Сибирские огни, 1956, № 3
Вблизи Архангельска суда попали в настоящее лесное царство. На многие километры вдоль реки вытянулись шта бели пиломатериалов. Это был лес, при готовленный на вывоз в советские порты и во все страны мира. Ветер утих, погода прояснилась. Экс педиция встала на рейде Архангельского морского порта. БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ Советские метеорологи прозвали Арк тику «кухней погоды». Эти крылатые слова принадлежат Владимиру Юльеви чу Визе, члену-корреспонденту А каде мии наук СССР, участнику многих арк тических экспедиций, одному из старей ших советских полярников. Зд есь , в бас сейне полярных морей, «готовится» по года не только для близлежащего рай она, но и для значительной части терри тории Союза. Работа советских арктических метео станций ложится в основу всех долго срочных прогнозов погоды, играющих такую важную роль в развитии сельско го хозяйства, судоходства и воздушного транспорта. Климат Арктики изменчив и капризен. В иной год льды до глубокой осени загромождают Карские ворота, за трудняя судоходство по северно-морско му пути. А порой, наоборот, льды отхо дят далеко к северу ещё с весны. Тогда плавают не только океанские суда , кон воируемые ледоколами, но и деревян ные парусные карбасы поморских рыба ков. К радистам каравана речных судов, стоявших в Архангельске, с утра загля дывали матросы, штурманы, механики. — Ну, что там, на кухне, слышно? — спрашивали они. В сех беспокоила вынужденная задержка в Архангельске. Впрочем, скучать было некогда и те перь. Проверялась готовность команд и материальной части к длительному пла ванию. С утра до вечера репетировались сигналы. Штурманы изучали лоции Ба- ренцова и Карского морей, повторяли построение походной кильватерной ко лонны, строя стайкой и уступом. Молоденькая поморка, буфетчица клу ба водников, с которой успел подружить ся рулевой парохода «Игарка», нередко слышала от него: — Извини, опоздал ... Горели мы... Или: — А сегодня человек в воду упал, вытаскивали... Провозились... Буфетчица с сожалением поглядыва ла на парня, недоумевая: неужели этот сибиряк думает произвести на неё впе чатление такой очевидной хвастливой ложью?.. А тот вовсе не врал и не хвастал. По команде «пожарная тревога» он дей ствительно провозился часа два у мото помпы. По сигналу «водяная тревога» заделывал воображаемую пробоину в трюме. После возгласов вахтенного «че ловек за бортом!» спускал в воду шлюп ку и ловил в тёмной воде рейда спаса тельный круг, изображавший утопаю щего. Вечером на Архангельск спускался белый полусвет. Мерцали в сумерках за полярной ночи яркие огни рейда и лес ных бирж. В парке на берегу Северной Двины одуряющ е пахли цветы. •i* Ледовый прогноз был мало утеши тельным. По данным синоптической1 службы , в течение последних 4 0 лет не- наблюдалось такой тяжёлой ледовой об становки в районе Карских ворот. Экс педиции приходилось выжидать подхо дящего момента, чтобы, воспользовав шись разряжением льдов, проскочить и» Баренцова моря в Карское. Известный русский полярный путе шественник прошлого века Фёдор Литке писал в своих воспоминаниях, что одно из основных свойств, необходимых по лярнику, — это терпение. Конечно, во времена Литке не было ни радио, ни авиации, ни мощных ледоколов. Подхо дящую ледовую обстановку приходилось ждать иногда годами. Но терпению при шлось учиться и участникам арктическо го перехода речных судов, несмотря на то, что в наши дни в советском секторе полярного бассейна ледовая разведка осущ ествляется самыми совершенными средствами техники. Время, свободное от учебных тревог и занятий по повышению квалификации, речники коротали, знакомясь с досто примечательностями Архангельска. Этот город чем-то напоминал им Красноярск, Енисейск и немного Минусинск. Быть может тем, что и здесь было причудли вое смешение глубокой старины, памят ников героических лет гражданской вой ны и передовой замечательной совре менности. Вот древние каменные ряды гостин- ного двора, которые видел ещ ё П ётр Первый. Главная улица города носит не забываемое имя защитника Архангель ска от англо-американских интервентов в 1 9 1 8 году Павлина Виноградова. А по берегу Северной Двины раскинулись ги гантские корпуса многорамного лесоком бината, оснащённого самой совершенной техникой. Бродя по улицам древнейшего русско го морского порта, знакомясь с волную щими экспонатами м у зея Ломоносова, речники ни на минуту не забывали о своей вынужденной стоянке. Возвраща ясь в порт, они с грустью осматривали суда своего каравана. Сколько тоннажа пропадает даром. Сколько леса , угля, ру ды, сельскохозяйственных и промышлен ных товаров можно было бы перевезти за эти дни на родной реке. С каким не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2