Сибирские огни, 1956, № 3
тойчивость. Тем не менее судьба речни ков, отставших от каравана, вызывала естественную тревогу. Ледяной дрейф в тумане продолжался около десяти часов. После этого посте пенно прояснилось. Снова забрался в смотровую бочку Наянов. Конфигурация ледяных полей и их расположение зна чительно изменились. Тёмное «водяное» небо было сейчас совсем близко. От то го места, где стоял караван, простира лось к северу узкое разводье. И хотя из смотровой бочки было видно не особен но далеко, чутьё и опыт подсказывали Наянову, что обнаруженное разводье где-то должно сомкнуться с чистой во дой. В то ж е время оставаться дальше в др ейф е становилось опасно. Бюро прог нозов предвещало, что южный ветер бу дет дуть ещ ё долго. Он способен был снести речные суда в такие ледяные дебри, откуда им не скоро удалось бы выбраться. Наянов последний раз с тревогой огля дел безбрежные пространства ледяных полей. Они были совершенно пустынны ми, только далеко, у самого горизонта, плыл над морем самолёт, разыскивая пропавшую шлюпку. А что если шлюпка где-нибудь здесь , поблизости, хотя бы вот за этой грудой торосов? Наянов спустился вниз, уступив ме сто вахтенному штурману. Ещё раз оглушительный вой пронёсся над льдами. Взлетели испуганные шу мом гагары, кормившиеся остатками ра зорванного каким-то удачливым медве дем тюленя. Потом наступила мёртвая тишина, нарушаемая только отдалённым гулом моторов самолёта, рейдирующего над морем. На шлюпке были и ракеты, и ружьё , но оттуда попрежнему никто не откликался. Было срочно созвано совещание руко водства каравана. После этого Наянов, скрепя сердце , отдал команду: — Следовать по назначению! Впрочем, начальник экспедиции не сомневался, что ледовая разведка рано или поздно обнаружит пропавшую шлюп ку, да и характеристика её экипажа, пе реданная по радио капитаном, не остав ляла никаких сомнений: попавшие в бе ду ребята не растеряются, не пропадут. Плавание во льдах Карского моря продолжалось. То увеличивая, то зам ед ляя ход , речные корабли пробирались среди разреженного льда. Команды ра ботали с большим напряжением. Особен но досталось буксирам. Ведомые суда , в зависимости от ледовой обстановки и капризов водяного фарватера,^ приходи лось то принимать под самый борт, то отпускать на значительное расстояние. На одном из теплоходов при ударе о льдину согнулась лопасть винта. При шлось спускать водолазов, устранять аварию. Чутьё не обмануло Наянова — ледя ная тропинка вывела в конце концов речные суда в открытое море. Освобож дение от ледяного плена совпало ещ ё с одним радостным событием. Авиаразвед ка сообщила, что обнаружена пропавшая было шлюпка. Люди сигналят ракетами. С самолёта им будет сброшено всё не обходимое. Экстренный выпуск радиогазеты кара вана разнёс эту весть по всем судам эк спедиции. Оттуда тотчас ж е раздались приветственные гудки. «Маршал Гово ров» отозвался торжественным басом. Одному из теплоходов было приказано дожидаться у кромки льда прибытия шлюпки, а караван взял курс на Обскую губу. ...После того, как теплоход принял на борт команду аварийной шлюпки, выяс нилась история её злоключений. Матросы получили задание от капи тана — спустить шлюпку и осмотреть корпус теплохода. Никакой опасности не предвиделось: небо было ясным, светила солнце. Матросы работали в одних тель няшках. Корпус теплохода был окружён мел ким битым льдом. Расталкивая его баг ром, матросы принялись за работу. З а нятые осмотром, они не заметили прибли жения темноты. К тому ж е , конец со шлюпки был отдан на судно, так что ре бята чувствовали себя в полной безопас ности. Когда работа была закончена, они приняли конец и стали отбиваться от кормы к борту судна. Но в этот момент лёд начал передвигаться, оттеснил шлюпку дальше от теплохода в большое чистое разводье. А темень сгустилась уж е настолько, что теплохода не стало видно. Потом матросы заметили впереди тём ный силуэт. Отталкиваясь от льдины, используя каждый просвет чистой воды, они старались поскорее добраться к это му предмету, который все приняли за борт корабля. Но подойдя ближе, они с ужасом убедились, что это лишь груда высоких торосов. Матросы дали три вы стрела. Теплоход откликнулся им совер шенно не с той стороны, откуда они ожидали. К тому ж е сирена звучала очень глухо. Видимо, шлюпку успело за это время снести далеко, да и туман скрадывал звуки. Со шлюпки снова стреляли в воздух , но с каравана не от кликались. В течение нескольких часов, работая баграми и вёслами, команда шлюпки ощупью пробивалась во льдах . Но б е з успешно. Сирены судов слышались всё глуше и глуше. Было очевидно, что шлюпку продолжает относить в сторону. Наконец, и звуки тревожных сигналов перестали доноситься. Ребята устали. Было решено п ередох нуть и обсудить создавш ееся положение. На аварийной шлюпке оказалось- шесть человек во главе со вторым штур маном комсомольцем Потаповым. Стар шему из них, штурману, было 2 0 л ет ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2