Сибирские огни, 1956, № 3

обаянием женского образа, многие иссле­ дователи творчества Сурикова справед­ ливо считают не только лучшим жен ­ ским портретом художника, но и шедев­ ром подлинно мирового значения. Из других женских портретов, напи­ санных В. Суриковым в Сибири, привле­ кает внимание портрет маслом «Казач­ ка Вера Прокофьевна Дьяченко». На нём изображена милая в своей юной наивности и красе молодая девушка, пол­ нощёкая, румяная, с русским носом, чуть-чуть «башмачком». Облик этой мо­ лоденькой красноярской казачки как бы иллюстрирует слова художника: «В д е ­ вушках была красота особенная, древ­ няя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Всё здоровьем дыша­ ло ...» Наконец, типы сибирских женщин и девушек Суриков запечатлел в таких, исполненных масляными красками, рабо­ тах, как «Сибирячка», «Девушка в шуб­ ке, отороченной белым мехом», «Голова девушки в светлом платке» и в аква­ рельных рисунках — «Портрет девушки в узорном платке» и «Головка девушки». Многочисленные портреты сибирских женщин, в особенности портретные изо­ бражения Е. А. Рачковской и А. И. Еме­ льяновой, представляют собой созданный гением Сурикова замечательный образ русской женской красоты. «Элегия женских образов Сурикова,— верно писал один из авторов работ о творчестве художника, — свободна от идеализации смирения и покорности. При всей кротости его героини никак не пассивны в своём отношении к жизни, они не могут примириться с малым, ложным или пустым. Их можно сло­ мать, но не согнуть. Лирика этих обра­ зов Сурикова по своей сути героична и не менее патетична, чем его героические образы, она исполнена самого высокого и доблестного представления о чело­ век е»1. Сибирские портреты Сурикова пред­ ставляют собой одну из значительнейших и интереснейших сторон его богатейшего творческого наследия. Они показательны в том отношении, что определённо рас­ ширяют и углубляют наше представле­ ние о творчестве этого величайшего ма­ стера реалистической живописи. « ...Д ля Сурикова портрет — это не только изображейие данной индивидуаль­ ности, он видит за ней свою идею, свою мечту, свой персонаж , который может жить в любом столетии в его картинах. Его портреты отвечают его идее , его мечте»2. Индивидуальные, неповторимые чер­ ты тех, кого он запечатлел на своих си­ бирских портретах и этюдах, Суриков дал в неразрывной органической связи с общим обликом русского человека. Лю­ бимые им сибиряки и сибирячки пред­ стают перед нами носителями лучших, благороднейших свойств и качеств рус ­ ского народа. 1 А. Ф ё д о р о в - Д а в ы д о в . Женские образы Сурикова. Газ. «Советское ис­ кусство», 24 января 1948 г. № 4 (100^.), стр. 4. 2 в. В. И о г а н с о н. Суриков — портре­ тист. (В книге «В. И. Суриков. К столетию со дня рождения. 1848—1948 гг.». Изд. Ака­ демии Художеств СССР, 1948, стр. 96, 101).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2