Сибирские огни, 1956, № 3

Вблизи Архангельска суда попали в настоящее лесное царство. На многие километры вдоль реки вытянулись шта­ бели пиломатериалов. Это был лес, при­ готовленный на вывоз в советские порты и во все страны мира. Ветер утих, погода прояснилась. Экс­ педиция встала на рейде Архангельского морского порта. БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ Советские метеорологи прозвали Арк­ тику «кухней погоды». Эти крылатые слова принадлежат Владимиру Юльеви­ чу Визе, члену-корреспонденту А каде ­ мии наук СССР, участнику многих арк­ тических экспедиций, одному из старей­ ших советских полярников. Зд есь , в бас­ сейне полярных морей, «готовится» по­ года не только для близлежащего рай­ она, но и для значительной части терри­ тории Союза. Работа советских арктических метео­ станций ложится в основу всех долго­ срочных прогнозов погоды, играющих такую важную роль в развитии сельско­ го хозяйства, судоходства и воздушного транспорта. Климат Арктики изменчив и капризен. В иной год льды до глубокой осени загромождают Карские ворота, за ­ трудняя судоходство по северно-морско­ му пути. А порой, наоборот, льды отхо­ дят далеко к северу ещё с весны. Тогда плавают не только океанские суда , кон­ воируемые ледоколами, но и деревян­ ные парусные карбасы поморских рыба­ ков. К радистам каравана речных судов, стоявших в Архангельске, с утра загля­ дывали матросы, штурманы, механики. — Ну, что там, на кухне, слышно? — спрашивали они. В сех беспокоила вынужденная задержка в Архангельске. Впрочем, скучать было некогда и те­ перь. Проверялась готовность команд и материальной части к длительному пла­ ванию. С утра до вечера репетировались сигналы. Штурманы изучали лоции Ба- ренцова и Карского морей, повторяли построение походной кильватерной ко­ лонны, строя стайкой и уступом. Молоденькая поморка, буфетчица клу­ ба водников, с которой успел подружить­ ся рулевой парохода «Игарка», нередко слышала от него: — Извини, опоздал ... Горели мы... Или: — А сегодня человек в воду упал, вытаскивали... Провозились... Буфетчица с сожалением поглядыва­ ла на парня, недоумевая: неужели этот сибиряк думает произвести на неё впе­ чатление такой очевидной хвастливой ложью?.. А тот вовсе не врал и не хвастал. По команде «пожарная тревога» он дей­ ствительно провозился часа два у мото­ помпы. По сигналу «водяная тревога» заделывал воображаемую пробоину в трюме. После возгласов вахтенного «че­ ловек за бортом!» спускал в воду шлюп­ ку и ловил в тёмной воде рейда спаса­ тельный круг, изображавший утопаю­ щего. Вечером на Архангельск спускался белый полусвет. Мерцали в сумерках за ­ полярной ночи яркие огни рейда и лес ­ ных бирж. В парке на берегу Северной Двины одуряющ е пахли цветы. •i* Ледовый прогноз был мало утеши­ тельным. По данным синоптической1 службы , в течение последних 4 0 лет не- наблюдалось такой тяжёлой ледовой об­ становки в районе Карских ворот. Экс­ педиции приходилось выжидать подхо­ дящего момента, чтобы, воспользовав­ шись разряжением льдов, проскочить и» Баренцова моря в Карское. Известный русский полярный путе­ шественник прошлого века Фёдор Литке писал в своих воспоминаниях, что одно из основных свойств, необходимых по­ лярнику, — это терпение. Конечно, во времена Литке не было ни радио, ни авиации, ни мощных ледоколов. Подхо­ дящую ледовую обстановку приходилось ждать иногда годами. Но терпению при­ шлось учиться и участникам арктическо­ го перехода речных судов, несмотря на то, что в наши дни в советском секторе полярного бассейна ледовая разведка осущ ествляется самыми совершенными средствами техники. Время, свободное от учебных тревог и занятий по повышению квалификации, речники коротали, знакомясь с досто­ примечательностями Архангельска. Этот город чем-то напоминал им Красноярск, Енисейск и немного Минусинск. Быть может тем, что и здесь было причудли­ вое смешение глубокой старины, памят­ ников героических лет гражданской вой­ ны и передовой замечательной совре­ менности. Вот древние каменные ряды гостин- ного двора, которые видел ещ ё П ётр Первый. Главная улица города носит не­ забываемое имя защитника Архангель ­ ска от англо-американских интервентов в 1 9 1 8 году Павлина Виноградова. А по берегу Северной Двины раскинулись ги­ гантские корпуса многорамного лесоком­ бината, оснащённого самой совершенной техникой. Бродя по улицам древнейшего русско­ го морского порта, знакомясь с волную­ щими экспонатами м у зея Ломоносова, речники ни на минуту не забывали о своей вынужденной стоянке. Возвраща­ ясь в порт, они с грустью осматривали суда своего каравана. Сколько тоннажа пропадает даром. Сколько леса , угля, ру­ ды, сельскохозяйственных и промышлен­ ных товаров можно было бы перевезти за эти дни на родной реке. С каким не­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2