Сибирские огни, 1956, № 3
резка северного морского пути, где с Карским морем сливается могучая си бирская река Енисей. Вскоре приехал и помполит экспеди ции Кузнецов, задержавшийся в горь ковском, обкоме партии. В последний раз перед отплытием в далёкий рейс оглядел Наянов караван судов. Как будто всё готово, всё сдела но , всё предусмотрено. Огромная подго товительная работа осталась позади. Сколько возни было с материальной частью , с подбором людей. На судах , спущенных со стапелей волжских вер ф ей , впервые установили много техниче ских новинок. Как-то они покажут себя в условиях эксплуатации? Достаточно ли подготовлены люди? Основное ядро будущих команд при было на Волгу из далёкой Сибири ,— опытные речники и подающая надежды молодёжь, лучшие люди Енисейского бассейна. Ещё задолго до начала рейса личный состав экспедиции засел за учё бу . Учились и стар и млад — поседев шие в енисейских штормах кадровики, старшие механики, техники, штурманы и безусы е юнцы — матросы. Сейчас всё это — позади. В путь! На причалах состоялся короткий митинг. Руководители горьковских партийных организаций, представители Министер ства речного флота, мастера-судострои тели напутствовали речников в далёкий, трудный путь. Команда подана, загремели в клюзах якорные цепи, заработали винты мощ ных теплоходов, бурля мутную волж скую воду. Одно за другим, вытянув шись в кильватерную колонну, выходят на фарватер суда экспедиции. ЗДРАВСТВУЙ , МОРЕ! В середине июня суда экспедиции пришли в Беломорск. Так стало назы ваться старинное поморское село Соро ка после вступления в строй Беломор ско-Балтийского канала. С любопыт ством разглядывают сибиряки доброт ные сельские постройки, которые резко отличаются от жилищ в прибрежных станках родного Енисея. Почти все дома зд есь — двухэтажные. Собраны они из первоклассного судостроительного леса. В нижнем этаже размещён хозяйствен ный инвентарь, в верхнем — жилые по мещения. У берегов виднеются большие парус ные и гребные рыболовецкие лодки-кар басы. На вешалах сушатся ставные не вода. Вдали дымят трубы лесокомби ната. Беломорск — город рыбаков, море плавателей, плотников. Ещё несколько столетий тому назад уходили в далёкое морское плавание бесстрашные поморы, предки современных беломорцев. Это они усеяли русскими избами и русскими крестами прибрежные районы арктиче ских островов: Шпицбергена, Новой Земли, Вайгача. На запад поморы, выйдя из Белого моря, доходили до Ставангера, до Тром- се в Норвегии и дальше. Известно, что отец 'Ломоносова, например, ходил на судне собственного изготовления в Шот ландию. На восток поморы, минуя Обь и Ени сей, доходили до самого мыса Челюс кина. Обо всём этом рассказывают сейчас помполиты командам экспедиционных судов, собравшимся по красным угол кам. Экспедиция вышла к морю, исходный речной отрезок пути благополучно прой ден. Позади остались тысячи километ ров Волго-Рыбинского водохранилища, Мариинской системы, Невы и Свири, озёр Ладожского, Онежского. Путь экспедиции пролегал по искон ным русским землям, испещрённым бес численным количеством рек, речушек и озёр , которые задолго до того, как бы ли вырыты каналы, служили великим водным путём из Московского и Новго родского княжеств к берегам студёных морей. Белое море встретило речников нела сково. Поднявшийся ветер развёл круп ную волну, которая то и дело обрушива лась на палубы низкобортных судов. Хотя все отверстия во внутренние поме щения были тщательно задраены , вода всё ж е проникала. Первым черпнул носом зелёную мор скую воду флагман экспедиции «Мар шал Говоров». Стоявшего на носу вах тенного штурмана с ног до головы ока тило водой. С ходового мостика штурма на шутливо окликнул Наянов: — Ну как, поздоровался? Суда ныряли между валами, высоко задирали корму. Бешено вращались об нажённые винты. Людей укачивало в этот первый морской переход , но они старались не подавать виду. Наянов стоял с биноклем в руках на ходовом мостике флагманского судна. С чёрного кожаного пальто ручьями стека ла вода. Форменная фуражка, промок шая насквозь, обвисла. Начальник экс педиции внимательно оглядывал гори зонт. Отдельные суда время от време ни скрывались за волнами. Ветер креп чал. Вскоре шторм достиг шести баллов. Особенно трудно приходилось пароходам «Игарка» и «Онега», ведущим на букси ре по два лихтера. Но речники держа лись стойко. Ни разу во время перехо да в Архангельск никто не поднял на мачте тревожного позывного сигнала, не сетовал по радио на непогоду. К устью Северной Двины подошли светлыми полярными сумерками. Кара ван снова вытянулся в кильватерную ко лонну.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2