Сибирские огни, 1956, № 3
И с tSi[ с т 6'о Г. ТИТОВ, кан ди д ат исторически х наук Сибирские портреты В. И. Сурикова (К 40-летию со дня смерти художника) В галерее наиболее замечательных мастеров живописи, представляющих ве личие и всемирное значение русской культуры, Василий Иванович Суриков ( 1 8 4 8— 191 6 гг.) по праву занимает одно из самых почётных мест. Имя его, как гениального исторического живописца и великого художника-реалиста, прочно во шло в историю русского и мирового изо бразительного искусства. Художник-демократ и патриот, Сури ков глубоко изучил и ярко раскрыл в художественных образах жизнь своей родины, своего народа, его прошлое и настоящее, особенности его быта и на циональных традиций. В своих прославленных произведени ях «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ерма ком», «П ереход Суворова через Альпы в 1 7 9 9 году» , «Степан Разин», в наброс ках к неосуществлённым картинам «Красноярский бунт 1 6 9 5— 1698 гг.» и «Емельян Пугачёв» Суриков первый в области исторической живописи пока зал прошлое России как историю на рода, историю народных движений за на циональное и социальное освобожде ние. Превосходный исторический живопи сец и создатель типических образов, он был и замечательным художником-порт- ретистом. Портреты Сурикова неразрыв но связаны со всем содержанием и тема тикой его творчества, с общим направле нием его исканий. Это в особенности сле дует сказать о портретах, написанных им во время многочисленных поездок в Сибирь. Родившийся и выросший в Краснояр ске, на берегу могучего и быстрого Ени сея, среди потомков русских землепро ходцев, Суриков особенно горячо люоил своих земляков. Современная художнику Сибирь и её жители, живые носители старины в быту, нравах и обычаях, по могли ему правильно понять и воссоз дать в своих картинах прошлое русского народа. «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства, она ж е дала мне дух , и силу, и здоровье» ,— справедливо писал Суриков в одном из своих писем1. Питавший глубочайшее уважение к сш бирякам, Суриков с гордостью говорил: «В Сибири народ... вольный, смелый... Про нас говорят: «Краснояры сердцем яры». С раннего детства художник хо рошо знал вольнолюбивую демократиче скую родословную своей семьи, начало которой положили его далёкие предки, пришедшие в Сибирь из донских станиц с отрядами легендарного Ермака. В 1628 году казаки Суриковы и Торгоши- ны принимали энергичное участие в по стройке Красноярского острога, а позже сражались против кочевников Монголии и Алтая, часто нападавших на , сибир ские города. Но особенно гордился Сури ков тем, что в крупнейшем народном восстании XVII века в Сибири — знаме нитом Красноярском «бунте» 1695 — 1698 гг. — весьма активно действовали казаки Пётр и Илья Суриковы и предки его по линии матери — казаки Василий и Иван Тор-гошины и Василий Черкасов2. Живейший интерес и любовь худож ника к своим «славным и лихим» пред кам, к мужественным представителям вольнолюбивого и трудового народа по буждали его ещё и ещё раз внимательно- присматриваться к своим современни кам. Эти простые русские люди неиз менно привлекали его внимание, волно вали его воображение, как художника. Их мы видим и в его всемирно знамени тых картинах, и на его не столь широко известных «сибирских» портретах. Вот, например, портрет масляными красками «Урядник Енисейского каза чьего полка Ефим Михайлович Кобя- ков». С какой любовью написана худож ником фигура крепкого, ладного казака в форме и высокой казачьей шапке! Су ровый, напряжённый взгляд, косматые брови, изборождённый морщинами лоб, густая борода. В этом портрете Суриков , ’ ,?• И С у р и к о в . Письма. 1898 — 1 У 1 Ь гг. Изд. «Искусство». М.—Л., 1948 13Н стр. ’ 2 См. М. А. В о л о ш и н . Суриков. (Ма териалы для биографии). Журнал «Апол- лон» 1916 г., 6—7, стр. 42.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2