Сибирские огни, 1956, № 3

тойчивость. Тем не менее судьба речни­ ков, отставших от каравана, вызывала естественную тревогу. Ледяной дрейф в тумане продолжался около десяти часов. После этого посте­ пенно прояснилось. Снова забрался в смотровую бочку Наянов. Конфигурация ледяных полей и их расположение зна­ чительно изменились. Тёмное «водяное» небо было сейчас совсем близко. От то­ го места, где стоял караван, простира­ лось к северу узкое разводье. И хотя из смотровой бочки было видно не особен­ но далеко, чутьё и опыт подсказывали Наянову, что обнаруженное разводье где-то должно сомкнуться с чистой во­ дой. В то ж е время оставаться дальше в др ейф е становилось опасно. Бюро прог­ нозов предвещало, что южный ветер бу­ дет дуть ещ ё долго. Он способен был снести речные суда в такие ледяные дебри, откуда им не скоро удалось бы выбраться. Наянов последний раз с тревогой огля­ дел безбрежные пространства ледяных полей. Они были совершенно пустынны­ ми, только далеко, у самого горизонта, плыл над морем самолёт, разыскивая пропавшую шлюпку. А что если шлюпка где-нибудь здесь , поблизости, хотя бы вот за этой грудой торосов? Наянов спустился вниз, уступив ме­ сто вахтенному штурману. Ещё раз оглушительный вой пронёсся над льдами. Взлетели испуганные шу­ мом гагары, кормившиеся остатками ра­ зорванного каким-то удачливым медве­ дем тюленя. Потом наступила мёртвая тишина, нарушаемая только отдалённым гулом моторов самолёта, рейдирующего над морем. На шлюпке были и ракеты, и ружьё , но оттуда попрежнему никто не откликался. Было срочно созвано совещание руко­ водства каравана. После этого Наянов, скрепя сердце , отдал команду: — Следовать по назначению! Впрочем, начальник экспедиции не сомневался, что ледовая разведка рано или поздно обнаружит пропавшую шлюп­ ку, да и характеристика её экипажа, пе­ реданная по радио капитаном, не остав­ ляла никаких сомнений: попавшие в бе­ ду ребята не растеряются, не пропадут. Плавание во льдах Карского моря продолжалось. То увеличивая, то зам ед ­ ляя ход , речные корабли пробирались среди разреженного льда. Команды ра­ ботали с большим напряжением. Особен­ но досталось буксирам. Ведомые суда , в зависимости от ледовой обстановки и капризов водяного фарватера,^ приходи­ лось то принимать под самый борт, то отпускать на значительное расстояние. На одном из теплоходов при ударе о льдину согнулась лопасть винта. При­ шлось спускать водолазов, устранять аварию. Чутьё не обмануло Наянова — ледя­ ная тропинка вывела в конце концов речные суда в открытое море. Освобож­ дение от ледяного плена совпало ещ ё с одним радостным событием. Авиаразвед­ ка сообщила, что обнаружена пропавшая было шлюпка. Люди сигналят ракетами. С самолёта им будет сброшено всё не­ обходимое. Экстренный выпуск радиогазеты кара­ вана разнёс эту весть по всем судам эк­ спедиции. Оттуда тотчас ж е раздались приветственные гудки. «Маршал Гово­ ров» отозвался торжественным басом. Одному из теплоходов было приказано дожидаться у кромки льда прибытия шлюпки, а караван взял курс на Обскую губу. ...После того, как теплоход принял на борт команду аварийной шлюпки, выяс­ нилась история её злоключений. Матросы получили задание от капи­ тана — спустить шлюпку и осмотреть корпус теплохода. Никакой опасности не предвиделось: небо было ясным, светила солнце. Матросы работали в одних тель­ няшках. Корпус теплохода был окружён мел­ ким битым льдом. Расталкивая его баг­ ром, матросы принялись за работу. З а ­ нятые осмотром, они не заметили прибли­ жения темноты. К тому ж е , конец со шлюпки был отдан на судно, так что ре­ бята чувствовали себя в полной безопас­ ности. Когда работа была закончена, они приняли конец и стали отбиваться от кормы к борту судна. Но в этот момент лёд начал передвигаться, оттеснил шлюпку дальше от теплохода в большое чистое разводье. А темень сгустилась уж е настолько, что теплохода не стало видно. Потом матросы заметили впереди тём­ ный силуэт. Отталкиваясь от льдины, используя каждый просвет чистой воды, они старались поскорее добраться к это­ му предмету, который все приняли за борт корабля. Но подойдя ближе, они с ужасом убедились, что это лишь груда высоких торосов. Матросы дали три вы­ стрела. Теплоход откликнулся им совер­ шенно не с той стороны, откуда они ожидали. К тому ж е сирена звучала очень глухо. Видимо, шлюпку успело за это время снести далеко, да и туман скрадывал звуки. Со шлюпки снова стреляли в воздух , но с каравана не от­ кликались. В течение нескольких часов, работая баграми и вёслами, команда шлюпки ощупью пробивалась во льдах . Но б е з ­ успешно. Сирены судов слышались всё глуше и глуше. Было очевидно, что шлюпку продолжает относить в сторону. Наконец, и звуки тревожных сигналов перестали доноситься. Ребята устали. Было решено п ередох ­ нуть и обсудить создавш ееся положение. На аварийной шлюпке оказалось- шесть человек во главе со вторым штур­ маном комсомольцем Потаповым. Стар­ шему из них, штурману, было 2 0 л ет ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2