Сибирские огни, 1956, № 3
красоты и мужественной твёрдости на блюдал Суриков и в матери своей. Её, простую русскую женщину, Суриков с глубочайшей любовью запечатлел на большом куске холста — «Портрет Пра сковьи Фёдоровны Суриковой, рождён ной Торгошиной». Старушка в темноси нем наряде, с ко'сынкой на голове, со сложенными на коленях трудовыми рука ми — это образ, выходящий за рамки индивидуального портрета. Гениальная кисть художника превратила его в сво его рода собирательный образ тех мате рей, которые породили, взрастили и вос питали не одно поколение сильных, сме лых, вольнолюбивых русских людей. Одну из своих родственниц — тётку Авдотью Васильевну Торгошину —• изо бразил Суриков на отдельном портрет ном этюде и использовал её облик для создания образа раскольницы Морозовой в своей картине «Боярыня Морозова». Бледное подвижническое лицо тётки с полуоткрытыми устами и «молниенос ным» взором помогло художнику воссоз дать облик фанатичной раскольницы Мо розовой. Сам Суриков так говорил об этом: «В типе боярыни Морозовой — тут тётка одна моя Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Фёдоровичем, стрельцом-то с чёрной бородой. Она к старой вере стала склоняться. Мать моя, помню, всё возмущалась, всё у неё странники да богомолки. Она мне по ти пу Настасью Филипповну из Достоев ского напоминала...» Хранящийся в Третьяковской галерее большой этюд масляными красками «Го лова боярыни Морозовой» и является портретом этой родственницы В. И. Су рикова. * * * Особо примечательна серия суриков- ских сибирских женских портретов. Они отличаются нежностью, поэтичностью, задушевностью. Подлинный реалист, Су риков умел видеть и передавать тончай шие оттенки прекраснейших русских женских лиц. Как проникновенно и непосредственно изобразил, например, Суриков лицо не известной нам красноярской девушки в портретном этюде масляными красками «Голова смеющейся девушки». Перед нами — написанная на зеленовато-сером фоне головка девушки, повязанная про стым серым платком. Нежная розова тость щёк, белые зубы , блестящие чёр ные глаза. Свежесть и непосредствен ность чувства изумительно выражены в этом смеющемся юном лице, поистине излучающем из себя радость жизни, энергию, счастье. Этот портрет являет собой поэтический образ юной цветущей красоты русской женщины. Не менее замечателен также выпол ненный масляными красками поясной «Портрет Татьяны Капитоновны Домо- жиловой, двоюродной племянницы ху дожника». Серая рубашка, синяя юбка, желтоватая пелерина с капюшоном, на детым на голову, и спускающаяся на ли цо тонкая чёрная сетка — всё это дано художником на светлом фоне и придаёт глубокую выразительность всему облику девушки. Крайне интересны «Портрет неизвест ной» и один из его вариантов — «Ж ен ский портрет в голубом платье», воспро изводящие чудесный облик неизвестной нам сибирячки. Золотистые волосы, пла менеющий румянец, светлая кофточка с приколотой у шеи розой — всё это очень тонко и поэтично написано художником и ещё более подчёркивает особенность национальной красоты русской женщи ны. Исключительное место среди суриков- ских изображений молодых женщин-си- бирячек занимают портреты Е. А. Рач- ковской и А. И. Емельяновой. «Сибирская красавица» — так обоб щающе назван самим художником один из первых портретов Екатерины Алек сандровны Рачковской — жены одного из его близких друзей . Её прекрасное лицо не раз побуждало художника браться за кисть или карандаш. Таковы этюды-портреты масляными красками — «Портрет молодой женщины в шубе, с муфтой» (Третьяковская галерея) и «Го ловка боярышни» (Дом-музей Сурикова в Красноярске)1. Это ж е руководило Су риковым и тогда, когда он изобразил Рачковскую в картине «Взятие снежного городка». Суриков воспроизводил в облике си бирячки Рачковской национальный ха рактер красоты русской женщины. Это он постарался подчеркнуть и тем, что изобразил Рачковскую на портрете «Си бирская красавица» в национальном на ряде: в темнолиловом сарафане, кофточке и белом, расшитом золотом, платке. А на портрете «Головка боярышни» он одел свою прекрасную натурщицу в старин ный костюм русской боярышни. Ещё более показательны поиски Сури кова в изображении русской женской красоты — в портретах казачки Алек сандры Ивановны Емельяновой. На од ном из них, известном под названием «Горожанка», она изображена сидящей. Голубая с красными и синими полосками шаль, сколотая у подбородка, покрывает её плечи и голову, фон портрета — ко ричневый. Художнику особенно удалось показать ясные с поволокой, задумчи вые, мечтательные глаза, здоровье, силу и свежесть в жемчужно-розовых красках лица. Недаром этот портрет, поражаю щий изумительной живописной силой, мастерством исполнения и глубоким 1 Кроме того, в собрании семьи художни ка в Москве (у дочери В. И. Сурикова — О. В. Кончаловской) хранятся два карандаш ных портрета Е. А. Рачковской, созданных Суриковым в 1890-х годах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2