Сибирские огни, 1956, № 3
пытанному средству определения на правления ветра. В тот день шли обычные учения, хо зяйственные работы. Художники в крас ных уголках трудились над заголовками '•очередных номеров стенных газет. Во ‘время стоянки в бухте Варнек был объ явлен по каравану конкурс стенной пе чати, и никому не хотелось ударить ли цом в грязь. Но чем бы ни были-заняты в этот день речники, они то и дело ук радкой поглядывали на палубу флагма на. Там пока всё было спокойно, лишь радист что-то уж очень часто сновал из своей рубки в каюту начальника экспе диции и обратно. Следующим утром на судах все про снулись очень рано. Выскочив на палу бу , речники прежде всего с трепетом гля дели на ветроуказатель. Но никаких ос нований для тревог не было, ветер по- прежнему оставался южным. С ночи он усилился. Радист на «Маршале Говоро ве» всё так ж е часто появлялся и исче зал. На палубу флагмана вышли Наянов и Демидов. Со всех судов каравана за ними наблюдали в бинокли. Вдруг по вантам флагмана поползли флажки сигналов — вызов всех капита нов и первых штурманов. На «Маршале Говорове» созывалось последнее перед выходом во льды совещание судоводи телей. ...Пролив Югорский шар караван про шёл без приключений. Карское море встретило речников жестокой снежной метелью. Погода здесь резко отличалась ■от той, что была в бухте Варнек. Юж ный ветер бил резкими шквальными по рывами. Палубы сразу ж е покрылись толстым слоем снега. Пришлось для уборки вызвать наверх подвахтенных. Окна на всех ходовых мостиках при шлось раскрыть, снег слепил глаза, ру коятки штурвалов обледенели. На судах для первого знакомства со льдами вах ту несли сами капитаны. Пробиваясь сквозь плотную снежную завесу , речники и не заметили, как во шли во льды. Небольшие, с острыми, обточенными водой, краями, льдины мед ленно покачивались на мёртвой зыби, тихо шуршали, скользя по бортам судов. Караван шёл кильватерной колонной, растянувшись на несколько километров. Двигались медленно, осторожно. Потре воженные водяными потоками, идущими из-под винтов, льдины кружились на ме сте , переворачивались, ныряли, снова появлялись на поверхности моря и не терпеливо, как бы нехотя отплывали в сторону, оставляя чистый водный кори дор. Видимость была не более десяти метров. Метель стихла через сутки. Незабы ваемая картина развернулась перед взглядом речников. Море до самого гори зонта было покрыто льдинами, которые вдалеке переходили в сплошные ледя ные поля. На мачту флагмана, под верхнюю рею была подтянута бочка. В ней несли вах ту штурманы, вооружённые биноклем. Пристально всматриваясь в горизонт, эти «вперёд смотрящие» сообщали на ходовую рубку курс, которого следовало придерживаться, чтобы миновать наибо лее густое скопление льда. Караван далеко отошёл от берега , ли ния которого лишь угадывалась по едва заметной дымчатой полосе. Слева по курсу , мористее, виднелась гряда огром ных торосов — результат последнего сжатия. Вид их был обманчив. Не один рулевой искоса поглядывал на них, при нимая за необыкновенные арктические острова. Наступил момент, когда вахтенный штурман, покачиваясь в своей бочке на мачте «Маршала Говорова», уж е не смог обнаружить признаков водяного прохода. Мелкие льдины слились в сплошное б е лое поле. Флагманское судно и до этого не раз пробивало во льдах перемычки, открывая дорогу следующ ему за ним ка равану. Но теперь льды стали непрохо димыми. В смотровую бочку поднялся сам Наянов. Он долго шарил по горизон ту сильной морской трубой. Караван отделяло от чистой воды зна чительное пространство. Двигаться даль ше было нельзя без риска повредить корпуса и винты речных судов , отнюдь не приспособленных для плавания во льдах. Суда каравана легли в ледяной дрейф . Наступила тишина, абсолютная, безграничная, какая бывает только в этих местах. Не стучали заглохшие дви гатели, не шуршали льдины. Солнце утонуло в медносером мареве . Снасти и поручни на судах заиндевели. ПОД ШАПКОЙ ТУМАНА Туман подкрался незаметно и накрыл караван огромной мохнатой шапкой. С мостика не стало видно даж е носа с у д на. Вахтенные, передвигаясь по палубе, натыкались на препятствия, как в по тёмках. С одного из теплоходов прозву чала тревожная сирена. Наянову по ра дио доложили, что незадолго до насту пления тумана с этого судна была спу щена шлюпка с шестью речниками и что шлюпка не вернулась. По команде с флагмана на всех судах каравана зазвучали тревожные сирены и гудки. Разноголосый вой разнёсся над вечными льдами. Сигналы непрерывно подавались в течение часа. Позж е они подавались судами поочерёдно, чер ез каждые десять минут. Но речники с про павшей шлюпки не откликались. Ещё в Архангельске всем шлюпкам каравана был придан аварийный запас: ружьё с боеприпасами, бочонок с пресной водой, ракеты, продовольствие на три дня. Шлюпки были оборудованы воздуш ными ящиками, увеличивающими их у с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2