Сибирские огни, 1956, № 3

ли — нужно ли менять установившиеся в Мунгаловском порядки, — он навер­ няка ответил бы отрицательно. Всё во­ круг кажется ему обычным и хоро­ шим — и труд на своём поле, и свиданья с Дашуткой Козулиной, и охота, и гор­ дость казачьим званием. Далеко не сразу постигает Роман зна­ чение того факта, что его дядя Васи­ лий — каторжник! Не сразу замечает он, что Улыбиных начинают сторонить­ ся — положил начало этому купец Че- палов, переставший отпускать им товар в долг. Роман слишком мал для того, чтобы понять обиду отца, которого по требованию богатых казаков вывели из числа уполномоченных для выборов но­ вого атамана. Тем болезненнее воспри­ нимает Роман кличку «каторжанского племянничка», «арестантской морды», которой награждает его Алёшка — сын купца Чепалова. А жизнь вскоре раскрывает перед Ро­ маном новые свои стороны. Ночуя в по­ ле с отцом, юноша жадно прислуши­ вается к рассказу надзирателя Сазонова ■об убийствах жандармских начальников, издевавшихся над политическими заклю­ чёнными. Роман поражён — он и «не по­ дозревал, что совсем недалеко от Мун- галовского идёт своим чередом такая большая, непонятно грозная жизнь». Между тем, чувство юноши к Дашут- ке Козулиной вырастает в большую, чи­ стую любовь. Однако эта любовь омраче­ на — Дашутка становится женой Алёш ­ ки Чепалова. Так естественно и логично личное чувство Романа сплетается с его раз­ думьями о несправедливом устройстве жизни и усиливает его вражду к Чепа- ловым, олицетворяющим в глазах моло­ дого казака власть и богатство. Верный правде действительности, К. Седых показывает живучесть сослов­ ных предрассудков в душе Романа. Он думает о бегстве вместе с Дашуткой, ко­ торая раскаивается в опрометчивом за ­ мужестве, но скоро отказывается от этой мысли — «и без того косились на Улыбиных из-за дяди-каторжника, а по­ сле его побега отца и деда со света сживут. А ведь дед у него не кто-ни­ будь — первый георгиевский кавалер Забайкальского войска. Роману было приятно, когда родные и соседи говори­ ли про него, что он весь в деда. Эта лесть сладкой отравой пролилась в его душу, поселила в ней желание со вре­ менем стать таким казаком-молодцом, которым могла бы гордиться вся Орлов­ ская станица. И это во многом опреде­ лило его характер, приучило с ранних лет считаться с тем, что говорят о нём люди». Под влиянием этих мыслей Роман отказывается от побега и решает по­ рвать с Дашуткой. «Пусть она думает о нём что угодно, он постарается забыть её» . Так писатель убедительно рисует цепкость старых представлений. Коренной перелом во взглядах Романа происходит в дни февральской револю­ ции. Рассказы возвращающихся ссыль­ ных меняют представление юноши о ве­ щах, с детства казавшихся ясными. От Григория Рогова, товарища Василия по заключению, Роман узнаёт, что казаче­ ство повелось от крепостных мужиков, уходивших на поиски вольной, счастли­ вой жизни. В душе Романа поднимается радость от сознания, что он — тоже ка­ зак. Но это уж е не прежняя гордость казачьим званием, основанная на прене­ брежении ко всем не-казакам; нет, это радость от мысли, что он — частица все­ го народа. Разумеется , что мысль Рома­ на далеко не столь отчётлива, но весь опыт его ещё короткой жизни подгото­ вил юношу к такому выводу. Бурные события Октября 1917 года дают новый толчок развитию Романа Улыбина. Он уж е нашёл своё место в схватке мира тружеников с миром экс­ плуататоров и становится сторонником новой жизни. И когда начинается запись в Красную Гвардию, Роман «не вытер­ пел, рвущимся голосом крикнул: — И меня прошу, товарищ председа ­ тель, записать!». Вскоре Роман выдерживает ещё одно испытание, делает ещё один шаг впе­ рёд. На митинге в Нерчинском заводе происходит стычка с белоказаками, в ко­ торой Роман принимает самое непосред­ ственное участие. Ему лестно услышать от фронтовиков, что он вёл себя молод­ цом, «но в то ж е время он немного по­ баивался: весть об этой схватке неми­ нуемо должна была дойти до отца и деда . Роман знал, что родные не похва­ лят его за то, что он помогал рубить своих ж е казаков. Однако он успокоил себя: «Я на войну иду, тут оглядывать­ ся всякий раз на отца и деда нечего. По-своему жить буду» . И здесь видно, что Роман попрежне- му прислушивается к мнению односель­ чан, но это уж е не мнение поселковых казаков, где первое слово принадлежит богатым. Наоборот, Роман находит в себе силы поступить вопреки мнению казачьей верхушки, и писатель, шаг за шагом рисуя путь Романа, показывает закономерность и обусловленность этого пути. Революция становится для Романа самым главным, основным; остальное от­ ходит на второй план. Так начинается жизнь красного казака Романа Улыбина. Не случайно так подробно мы оста­ новились на юношеских годах Романа— именно в это время происходит станов­ ление характера молодого парня, кото­ рый не хочет жить так, «как трава ра­ стёт». Образ Романа особенно важен. Мы видим, как по-своему, оригинально и свежо, решает К. Седых проблему поло­ жительного героя. В последнее впемя не­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2