Сибирские огни, 1956, № 3
волной смыло шлюпку. Капитану стало жаль шлюпки: мало ли что может при ключиться, путь-то ещё длинный, а лиш няя шлюпка никогда не помешает. Полу чив по радио разрешение Наянова, ка питан погнался за шлюпкой. Шлюпка, оборудованная воздушными ящиками, упав за борт, села в воду на киль. Теперь её легко подбрасывало. Было ясно, что если подойти близко, волнением может разбить её о борт, ли бо затянуть под винты «Узбекистана». Пришлось спускать вторую шлюпку. Спасательную группу повёл боцман. Матросы поймали шлюпку, взяли её на буксир и повели к теплоходу. На пятые сутки караван речных судов подошёл к острову Вайгач. Морской пе реход не прошёл даром для команд. Они получили боевое крещение, уверен ность в себе , накопили опыт. У ВОРОТ В АРКТИКУ Последние часы перед тем, как встать на рейде бухты Варнек, караван речных судов шёл в сплошном тумане. Для реч ников Енисея это был знакомый враг. В ся вторая половина навигации, особен но на среднем и нижнем плёсах, прохо дит в борьбе с ним. Но на Енисее туман «речной», водникам известны все его повадки. Он часто спускается после за хода солнца и тает обычно под воздей ствием первых ж е утренних лучей. Све жего ветра достаточно, чтобы всё во круг очистилось. Совсем иное дело — ту ман арктический. Он искажает види мые предметы. Маленький торос на пло- вучей льдине кажется айсбергом, а сам айсберг, плывущий навстречу, в кото рый судно вот-вот врежется носом, — да лёкой береговой скалой. Арктический туман бывает такой густой, что собствен ная вытянутая рука видна только по ло коть. Туман не связан с определённым временем суток, как на Енисее. Он мо ж ет опуститься в любое время дня, в лю бой' час и держаться очень долго. Охва тывает он такое огромное пространство, что ветер не разгоняет его, а только пе реносит с места на место. Полярники называли такой туман «душным». Это объясняется тем, что он сопровождается резкими колебаниями атмосферного давления, затрудняющими дыхание. Арктический туман является настоящим бичом северного мореходства ещ ё и потому, что он трудно предска зывается синоптиками, опускается вне запно и так ж е внезапно исчезает. Речной караван приближался к Вай- гачу в тумане только средней плотности. Однако на Енисее и такого тумана не бывает. Штурманы и рулевые, стоя в этот час на вахте, натёрли себе глаза до красноты. Им с непривычки казалось, что туман едкий, что он разъедает кожу. Рулевой Быстров, уж е оправившийся 8. «Сибирские огни» № 3. от морской болезни, стоя за штурвалом, с покрасневшими белками глаз и опух шими веками, даж е спросил капитана: — А что, тут и в тумане йод? Капитан Макаров, как всегда в труд ные часы плавания, стоял за спиной ру левого, недовольно посасывая трубочку. —- Вперёд смотри. Вот врежешься в корму «Олега Кошевого», будет тебе тог да йод. Буксир «Лиза Чайкина» вёл за собой два лихтера. Молодой капитан нервни чал: он не видел сейчас буксируемых су дов, которые к тому ж е стали рыскать. Посоветовавшись по радио с Наяно- вым, капитан приказал укоротить букси ры с тем, чтобы взять лихтеры под борт. Перечалка, несмотря на все усилия команды, отняла довольно много време ни. Когда она закончилась и теплоход снова лёг на курс, оказалось, что «Лиза Чайкина» успела потерять караван. Не слышно стало слуховой сигнализации — сирен и гудков: туман очень сильно скрадывает звуки. Судно с двумя лихтерами под бортом стало ощупью продвигаться в густом ту мане, время от времени связываясь по радио с «Маршалом Говоровым». Судя по лоции, этот район моря изобиловал песчаными отмелями. Морские суда обо рудованы эхолотами, позволяющими н е прерывно контролировать глубину под килем, на буксире этих устройств не было. Матрос-комсомолец Ивашкин, стоя на носу, добросовестно тыкал в невиди мую воду намёткой. Но это почти не по могало. В белёсой туманной мгле труд но было различить деления. Ивашкин путался, выкрикивая показатели глуби ны. Капитан и штурман, вцепившись в мокрые поручни пальцами, тщетно вгля дывались в густой туман. Вдруг теплоход зашуршал килем по песку. Резкий толчок — и «Лиза Чайки на» остановилась. Судно сра зу дало за метный крен влево. Ивашкин от толчка потерял равновесие и, взмахнув в воз духе намёткой, полетел на палубу , боль но ударившись боком о якорное устрой ство. Форсируя двигатели до предела, по пробовали работать то назад , то вперёд, но ничего не помогало. Теплоход засел основательно. Крен ж е продолжал уси ливаться, корпус судна медленно разво рачивало к волне. Положение станови лось угрожающим. Отдельные валы на чали перекидываться через палубу , про должая увеличивать крен, который и без того был критическим. Связались с «Маршалом Говоровым». Оттуда сообщили, что сейчас в районе аварии отлив. Прилив, который здесь достигает высоты в два метра, должен наступить только через семь часов. Тог да само море снимет теплоход с мели, а пока что надо ждать. Семь часов — время немалое. Нужно было во что бы то ни стало ликвидиро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2