Сибирские огни, 1956, № 3
терпением там ждут , должно быть, их прибытия. Речники привыкли отдыхать только зимой. А сейчас, когда перед ними в б е лёсых сумерках светлой полярной ночи расстилалась, чуть колеблемая свежим морским ветерком, родная водная сти хия, они чувствовали, как истосковалась душа по настоящей, большой работе... Наконец, по судам разнеслась весть: из Москвы прибыл министр. Это что-ни будь да значило! Министр — человек за нятый, не станет ж е он сидеть в Архан гельске да ждать у моря погоды. И ли ца синоптиков — «ветродуев», которым изрядно надоели каждодневные рас спросы и приставания речников, посвет лели... •— Значит, скоро, — решили речники. Министр объехал все суда каравана. Он знакомился с технической подготов кой к плаванию в открытом море, бесе довал с командами. И вот объявлено: завтра в путь! А ночью над Архангельском вдруг разра-. зилась гроза. Светлое ночное небо бо роздили молнии, разбушевалась Север ная Двина, пошёл косой ливень. Вахтен ные, закутанные в плащи, жадно вдыха ли свежий, терпкий, пахнущий солью воздух. Утром загремели якорные цепи. Как и во время проводов в Горьком, играл на берегу оркестр. На причалы, провожать речников в далёкое морское плавание, высыпал, казалось, весь город. Корот кий митинг, и суда , вытягиваясь в длин ную кильватерную колонну, покинули древний порт. Моряки организовали отличные прово ды. На Северной Двине караван ожида ла «зелёная улица». Семафоры по пути были приветливо открыты. Никто не на рушал строя. Свежий морской ветер раз носил по берегам протяжные привет ственные гудки вставших на якоря встречных судов. А вот и море. Оно снова встретило речников неласково. Ветер усиливался. Рулевой одного из самых маленьких судов каравана танкера «Коми» Быст ров озабоченно спрашивал капитана, который молча сосал свою трубочку у него за спиной. — Пожалуй, в Баренцовом море нас может и с мачтой волна накрыть? — Накрыть-то, может, и не накроет, а морскую ванну всей команде, пожалуй, принять придётся, — спокойно отвечал капитан Макаров. — Очень полезно для сердца. — Для сердца? — недоумевая пере спросил рулевой. — Это почему же? Капитан ответил рассудительно, без тени улыбки: — В воде Баренцова моря много йода, а йодом предупреждают склероз сосудов. По голубому шатру неба плыли лёг кие подвижные кучевые облака, непре станно изменяя свои причудливые очер тания. Над караваном кружили чайки. С резкими криками опускаясь в воду, они ловили отбросы из камбуза, смешно, как воробьи, дрались между собой ,'оспа ривая добычу. А вот известный морской вор — баклан стремительно упал из под небесья на зазевавшуюся чайку, сильно клюнул её в голову. Та выронила из .цлюва картофельные очистки. Баклан на лету подхватил их и, лавируя м еж ду возмущёнными чайками, нападавшими на него со всех сторон, низко, над са мыми гребешками волн, улетел к остро ву Моржовец. Об интересных событиях, связанных с этим островом, рассказал речникам лоцман, который должен был провести суда сквозь горло Белого моря. На Б е лом море испокон веков ведётся тюле ний промысел. Но до самой революции организация его была примитивной. Зверобойные артели ещё ранней весной спускали на лёд свои карбасы, гружен ные продовольственными и охотничьими припасами. Когда в начале лета ледяной припай отрывало от берега, зверобои-поморьг плыли на льдинах промышлять морского- зверя. А с добычей возвращались на карбасах. Этот своеобразный «несамо ходный флот» — ледяные поля — в сво их маршрутах полностью зависел от на правления течения и ветра. Иногда льдину прибивало обратно к берегу , и тогда зверобои возвращались домой не солоно хлебавши. В другой раз, наобо- рот, капризные воды Белого моря уно сили их вместе с богатой добычей в от крытый океан. В те времена редко зве робойный сезон обходился без человече ских жертв. Советская власть вооружила зверо бойные артели ледокольным пароходом «Малыгин», моторными катерами и са молётами для воздушной разведки тю леньих лёжек. Но поморы вначале под дались нашёптываниям кулаков и встре тили новую технику в штыки. Ледокол и катера пустовали, промышленники пред почитали пользоваться испытанным спо собом передвижения по морю — плову- чими льдинами. Особенно восставали зверобои против самолёта. Они уверяли, будто бы с него ничего нельзя разгля деть, а шум мотора распугает тюленьи стада. Тогда за дело взялся лётчик Михаил Сергеевич Бабушкин. Он предложил старостам артелей совершить полёт над льдами и воочию убедиться в преимуще ствах воздушной разведки тюленьих лё жек. На первых порах не обошлось без курьёзов. Так, М. С. Бабушкин в своё время признавался лоцману, что перво го своего пассажира он соблазнил воз награждением в 50 рублей. Помор, ко торого поднял в воздух Бабушкин, был, должно быть, первым и последним из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2