Сибирские огни, 1956, № 3

терпением там ждут , должно быть, их прибытия. Речники привыкли отдыхать только зимой. А сейчас, когда перед ними в б е ­ лёсых сумерках светлой полярной ночи расстилалась, чуть колеблемая свежим морским ветерком, родная водная сти­ хия, они чувствовали, как истосковалась душа по настоящей, большой работе... Наконец, по судам разнеслась весть: из Москвы прибыл министр. Это что-ни­ будь да значило! Министр — человек за ­ нятый, не станет ж е он сидеть в Архан­ гельске да ждать у моря погоды. И ли­ ца синоптиков — «ветродуев», которым изрядно надоели каждодневные рас­ спросы и приставания речников, посвет­ лели... •— Значит, скоро, — решили речники. Министр объехал все суда каравана. Он знакомился с технической подготов­ кой к плаванию в открытом море, бесе­ довал с командами. И вот объявлено: завтра в путь! А ночью над Архангельском вдруг разра-. зилась гроза. Светлое ночное небо бо­ роздили молнии, разбушевалась Север­ ная Двина, пошёл косой ливень. Вахтен­ ные, закутанные в плащи, жадно вдыха­ ли свежий, терпкий, пахнущий солью воздух. Утром загремели якорные цепи. Как и во время проводов в Горьком, играл на берегу оркестр. На причалы, провожать речников в далёкое морское плавание, высыпал, казалось, весь город. Корот­ кий митинг, и суда , вытягиваясь в длин­ ную кильватерную колонну, покинули древний порт. Моряки организовали отличные прово­ ды. На Северной Двине караван ожида­ ла «зелёная улица». Семафоры по пути были приветливо открыты. Никто не на­ рушал строя. Свежий морской ветер раз­ носил по берегам протяжные привет­ ственные гудки вставших на якоря встречных судов. А вот и море. Оно снова встретило речников неласково. Ветер усиливался. Рулевой одного из самых маленьких судов каравана танкера «Коми» Быст­ ров озабоченно спрашивал капитана, который молча сосал свою трубочку у него за спиной. — Пожалуй, в Баренцовом море нас может и с мачтой волна накрыть? — Накрыть-то, может, и не накроет, а морскую ванну всей команде, пожалуй, принять придётся, — спокойно отвечал капитан Макаров. — Очень полезно для сердца. — Для сердца? — недоумевая пере­ спросил рулевой. — Это почему же? Капитан ответил рассудительно, без тени улыбки: — В воде Баренцова моря много йода, а йодом предупреждают склероз сосудов. По голубому шатру неба плыли лёг­ кие подвижные кучевые облака, непре­ станно изменяя свои причудливые очер­ тания. Над караваном кружили чайки. С резкими криками опускаясь в воду, они ловили отбросы из камбуза, смешно, как воробьи, дрались между собой ,'оспа­ ривая добычу. А вот известный морской вор — баклан стремительно упал из под­ небесья на зазевавшуюся чайку, сильно клюнул её в голову. Та выронила из .цлюва картофельные очистки. Баклан на лету подхватил их и, лавируя м еж ду возмущёнными чайками, нападавшими на него со всех сторон, низко, над са­ мыми гребешками волн, улетел к остро­ ву Моржовец. Об интересных событиях, связанных с этим островом, рассказал речникам лоцман, который должен был провести суда сквозь горло Белого моря. На Б е ­ лом море испокон веков ведётся тюле­ ний промысел. Но до самой революции организация его была примитивной. Зверобойные артели ещё ранней весной спускали на лёд свои карбасы, гружен­ ные продовольственными и охотничьими припасами. Когда в начале лета ледяной припай отрывало от берега, зверобои-поморьг плыли на льдинах промышлять морского- зверя. А с добычей возвращались на карбасах. Этот своеобразный «несамо­ ходный флот» — ледяные поля — в сво­ их маршрутах полностью зависел от на­ правления течения и ветра. Иногда льдину прибивало обратно к берегу , и тогда зверобои возвращались домой не солоно хлебавши. В другой раз, наобо- рот, капризные воды Белого моря уно­ сили их вместе с богатой добычей в от­ крытый океан. В те времена редко зве­ робойный сезон обходился без человече­ ских жертв. Советская власть вооружила зверо­ бойные артели ледокольным пароходом «Малыгин», моторными катерами и са­ молётами для воздушной разведки тю­ леньих лёжек. Но поморы вначале под­ дались нашёптываниям кулаков и встре­ тили новую технику в штыки. Ледокол и катера пустовали, промышленники пред­ почитали пользоваться испытанным спо­ собом передвижения по морю — плову- чими льдинами. Особенно восставали зверобои против самолёта. Они уверяли, будто бы с него ничего нельзя разгля­ деть, а шум мотора распугает тюленьи стада. Тогда за дело взялся лётчик Михаил Сергеевич Бабушкин. Он предложил старостам артелей совершить полёт над льдами и воочию убедиться в преимуще­ ствах воздушной разведки тюленьих лё­ жек. На первых порах не обошлось без курьёзов. Так, М. С. Бабушкин в своё время признавался лоцману, что перво­ го своего пассажира он соблазнил воз­ награждением в 50 рублей. Помор, ко­ торого поднял в воздух Бабушкин, был, должно быть, первым и последним из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2