Сибирские огни, 1956, № 3

Муратова К. С едых показывает, как в титаническую борьбу народа за своё ос­ вобождение втягиваются люди самых различных биографий, как они растут в этой борьбе. Кто ж е противостоит тому лагерю , в котором находятся Р ом ан и Василий Улыбины, Семён Забережный , Тимофей Косых , Ф едот Муратов? К. С едых развёртывает целую гале­ рею образов людей , которые не хотят и не могут примириться с торжеством народа . С большой обличительной силой написаны портреты многих из них, при­ чём написаны не поверхностно, а с глу ­ боким проникновением в их социальную и человеческую психологию. Одним из первых в этом ряду сл еду ет назвать купца Сергея Ильича Чепалова, разбогатевш его грабежом и убийствами. Скупыми и точными мазками рисует К. С едых трусость и жадность Чепало­ ва, его дьявольскую зл обу к тем , кто не хочет жить по старым порядкам. Это он составляет для карателя Соломонова список «большевиков» , куда включает всех , кто ему неугоден . Опившегося кровью купца настигает справедливое во зм ездие — взрыв партизанской грана­ ты замуровывает его в лесном логове, г д е он искал спасения. Конец Чепалова, забивш егося в волчью нору , символичен, он образно подчёркивает звериный образ врага. Н ельзя не отметить удивительную до­ стоверность чепаловского портрета — в изображ ении К. С едых нет ничего от рисунка саж ей или дёгтем . Писатель ни­ чем не хочет навязать свои выводы читателю . В с ё реш ает подбор фактов, д еталей — и в этом видны и мастерство художника , и его глубокая партийность. Поселковый атаман Елисей Каргин — тож е враг, пожалуй , ещ ё более опасный, чем Чепалов, потому что он гораздо умн ее , дальновиднее и хитрее . Многие казаки (например, Герасим Косых) считают, что «богач Каргин, ни­ чего не скажешь . Только он совсем из другого теста сделан , чем, к примеру сказать , Сергей Ильич (Чепалов. — ГО. М.). Этот, чтобы свои капиталы спа­ сти , завтра хоть японцем сделается . А Каргин не такой. Семёнова-то он, мо­ ж ет быть, и ж дёт , но с чужеземцами родниться не буд ет» . Ошибочность этой точки зрения доказывает сама жизнь. Однако нельзя игнорировать известную раздвоенность в характере Каргина, так тщательно выписанную К. Седых. В чём ж е причина этой раздвоенности? Каргин не хочет обострения отношений м еж д у двумя лагерями, выступает про­ тив бессмысленных ж естокостей семё- новцев д л я с п а с е н и я с т а р о г о . Он надеется на умиротворение, н е ж е л а я п о б е д ы н а р о д а . Н еи зб еж ен конец Каргина, человека с хорошими задатками , храброго и умно­ го ,— он едет за границу, становится че­ ловеком б е з родины. Так разоблачает К. Седых позицию «примиренчества» , показывая, что не сущ ествует « средн его пути» , — можно идти только с народом или против него, другого выбора нет. И тот, кто хочет остаться «над схваткой» двух миров, найти «третий путь» , не сум еет этого сделать: он объективно, независимо от своих побуждений , будет способствовать победе одного и поражению другого. К. С едых, создавая широкую, много­ планную картину жизни, не мог пройти и мимо тех , кто находится на перепутье , н е ум ея выбрать дороги, и колеблется м еж д у лагерем Василия и Романа Улы­ биных, Забережного , Тимофея Косых и лагерем Чепаловых, Волокитиных, Кар­ гиных. Наиболее типична для колеблющихся фигура Северьяна Улыбина. Всю жизнь проживший в постоянном труде и бедности , немало встретивший упрёков и издевательств за брата-каторж- ника, Северьян отлично сознаёт, что на свете многое устроено далеко не так, как ем у бы того хотелось . Казалось бы, что дальнейший путь Северьяна, особен­ но после того, как свершилась Октябрь­ ская революция, предопределён , тем бо­ лее , что его родной брат и сын сражают­ ся на стороне большевиков. Но К. Седых нигде не склонен приглушать сложность, а порой и запутанность человеческих характеров и су д еб . И он показывает, как Северьян становится дружинником в отряде Каргина. Причина блужданий Северьяна в том, что он не понимает смысла событий, происходящих на его глазах , запутался в них. Колебания Се­ верьяна отражают борьбу старого с но­ вым не только в его душ е , но и в душ е миллионов крестьян в годы революции и гражданской войны. П о зж е Северьян уб еж да ет ся в своей ошибке, но прозрение его происходит слишком поздно. Он, дружинник семё­ новских войск, гибнет от руки семёнов­ ского ж е палача. З а час до смерти Се­ верьян у зн ал , что партизанским отря­ дом , которому он днём раньше отказал­ ся сдаться , командует его сын Роман. И содерж анием событий, и самой ситуа­ цией К. С едых подчёркивает бессмыс­ ленность гибели- Северьяна, который, оказавшись в чуждом ему лагере , не мож ет п ер ед лицом смерти искать у т е ­ шения в мысли, что отдаёт жизнь за правое дело , что его гибель поможет торж еству его идей . И это усиливает трагизм печальной судьбы Северьяна. В «Д аурии» сравнительно мало ж ен ­ ских образов , и описаны они скупо. Исключение составляет Дашутка К озу ­ лина, сыгравшая такую большую роль в жизни Романа Улыбина. Образ Дашутки — один из наиболее обаятельных в произведении . Чистая прямодушная, она находит в себе силы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2