Сибирские огни, 1956, № 3

степь», П. Белова — «Лесосплав» , М. Гладунова — «Целина» , П. Мухи­ на — «Утро на мельнице», А. Дубров­ ского — «На затоне». П еред зданием музея небольшой скве­ рик. В ноябре 19 1 9 года здесь были по­ хоронены жертвы колчаковского терро­ ра. Над братской могилой воздвигнут памятник — у гранитной скалы стоит женщина с высоко поднятым знаменем, она поддерживает бойца, сражённого в битве за власть Советов. Улица Республики идёт к реке Оми, к старому ж елезному мосту. Этот мост был приобретён Омским городским головой Остапенко в Париже. Но парижскому мосту не повезло на сибирской реке. В первый ж е год пошатнулись его опоры. Пришлось инж ен етм -сибирякам срочно переделывать французский мост на свой лад. На переделки ушло столько денег, что омичи не без основания называли этот мост золотым. Чуть выше по Оми перекинут новый большой и высокий мост, воздвигнутый в 1 9 5 4 году. Он соединяет важнейшие уличные магистрали города, по нему идёт основное движение транспорта. С юга на север, вдоль Омска течёт Иртыш, в водах которого погиб Ермак — покоритель Сибири. Сто десять с лишним лет существует Иртышское пароходство, но только при Советской власти, особенно в годы после­ военных пятилеток, Иртыш стал широко использоваться как транспортная маги­ страль. Эта магистраль начинается у границ Китая и выходит к Северному морскому пути. Омск — самый большой порт на этой трассе. На добрый десяток километров раскинулся рейд Омского порта. В навигационную пору по Ирты­ шу плывут мощные буксиры с карава­ нами барж — целые пловучие города, быстро движутся грузовые «самоходки», привлекают глаз белые корпуса пасса­ жирских пароходов и теплоходов. В Омском порту встречаются суда , прибывшие с юга, с верховий Иртыша, озера Зайсан и с Крайнего Севера — от Салехарда и Нового порта. На рейде бросают якоря буксиры, испытавшие свирепые морские штормы. «Александр Суворов», «Михаил Кутузов» , «Анастас Микоян» не раз совершали рейсы в Об­ скую губу, плавали к острову Диксон и к Новой Земле . В последние два-три года особенно усилились водные пере­ возки н а . юг в районы освоения целин­ ных земель. Туда из Омска почти еж е ­ дневно уходят несколько лесовозов, лих­ теров, гружённых сельскохозяйственны­ ми машинами, станками, строительным материалом, деталями сборных домов. ...Р ека Омь рассекает город в самом центре. За Омью, за старым железным мостом взбегает на взгорье центральная улица — улица Ленина. На целый квар­ тал здесь раскинулись двухэтажные ка­ менные здания с куполами и башенками, с широкими магазинными витринами. Это — по старому названию — Москов­ ские ряды. Они были построены пред­ приимчивыми московскими купцами в 9 0 0 годах, когда Омск, по образному вы­ ражению Г. Н. Потанина, превратился в «купеческий пакгауз» и щёлканье счётов окончательно вытеснило дробь крепост­ ных барабанов. В своё время это было' одно из самых крупных строений в Ом­ ске. Но каким приземистым, неказистым выглядит оно по сравнению с новыми многоэтажными зданиями, воздвигнуты­ ми за последние годы в разных частях города. На взгорье улицы Ленина стоит свет­ лое здание, украшенное фигурными ва­ зами, затейливым лепным орнаментом в стиле позднего барокко, — Омский драматический театр. Он открыт в 19 0 5 г од у1. На подмостках своего теат­ ра омичи видели замечательных русских артистов Комиссаржевскую, Варламо­ ва, Орленева. Тут в годы первой русской революции впервые в Сибири зазвучали пьесы Горького; здесь проводились со­ брания и митинги, распространялись прокламации комитета РСДРП . В наши дни в репертуаре театра — произведения классиков русской и миро­ вой драматургии, лучшие советские пьесы. «Власть тьмы» Л. Толстого,. «Егор Булычёв и другие» М. Горького, «Валенсианская вдова» Лопе де Вега, «Кража» Джека Лондона, «Порт-Артур» И. Попова и А. Степанова, «Персональ­ ное дело» А . Штейна, «Годы странст­ вий» А . Арбузова , «Крылья» А. Кор­ нейчука, пьеса местного автора М. Бу­ дарина «Живой ключ», — этот далеко не полный перечень постановок в тече­ ние сезона 1 9 5 5— 19 5 6 гг. даёт пред­ ставление о разносторонности репер­ туара. В коллективе Омского драматическо­ го театра трудятся мастера советской: сцены — заслуженные артисты респуб­ лики М. Н. Потоцкий, П. Н. Майская, А. А. Кржечковская, П. С. Некрасов — бывший столяр театральной поделочной мастерской, живая летопись театра. Пол­ века назад — в 19 0 6 году П. С. Некра­ сов дебютировал на омской сцене —• в драме «Степан Разин» . С тех пор он сыграл свыше пятисот ролей. Омичи чтут и любят своего старейшего актёра 1 История постройки театра весьма харак- терна для градостроительства царской Рос­ сии. Сооружали театр на средства города, а «ввиду недостаточности таких средств» (это у города, имевшего миллионные торговые обороты!) был сделан заём в кредитном уч­ реждении. «Отцы города», входившие в так называемую театральную комиссию, изряд­ но поживились на этом деле. В 1906 году в омской газете «Иртыш» (№ 47) появилась статья, начинавшаяся словами: «Наконец-то, приподнята стыдливая завеса с ореола сла­ вы городской думы». Ревизия обнаружила крупные хищения средств театральной ко­ миссией. но виновники хищений не был» привлечены к ответственности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2