Сибирские огни, 1956, № 3
обаянием женского образа, многие иссле дователи творчества Сурикова справед ливо считают не только лучшим жен ским портретом художника, но и шедев ром подлинно мирового значения. Из других женских портретов, напи санных В. Суриковым в Сибири, привле кает внимание портрет маслом «Казач ка Вера Прокофьевна Дьяченко». На нём изображена милая в своей юной наивности и красе молодая девушка, пол нощёкая, румяная, с русским носом, чуть-чуть «башмачком». Облик этой мо лоденькой красноярской казачки как бы иллюстрирует слова художника: «В д е вушках была красота особенная, древ няя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Всё здоровьем дыша ло ...» Наконец, типы сибирских женщин и девушек Суриков запечатлел в таких, исполненных масляными красками, рабо тах, как «Сибирячка», «Девушка в шуб ке, отороченной белым мехом», «Голова девушки в светлом платке» и в аква рельных рисунках — «Портрет девушки в узорном платке» и «Головка девушки». Многочисленные портреты сибирских женщин, в особенности портретные изо бражения Е. А. Рачковской и А. И. Еме льяновой, представляют собой созданный гением Сурикова замечательный образ русской женской красоты. «Элегия женских образов Сурикова,— верно писал один из авторов работ о творчестве художника, — свободна от идеализации смирения и покорности. При всей кротости его героини никак не пассивны в своём отношении к жизни, они не могут примириться с малым, ложным или пустым. Их можно сло мать, но не согнуть. Лирика этих обра зов Сурикова по своей сути героична и не менее патетична, чем его героические образы, она исполнена самого высокого и доблестного представления о чело век е»1. Сибирские портреты Сурикова пред ставляют собой одну из значительнейших и интереснейших сторон его богатейшего творческого наследия. Они показательны в том отношении, что определённо рас ширяют и углубляют наше представле ние о творчестве этого величайшего ма стера реалистической живописи. « ...Д ля Сурикова портрет — это не только изображейие данной индивидуаль ности, он видит за ней свою идею, свою мечту, свой персонаж , который может жить в любом столетии в его картинах. Его портреты отвечают его идее , его мечте»2. Индивидуальные, неповторимые чер ты тех, кого он запечатлел на своих си бирских портретах и этюдах, Суриков дал в неразрывной органической связи с общим обликом русского человека. Лю бимые им сибиряки и сибирячки пред стают перед нами носителями лучших, благороднейших свойств и качеств рус ского народа. 1 А. Ф ё д о р о в - Д а в ы д о в . Женские образы Сурикова. Газ. «Советское ис кусство», 24 января 1948 г. № 4 (100^.), стр. 4. 2 в. В. И о г а н с о н. Суриков — портре тист. (В книге «В. И. Суриков. К столетию со дня рождения. 1848—1948 гг.». Изд. Ака демии Художеств СССР, 1948, стр. 96, 101).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2