепалова, Никулы Лопатина и Федота Муратова списаны с моих одно сельчан. Они пришли на страницы ро мана такими, какими были в действи тельности». Жизнь Юды Дюкова, чуть было не ставшего в «Даурии» убийцей Романа Улыбина, также почти без изменений перенесена в произведение. Дюков, уйдя в партизаны, после гражданской войны не вернулся в родные места. У К. Седых были сведения, что он погиб в боях с белогвардейщиной, и поэтому писатель не изменил фамилии и имени героя. Когда «Даурия» была опубликована, ав тор получил такое письмо: «Здравствуй , дорогой Костенька! Пишет тебе Юда Дюков. Роман я твой прочитал. Очень он мне понравился. Ты всю мою жизнь правильно описал. Толь ко почему ты меня, Костенька, убил? А потом ещё, Костенька, я ведь в Улы- бкна не стрелял, ей-богу не стрелял. А в остальном ты всю правду о моей жи тухе написал». Как видим, К. Седых многое изменил в судьбах персонажей , — и в то ж е время прототип его образа Юда Дюков свидетельствует, что автор «всю правду о моей житухе написал». Такое утверж дение имеет под собой все основания. К. Седых не изменил главной правде — правде жизни, умело отбирая типиче ское, осмысляя события, определившие судьбу данного человека. Это было бы невозможным без проникновения в с у т ь х а р а к т е р а того или иного литературного героя. Человеческие ха рактеры, своеобразные и неповторимые, созданные К. Седых, делают живыми, осязаемыми образы Чепалова, Никулы Лопатина, Федота Муратова, Юды Дю кова, Алексея Соколова и других. Как бы мало места ни уделял автор этим персонажам, читатель видит логику раз вития каждого образа, определяемую всем строем его мыслей и чувств в дан ных конкретных условиях. Основная, ведущая «линия» характера литератур ного героя определяет и основную веду щую «линию» его поведения, его пози ции в борьбе классов. Это сочетание ин дивидуальных и общественно-социаль ных черт и создаёт облик живого чело века. Там ж е , где К. Седых считает себя не вправе «домысливать образ» (хотя такое домысливание исторических лиц не только допустимо, но и необходимо), идёт по фактам биографии действитель но существующего лица без углубления в его характер, в его психологию, — там писатель терпит неудачу, как это, на мой взгляд, произошло с историческими образами «Даурии». * * * Очень важное место в романе занима ют многочисленные эпизодические пер сонажи, позволяющие автору познако мить читателя с жизнью различных классов, социальных групп и прослоек Забайкалья на протяжении долгих лет — от середины XIX века до 20 -х годов нашего столетия. На страницах «Даурии» действуют батраки и зажиточные казаки, китайцы- золотоискатели и китайцы — красные партизаны, казачья верхушка и семё новское офицерство', крестьяне и таёж ные охотники, представители самодер жавной власти, забайкальские казачьи атаманы, политические и уголовные ссыльные, стража каторжных рудников, приискатели и рабочие, партизаны и бойцы Красной Гвардии, представите ли великой партии Ленина — больше вики. Успех К. Седых предопределён не только широтой, размахом созданного им полотна, а главным образом тем, с какой живописной силой и выразитель ностью ему удалось нарисовать -живых людей, представителей самых различных социальных сил. И то, что очень и очень многие эпизодические лица воспринима ются, как яркие, самобытные характе ры, придаёт особую достоверность вос созданной писателем картине жизни З а байкалья. В общей композиции романа эпизоди ческие лица не только создают общий фон, на котором развивается действие. Через них К. Седых разрешает веду щие, основные темы произведения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2