Сибирские огни, 1956, № 3
ли — нужно ли менять установившиеся в Мунгаловском порядки, — он навер няка ответил бы отрицательно. Всё во круг кажется ему обычным и хоро шим — и труд на своём поле, и свиданья с Дашуткой Козулиной, и охота, и гор дость казачьим званием. Далеко не сразу постигает Роман зна чение того факта, что его дядя Васи лий — каторжник! Не сразу замечает он, что Улыбиных начинают сторонить ся — положил начало этому купец Че- палов, переставший отпускать им товар в долг. Роман слишком мал для того, чтобы понять обиду отца, которого по требованию богатых казаков вывели из числа уполномоченных для выборов но вого атамана. Тем болезненнее воспри нимает Роман кличку «каторжанского племянничка», «арестантской морды», которой награждает его Алёшка — сын купца Чепалова. А жизнь вскоре раскрывает перед Ро маном новые свои стороны. Ночуя в по ле с отцом, юноша жадно прислуши вается к рассказу надзирателя Сазонова ■об убийствах жандармских начальников, издевавшихся над политическими заклю чёнными. Роман поражён — он и «не по дозревал, что совсем недалеко от Мун- галовского идёт своим чередом такая большая, непонятно грозная жизнь». Между тем, чувство юноши к Дашут- ке Козулиной вырастает в большую, чи стую любовь. Однако эта любовь омраче на — Дашутка становится женой Алёш ки Чепалова. Так естественно и логично личное чувство Романа сплетается с его раз думьями о несправедливом устройстве жизни и усиливает его вражду к Чепа- ловым, олицетворяющим в глазах моло дого казака власть и богатство. Верный правде действительности, К. Седых показывает живучесть сослов ных предрассудков в душе Романа. Он думает о бегстве вместе с Дашуткой, ко торая раскаивается в опрометчивом за мужестве, но скоро отказывается от этой мысли — «и без того косились на Улыбиных из-за дяди-каторжника, а по сле его побега отца и деда со света сживут. А ведь дед у него не кто-ни будь — первый георгиевский кавалер Забайкальского войска. Роману было приятно, когда родные и соседи говори ли про него, что он весь в деда. Эта лесть сладкой отравой пролилась в его душу, поселила в ней желание со вре менем стать таким казаком-молодцом, которым могла бы гордиться вся Орлов ская станица. И это во многом опреде лило его характер, приучило с ранних лет считаться с тем, что говорят о нём люди». Под влиянием этих мыслей Роман отказывается от побега и решает по рвать с Дашуткой. «Пусть она думает о нём что угодно, он постарается забыть её» . Так писатель убедительно рисует цепкость старых представлений. Коренной перелом во взглядах Романа происходит в дни февральской револю ции. Рассказы возвращающихся ссыль ных меняют представление юноши о ве щах, с детства казавшихся ясными. От Григория Рогова, товарища Василия по заключению, Роман узнаёт, что казаче ство повелось от крепостных мужиков, уходивших на поиски вольной, счастли вой жизни. В душе Романа поднимается радость от сознания, что он — тоже ка зак. Но это уж е не прежняя гордость казачьим званием, основанная на прене брежении ко всем не-казакам; нет, это радость от мысли, что он — частица все го народа. Разумеется , что мысль Рома на далеко не столь отчётлива, но весь опыт его ещё короткой жизни подгото вил юношу к такому выводу. Бурные события Октября 1917 года дают новый толчок развитию Романа Улыбина. Он уж е нашёл своё место в схватке мира тружеников с миром экс плуататоров и становится сторонником новой жизни. И когда начинается запись в Красную Гвардию, Роман «не вытер пел, рвущимся голосом крикнул: — И меня прошу, товарищ председа тель, записать!». Вскоре Роман выдерживает ещё одно испытание, делает ещё один шаг впе рёд. На митинге в Нерчинском заводе происходит стычка с белоказаками, в ко торой Роман принимает самое непосред ственное участие. Ему лестно услышать от фронтовиков, что он вёл себя молод цом, «но в то ж е время он немного по баивался: весть об этой схватке неми нуемо должна была дойти до отца и деда . Роман знал, что родные не похва лят его за то, что он помогал рубить своих ж е казаков. Однако он успокоил себя: «Я на войну иду, тут оглядывать ся всякий раз на отца и деда нечего. По-своему жить буду» . И здесь видно, что Роман попрежне- му прислушивается к мнению односель чан, но это уж е не мнение поселковых казаков, где первое слово принадлежит богатым. Наоборот, Роман находит в себе силы поступить вопреки мнению казачьей верхушки, и писатель, шаг за шагом рисуя путь Романа, показывает закономерность и обусловленность этого пути. Революция становится для Романа самым главным, основным; остальное от ходит на второй план. Так начинается жизнь красного казака Романа Улыбина. Не случайно так подробно мы оста новились на юношеских годах Романа— именно в это время происходит станов ление характера молодого парня, кото рый не хочет жить так, «как трава ра стёт». Образ Романа особенно важен. Мы видим, как по-своему, оригинально и свежо, решает К. Седых проблему поло жительного героя. В последнее впемя не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2