Сибирские огни, 1956, № 3

красоты и мужественной твёрдости на­ блюдал Суриков и в матери своей. Её, простую русскую женщину, Суриков с глубочайшей любовью запечатлел на большом куске холста — «Портрет Пра­ сковьи Фёдоровны Суриковой, рождён­ ной Торгошиной». Старушка в темноси­ нем наряде, с ко'сынкой на голове, со сложенными на коленях трудовыми рука­ ми — это образ, выходящий за рамки индивидуального портрета. Гениальная кисть художника превратила его в сво­ его рода собирательный образ тех мате­ рей, которые породили, взрастили и вос­ питали не одно поколение сильных, сме­ лых, вольнолюбивых русских людей. Одну из своих родственниц — тётку Авдотью Васильевну Торгошину —• изо­ бразил Суриков на отдельном портрет­ ном этюде и использовал её облик для создания образа раскольницы Морозовой в своей картине «Боярыня Морозова». Бледное подвижническое лицо тётки с полуоткрытыми устами и «молниенос­ ным» взором помогло художнику воссоз­ дать облик фанатичной раскольницы Мо­ розовой. Сам Суриков так говорил об этом: «В типе боярыни Морозовой — тут тётка одна моя Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Фёдоровичем, стрельцом-то с чёрной бородой. Она к старой вере стала склоняться. Мать моя, помню, всё возмущалась, всё у неё странники да богомолки. Она мне по ти­ пу Настасью Филипповну из Достоев­ ского напоминала...» Хранящийся в Третьяковской галерее большой этюд масляными красками «Го­ лова боярыни Морозовой» и является портретом этой родственницы В. И. Су­ рикова. * * * Особо примечательна серия суриков- ских сибирских женских портретов. Они отличаются нежностью, поэтичностью, задушевностью. Подлинный реалист, Су­ риков умел видеть и передавать тончай­ шие оттенки прекраснейших русских женских лиц. Как проникновенно и непосредственно изобразил, например, Суриков лицо не­ известной нам красноярской девушки в портретном этюде масляными красками «Голова смеющейся девушки». Перед нами — написанная на зеленовато-сером фоне головка девушки, повязанная про­ стым серым платком. Нежная розова­ тость щёк, белые зубы , блестящие чёр­ ные глаза. Свежесть и непосредствен­ ность чувства изумительно выражены в этом смеющемся юном лице, поистине излучающем из себя радость жизни, энергию, счастье. Этот портрет являет собой поэтический образ юной цветущей красоты русской женщины. Не менее замечателен также выпол­ ненный масляными красками поясной «Портрет Татьяны Капитоновны Домо- жиловой, двоюродной племянницы ху ­ дожника». Серая рубашка, синяя юбка, желтоватая пелерина с капюшоном, на­ детым на голову, и спускающаяся на ли­ цо тонкая чёрная сетка — всё это дано художником на светлом фоне и придаёт глубокую выразительность всему облику девушки. Крайне интересны «Портрет неизвест­ ной» и один из его вариантов — «Ж ен­ ский портрет в голубом платье», воспро­ изводящие чудесный облик неизвестной нам сибирячки. Золотистые волосы, пла­ менеющий румянец, светлая кофточка с приколотой у шеи розой — всё это очень тонко и поэтично написано художником и ещё более подчёркивает особенность национальной красоты русской женщи­ ны. Исключительное место среди суриков- ских изображений молодых женщин-си- бирячек занимают портреты Е. А. Рач- ковской и А. И. Емельяновой. «Сибирская красавица» — так обоб­ щающе назван самим художником один из первых портретов Екатерины Алек­ сандровны Рачковской — жены одного из его близких друзей . Её прекрасное лицо не раз побуждало художника браться за кисть или карандаш. Таковы этюды-портреты масляными красками — «Портрет молодой женщины в шубе, с муфтой» (Третьяковская галерея) и «Го­ ловка боярышни» (Дом-музей Сурикова в Красноярске)1. Это ж е руководило Су­ риковым и тогда, когда он изобразил Рачковскую в картине «Взятие снежного городка». Суриков воспроизводил в облике си­ бирячки Рачковской национальный ха­ рактер красоты русской женщины. Это он постарался подчеркнуть и тем, что изобразил Рачковскую на портрете «Си­ бирская красавица» в национальном на­ ряде: в темнолиловом сарафане, кофточке и белом, расшитом золотом, платке. А на портрете «Головка боярышни» он одел свою прекрасную натурщицу в старин­ ный костюм русской боярышни. Ещё более показательны поиски Сури­ кова в изображении русской женской красоты — в портретах казачки Алек­ сандры Ивановны Емельяновой. На од­ ном из них, известном под названием «Горожанка», она изображена сидящей. Голубая с красными и синими полосками шаль, сколотая у подбородка, покрывает её плечи и голову, фон портрета — ко­ ричневый. Художнику особенно удалось показать ясные с поволокой, задумчи­ вые, мечтательные глаза, здоровье, силу и свежесть в жемчужно-розовых красках лица. Недаром этот портрет, поражаю­ щий изумительной живописной силой, мастерством исполнения и глубоким 1 Кроме того, в собрании семьи художни­ ка в Москве (у дочери В. И. Сурикова — О. В. Кончаловской) хранятся два карандаш­ ных портрета Е. А. Рачковской, созданных Суриковым в 1890-х годах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2