Сибирские огни, 1956, № 3

резка северного морского пути, где с Карским морем сливается могучая си­ бирская река Енисей. Вскоре приехал и помполит экспеди­ ции Кузнецов, задержавшийся в горь­ ковском, обкоме партии. В последний раз перед отплытием в далёкий рейс оглядел Наянов караван судов. Как будто всё готово, всё сдела­ но , всё предусмотрено. Огромная подго­ товительная работа осталась позади. Сколько возни было с материальной частью , с подбором людей. На судах , спущенных со стапелей волжских вер­ ф ей , впервые установили много техниче­ ских новинок. Как-то они покажут себя в условиях эксплуатации? Достаточно ли подготовлены люди? Основное ядро будущих команд при­ было на Волгу из далёкой Сибири ,— опытные речники и подающая надежды молодёжь, лучшие люди Енисейского бассейна. Ещё задолго до начала рейса личный состав экспедиции засел за учё­ бу . Учились и стар и млад — поседев­ шие в енисейских штормах кадровики, старшие механики, техники, штурманы и безусы е юнцы — матросы. Сейчас всё это — позади. В путь! На причалах состоялся короткий митинг. Руководители горьковских партийных организаций, представители Министер­ ства речного флота, мастера-судострои­ тели напутствовали речников в далёкий, трудный путь. Команда подана, загремели в клюзах якорные цепи, заработали винты мощ­ ных теплоходов, бурля мутную волж­ скую воду. Одно за другим, вытянув­ шись в кильватерную колонну, выходят на фарватер суда экспедиции. ЗДРАВСТВУЙ , МОРЕ! В середине июня суда экспедиции пришли в Беломорск. Так стало назы­ ваться старинное поморское село Соро­ ка после вступления в строй Беломор­ ско-Балтийского канала. С любопыт­ ством разглядывают сибиряки доброт­ ные сельские постройки, которые резко отличаются от жилищ в прибрежных станках родного Енисея. Почти все дома зд есь — двухэтажные. Собраны они из первоклассного судостроительного леса. В нижнем этаже размещён хозяйствен­ ный инвентарь, в верхнем — жилые по­ мещения. У берегов виднеются большие парус­ ные и гребные рыболовецкие лодки-кар­ басы. На вешалах сушатся ставные не­ вода. Вдали дымят трубы лесокомби­ ната. Беломорск — город рыбаков, море­ плавателей, плотников. Ещё несколько столетий тому назад уходили в далёкое морское плавание бесстрашные поморы, предки современных беломорцев. Это они усеяли русскими избами и русскими крестами прибрежные районы арктиче­ ских островов: Шпицбергена, Новой Земли, Вайгача. На запад поморы, выйдя из Белого моря, доходили до Ставангера, до Тром- се в Норвегии и дальше. Известно, что отец 'Ломоносова, например, ходил на судне собственного изготовления в Шот­ ландию. На восток поморы, минуя Обь и Ени­ сей, доходили до самого мыса Челюс­ кина. Обо всём этом рассказывают сейчас помполиты командам экспедиционных судов, собравшимся по красным угол­ кам. Экспедиция вышла к морю, исходный речной отрезок пути благополучно прой­ ден. Позади остались тысячи километ­ ров Волго-Рыбинского водохранилища, Мариинской системы, Невы и Свири, озёр Ладожского, Онежского. Путь экспедиции пролегал по искон­ ным русским землям, испещрённым бес­ численным количеством рек, речушек и озёр , которые задолго до того, как бы­ ли вырыты каналы, служили великим водным путём из Московского и Новго­ родского княжеств к берегам студёных морей. Белое море встретило речников нела­ сково. Поднявшийся ветер развёл круп­ ную волну, которая то и дело обрушива­ лась на палубы низкобортных судов. Хотя все отверстия во внутренние поме­ щения были тщательно задраены , вода всё ж е проникала. Первым черпнул носом зелёную мор­ скую воду флагман экспедиции «Мар­ шал Говоров». Стоявшего на носу вах­ тенного штурмана с ног до головы ока­ тило водой. С ходового мостика штурма­ на шутливо окликнул Наянов: — Ну как, поздоровался? Суда ныряли между валами, высоко задирали корму. Бешено вращались об­ нажённые винты. Людей укачивало в этот первый морской переход , но они старались не подавать виду. Наянов стоял с биноклем в руках на ходовом мостике флагманского судна. С чёрного кожаного пальто ручьями стека­ ла вода. Форменная фуражка, промок­ шая насквозь, обвисла. Начальник экс­ педиции внимательно оглядывал гори­ зонт. Отдельные суда время от време­ ни скрывались за волнами. Ветер креп­ чал. Вскоре шторм достиг шести баллов. Особенно трудно приходилось пароходам «Игарка» и «Онега», ведущим на букси­ ре по два лихтера. Но речники держа ­ лись стойко. Ни разу во время перехо­ да в Архангельск никто не поднял на мачте тревожного позывного сигнала, не сетовал по радио на непогоду. К устью Северной Двины подошли светлыми полярными сумерками. Кара­ ван снова вытянулся в кильватерную ко­ лонну.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2