Сибирские огни, 1956, № 3
верно уловил и подчеркнул то общее, что связывало изображённого им совре менника с его могучими предками, с те ми казаками-дружинниками, которые под водительством Ермака победили в неравной борьбе несметные полчища та тарского хана Кучума и присоединили к Русскому государству необъятные си бирские земли. Непосредственно сталкиваясь с потом ками этих героев-казаков, художник ча сто восторженно говорил о подобных лю дях: «Мощные люди были. Сильные д у хом. Размах во всём был широкий». Этих мощных и смелых, сильных ду хом и телом людей Суриков показал и в таких портретных этюдах масляными красками, как «Казак в красном кафта н е» , «Сибирский казак» (портрет каза чьего офицера И. М. Белоусова , одного из давних красноярских знакомых семьи Суриковых), «Казаки в лодке» — груп повой портрет красноярцев братьев Ми хаила и Павла Яковлевичей Гололевых, «Гребец» (портрет ссыльного полтавско го казака Антона Семёновича Голова- тинского), «Красноярский крестьянин» и в некоторых других своих портретных работах. Особо запоминается небольшой, но очень выразительный карандашный ри сунок — портрет «Казак-офицер», храня щийся ныне в Красноярском краевом м у зее . Здесь изображён один из близких и старинных друзей семьи Суриковых, бывший офицер Енисейского казачьего полка Ф. Ф. Спиридонов. С этим умным и образованным для своего времени че ловеком художник часто встречался в 90 -х годах в дни своих приездов в род ной город. Своими рассказами о прош лом сибирского казачества Спиридонов оказал помощь Сурикову в его работе над картиной «Покорение Сибири Ерма ком». Стремясь отобразить в своём искус стве простых и мужественных представи телей своего народа, Суриков не раз воз вращался к облику этого старика сиби ряка. Так, в августе 18 9 2 года он создал второй карандашный портрет Спиридоно ва. А спустя несколько лет, в 1898 году, когда художник писал свою картину «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», он использовал Спиридонова в ка честве натуры для образа Суворова. Об этом свидетельствуют хранящиеся в Третьяковской галерее этюды масляны ми красками «Голова старика», «Ста рик» и карандашные рисунки «Профиль Суворова», «Голова Суворова», а также находящийся в одном из частных собра ний рисунок «Голова Суворова». Сам Суриков так говорил об этом: «Суворов у меня с одного казачьего офицера напи сан, он и теперь (слова художника отно сятся к 1913 г. — Г. Т.) жив ещё: ему под девяносто лет». Суровую вольность, широкий грубова тый размах в быту, «ярость сердца» и доброту подметил художник и у Алек сандра Степановича Сурикова, своего двоюродного деда , полкового атамана и войскового старшины, прослужившего более 3 0 лет. Вспоминая о нём, Суриков говорил: «Он из простых казаков подви гами своими выдвинулся. А как человек был простой... Широкая натура. Забо тился о казаках, очень любили его». В сознании художника Александр Степанович навсегда остался могучим стариком, с «мрачным и тёмным, как го ленище, лицом». Ещё будучи ребёнком, Суриков запомнил весь его собранный, суровый и мужественный облик, а позж е вспоминал о нём, как о весельчаке, ба лагуре и добряке. Надолго удерж ал Суриков в своей па мяти такой эпизод: •— Р а з весной, в бурю, полковой ата ман, находясь на берегу , заметил, что от берега оторвало один из казачьих плотов и бурный Енисей быстро гнал его вниз по течению. Недолго думая, Александр Степанович сбежал с пригорка, схватил бичеву и, полагаясь на свою редкую си лу , решил удержать плот. До предела напряглись жилы на могучих руках ата мана, по колена уш ёл он в топкий бе рег, но плот удерж ал ... Два акварельных портрета А . С. Су рикова, сделанные художником в 1890 -х годах по фотографии, а отчасти по па мяти, воссоздают п еред нами облик это го сурового, бесстрашного человека. Осо бенно ярко удалось Сурикову подчерк нуть в выражении широкого, мужествен ного лица атамана чувство собственного достоинства, вольнолюбия. Для худож ника это были наиболее драгоценные черты в человеке, а то, что он находил их в представителях сибирского казаче ства, особенно волновало его сердце . Черты русского мужества отметил Суриков и в акварельных зарисовках других своих ближайших родственников: «Портрет Ивана Александровича Торго- шина, дяди художника» и «Портрет ата мана Василия Степановича Сурикова». Особенной непокорностью, стойкостью и силой духа поражал художника его род ной дядя Степан Фёдорович Торгошин. Он очень напоминал Сурикову тип стрельца XVII века. Поэтому, когда х у дожник писал картину «Утро стрелецкой казни», то запечатлел его сначала в специальном этюде-портрете масляными красками «Чернобородый стрелец» , а затем внёс его в картину в виде непри миримого стрельца с чёрной бородой. Сидящего в одной из телег в самом центре картины «Утро стрелецкой каз ни» седого стрельца в белой рубахе Су риков также написал с человека, встре ченного им в Красноярске. «А старик в «Стрельцах», — вспоминал он, — это ссыльный один, лет семидесяти». Тот ж е душевный склад, те ж е черты особой стойкости, выработанной в ж и з ненных испытаниях, черты величавой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2