Сибирские огни, 1956, № 3

пытанному средству определения на­ правления ветра. В тот день шли обычные учения, хо­ зяйственные работы. Художники в крас­ ных уголках трудились над заголовками '•очередных номеров стенных газет. Во ‘время стоянки в бухте Варнек был объ ­ явлен по каравану конкурс стенной пе­ чати, и никому не хотелось ударить ли­ цом в грязь. Но чем бы ни были-заняты в этот день речники, они то и дело ук ­ радкой поглядывали на палубу флагма­ на. Там пока всё было спокойно, лишь радист что-то уж очень часто сновал из своей рубки в каюту начальника экспе­ диции и обратно. Следующим утром на судах все про­ снулись очень рано. Выскочив на палу­ бу , речники прежде всего с трепетом гля­ дели на ветроуказатель. Но никаких ос­ нований для тревог не было, ветер по- прежнему оставался южным. С ночи он усилился. Радист на «Маршале Говоро­ ве» всё так ж е часто появлялся и исче­ зал. На палубу флагмана вышли Наянов и Демидов. Со всех судов каравана за ними наблюдали в бинокли. Вдруг по вантам флагмана поползли флажки сигналов — вызов всех капита­ нов и первых штурманов. На «Маршале Говорове» созывалось последнее перед выходом во льды совещание судоводи­ телей. ...Пролив Югорский шар караван про­ шёл без приключений. Карское море встретило речников жестокой снежной метелью. Погода здесь резко отличалась ■от той, что была в бухте Варнек. Юж­ ный ветер бил резкими шквальными по­ рывами. Палубы сразу ж е покрылись толстым слоем снега. Пришлось для уборки вызвать наверх подвахтенных. Окна на всех ходовых мостиках при­ шлось раскрыть, снег слепил глаза, ру­ коятки штурвалов обледенели. На судах для первого знакомства со льдами вах­ ту несли сами капитаны. Пробиваясь сквозь плотную снежную завесу , речники и не заметили, как во­ шли во льды. Небольшие, с острыми, обточенными водой, краями, льдины мед­ ленно покачивались на мёртвой зыби, тихо шуршали, скользя по бортам судов. Караван шёл кильватерной колонной, растянувшись на несколько километров. Двигались медленно, осторожно. Потре­ воженные водяными потоками, идущими из-под винтов, льдины кружились на ме­ сте , переворачивались, ныряли, снова появлялись на поверхности моря и не­ терпеливо, как бы нехотя отплывали в сторону, оставляя чистый водный кори­ дор. Видимость была не более десяти метров. Метель стихла через сутки. Незабы ­ ваемая картина развернулась перед взглядом речников. Море до самого гори­ зонта было покрыто льдинами, которые вдалеке переходили в сплошные ледя ­ ные поля. На мачту флагмана, под верхнюю рею была подтянута бочка. В ней несли вах­ ту штурманы, вооружённые биноклем. Пристально всматриваясь в горизонт, эти «вперёд смотрящие» сообщали на ходовую рубку курс, которого следовало придерживаться, чтобы миновать наибо­ лее густое скопление льда. Караван далеко отошёл от берега , ли­ ния которого лишь угадывалась по едва заметной дымчатой полосе. Слева по курсу , мористее, виднелась гряда огром­ ных торосов — результат последнего сжатия. Вид их был обманчив. Не один рулевой искоса поглядывал на них, при­ нимая за необыкновенные арктические острова. Наступил момент, когда вахтенный штурман, покачиваясь в своей бочке на мачте «Маршала Говорова», уж е не смог обнаружить признаков водяного прохода. Мелкие льдины слились в сплошное б е ­ лое поле. Флагманское судно и до этого не раз пробивало во льдах перемычки, открывая дорогу следующ ему за ним ка­ равану. Но теперь льды стали непрохо­ димыми. В смотровую бочку поднялся сам Наянов. Он долго шарил по горизон­ ту сильной морской трубой. Караван отделяло от чистой воды зна­ чительное пространство. Двигаться даль­ ше было нельзя без риска повредить корпуса и винты речных судов , отнюдь не приспособленных для плавания во льдах. Суда каравана легли в ледяной дрейф . Наступила тишина, абсолютная, безграничная, какая бывает только в этих местах. Не стучали заглохшие дви­ гатели, не шуршали льдины. Солнце утонуло в медносером мареве . Снасти и поручни на судах заиндевели. ПОД ШАПКОЙ ТУМАНА Туман подкрался незаметно и накрыл караван огромной мохнатой шапкой. С мостика не стало видно даж е носа с у д ­ на. Вахтенные, передвигаясь по палубе, натыкались на препятствия, как в по­ тёмках. С одного из теплоходов прозву­ чала тревожная сирена. Наянову по ра­ дио доложили, что незадолго до насту­ пления тумана с этого судна была спу­ щена шлюпка с шестью речниками и что шлюпка не вернулась. По команде с флагмана на всех судах каравана зазвучали тревожные сирены и гудки. Разноголосый вой разнёсся над вечными льдами. Сигналы непрерывно подавались в течение часа. Позж е они подавались судами поочерёдно, чер ез каждые десять минут. Но речники с про­ павшей шлюпки не откликались. Ещё в Архангельске всем шлюпкам каравана был придан аварийный запас: ружьё с боеприпасами, бочонок с пресной водой, ракеты, продовольствие на три дня. Шлюпки были оборудованы воздуш ­ ными ящиками, увеличивающими их у с ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2