Сибирские огни, 1956, № 3
отказать в сватовстве немилому ей Алёшке Чепалову, вопреки требовани ям своенравного, вспыльчивого отца: девушка всей силой первого чувства любит Романа. Но, уловив его колеба ния в мыслях о будущей их совместной жизни, гордая девушка в порыве оскорблённого самолюбия даёт согласие на брак с Алёшкой Чепаловым. Тонкой кистью написаны картины жизни Дашутки в чепаловском доме, её тоска по Роману, который попрежнему дорог ей. Через всю свою короткую жизнь про ходит она с гордо поднятой головой, скромная, но такая душевно сильная, одарённая цельной натурой. Смерть Д а шутки тоже свидетельствует о глубине и силе её чувств — не желая быть опо зоренной семёновцами, она недрогнув шей рукой заносит над собой нож. В ряде статей и рецензий высказыва лись упрёки в адрес К. Седых за то, что его героини, и, в первую очередь, Да- шутка, пассивны в политическом отно шении, не участвуют в общей борьбе. Например, Е. М. Макарова1 пишет: «Центральный женский образ — чистая, цельная, искренняя, гордая Дашутка, к сожалению, остаётся духовно обеднён ной. Ни одной стороной своей души она не коснулась того великого дела , кото рому служит её Роман». Думается, что этот вывод неправоме рен по двум причинам. Во-первых, пере числив такие качества, как чистота, искренность и т. д., нет оснований гово рить о духовной бедности человека, на делённого ими. Во-вторых, в том, что «на протяже нии всего произведения Даша не пытает ся разобраться в окружающих событи ях» , как пишет Е. М. Макарова, виноват не К. Седых, а действительность, каза чий уклад, где женщине отводилась лишь роль жены и хозяйки. К. Седых следовал жизненной правде. Много ли мы знаем женщин-казачек, имена кото рых можно поставить рядом с именами казаков — героев гражданской войны? Представляется, что полностью прав Г. Марков, указывавший, что «ограни ченность кругозора — не вина, а беда казачки»2. В образе Дашутки К. Седых талант ливо воплотил сильные и слабые сторо ны крестьянки и казачки, показал её прекрасные душевные качества и обще ственную пассивность, свойственную ей на первых порах. sfc Н* Наряду с вымышленными персонажа ми в «Даурии» действуют также и исто рические лица. 1 Сб. « П и с а т е л и с о в е т с к о й Си б и р и » , Иркутск, 1952, стр. 41. 2 Лит.-худ. альманах «П р и а м у р ь е». 1952 г.. стр. 132—139. Это — Сергей Лазо , руководители восточносибирских партизан Павел Ж у равлёв и Фрол Балябин, члены военно революционного штаба в Забайкалье Дмитрий Шилов, Иван Бутин и Николай Матвеев, участники партизанского дви жения в Забайкалье Метелица, Бородав кин, Кларк, Семенихин, Георгий Бого- мягков, Димов. «Крупным планом» выписан лишь об раз Сергея Лазо. К. Седых указывает, что образ легендарного героя граждан ской войны создавался им «исключи тельно по воспоминаниям его боевых дру зей и соратников, опубликованным в печати». Очевидно, известная скован ность, которую испытывал писатель, н е желая выходить за рамки имевшихся в его распоряжении документов, помеша ла яркой и глубокой обрисовке одного из замечательнейших сынов нашего на рода. К. Седых называет многие пре красные качества Л азо — бесстрашие, большой военный талант, рассказывает о его огромном авторитете среди красно гвардейцев и партизан, о его даре пла менного трибуна. Однако эти качества названы, а не показаны в действии — автор очень бегло говорит о действиях Лазо , характеризуя его через слова других персонажей . Это приводит к из вестной декларативности, которую легко заметить, например, в б есед е Василия Улыбина, Георгия Богомягкова и Мете лицы о Л азо (эта беседа происходит в Цугольском дацане — буддийском мона стыре). Пожалуй, единственное исклю чение — эпизод в зимовье шишкобоев, где проявляются хладнокровие и наход чивость Лазо. Необходимо отметить, что образ Лазо значительно дописан в последних изда ниях «Даурии» , но, к сожалению , новые главы в художественном отношении слабее остальных. Снижает яркость изображения и то, что К. Седых не раскрывает богатый внутренний мир Лазо , его не прекра щавшуюся ни на минуту внутреннюю, духовную работу. Всё вместе взятое позволяет утверж дать, что фигура Лазо на страницах «Даурии» не показана во весь свой бо гатырский рост из-за художественных просчётов автора, хотя совершенно не сомненно восхищённое отношение писа теля к этому человеку. Работу над образом Лазо К. Седых продолжил в киноповести «З а счастье народа» , написанной совместно с И. На заровым (1953 ) . В ней К. Седых в из вестной мере выполнил свой писатель ский долг перед легендарным героем гражданской войны на Дальнем Восто ке — образ Л азо в киноповести полнее, объёмнее , чем в «Даурии» . Д ело тут н е только в большем количестве биографи ческих данных, — К. Седых и И. Наза ров сумели воссоздать х а р а к т е р Лазо: его душевную твёрдость, его ненависть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2