Сибирские огни, 1956, № 3
в далёкое плавание. Кроме лиц, непо средственно связанных с предстоящей экспедицией, на причалы пришли пред ставители многочисленных горьковских предприятий. Здесь были люди разных возрастов и профессий. Словно едва уло вимые глазом водовороты, возникающие на поверхности реки, в толпе то там, то здесь собирались в кружок люди, ожив лённо говорившие о предстоящем плава нии. Вот ведущего конструктора Сормов ского завода окружили девушки — мон тажницы автозавода. Одна из них выра жает сомнение: — А всё-таки это очень опасно. Ведь вы помните «Челюскина»? Морской ко рабль, но его раздавило арктическими льдами. А тут обыкновенные речные суда. • Степенно поглаживая усы , которыми он видимо очень дорожит, инженер м ед ленно и спокойно возражает: — Постойте, постойте, девушки, не так это просто! Кто вам сказал, что это обыкновенные речные суда? Неправда, таких судов ещё не бывало. Конструктор любовным взглядом ох ватывает выстроившиеся на рейде реч ные корабли. — Мы учли трудности предстоящего перехода. На всех этих судах предусмот рели дополнительные крепления корпу сов. Но девушка упорствует: — Ну, хорошо, а прочность, а волна? Вон, глядите, какие у ваших судов низ кие борта. Разве у морских кораблей такие! Но и это возражение не смущает кон структора. — Волна? — переспрашивает он сни сходительно. — Ну и что же? Поглядите хотя бы на «Чувашию». Видите в иллю минаторах специальные заглушки? В случае шторма ребята задраются и ни какая волна их не прошибёт. В другом месте молодой голубогла зый механик, енисейский речник, рас сказывал сестре, выпускнице электроме ханического техникума, специально при бывшей из другого города проводить брата в дальнее плавание: — Я таких судов ещё не видел. Кра сота! Представляешь себе? Всё управле ние кораблём электрифицировано. Кру гом автоматика. Словом, кнопочное управление. На судне телефонная связь, двусторонняя радиосвязь В камбузе — холодильник. А каюты, каюты, ты бы посмотрела, прямо-таки люкс, как в хо рошей гостинице! Ты не беспокойся, всё будет — лучше не надо! Внимательно слушая восторженный рассказ брата, девушка вдруг мечтатель но сказала: — А в Красноярске сейчас, небось тополя отцветают и белый пух по ули цам несёт. И в нос попадает и в глаза. В канавах — целые сугробы намело... А вот пожилой енисейский штурман разглагольствует в группе таких ж е не молодых, как и он, производственников- сормовчан, чьими руками созданы кра савцы-теплоходы, выстроившиеся сейчас на рейде. Фуражка у штурмана заломле на на затылок, рыжие усы топорщатся, на плечи лихо наброшен бушлат, из-под которого в.ыпирают тугие мускулы гру ди, обтянутой полосатой тельняшкой. — Ледовитый океан, эка невидаль, — говорит штурмащ — Я пятнадцать лет рыбаков по Енисею возил до самой Гольчихи. У нас в низовьях ширина ки лометров двадцать, берегов не видать, особенно, если по осени туман пойдёт. А волна метра в три высотой, если, ска жем , шторм нагрянет. Старики внимательно слушают его, поглядывая на родную Волгу. Зд есь они выросли, трудились, здесь и состари лись. Зд есь они ещё в 19 0 5 году б е з усыми юнцами бастовали, строили бар рикады, сражались с жандармами и по лицией. Для них Волга — самая краси вая, самая могучая река в мире. А штур ман, увлёкшись, продолжает: — Волна волной, простор простором,, а всё равно смотри в оба — кругом мели да перекаты, того гляди, сядешь где-ни будь. Я скажу прямо, в океане куда сподручнее плавать, чем по нашему Ени сею. Время отплытия каравана прибли жается . На причалы прибыл начальник экспедиции Василий Фёдорович Наянов. Это — начинающий полнеть мужчина, с крупными и резкими чертами лица. Ная нов — надёжный флотоводец . Сын ж е лезнодорожника, он в 1917 году всту пил в комсомол, в 1 9 2 0 году — в пар тию. Комсомол направил его в подшеф ный военно-морской флот. Отбывая сроч ную служ бу , Наянов плавал на Балтике. Демобилизовавшись, руководил рыбным трестом в полярных морях, а позж е — учился в Академии водного транс порта. В годы Великой Отечественной войны партия послала его комиссаром военно- морского соединения сначала на Тихий океан, потом — в Балтику. После побе ды над Германией Наянова направили на руководящую хозяйственную работу в речной флот. Он достаточно знаком и с морскими и с речными условиями пла вания. Человек он суровый и властный, при выкший командовать многолюдным кол лективом, но в уголках губ и в склад ках возле глаз таится доброжелательная улыбка. А вот и ближайший помощник Ная нова, начальник морской проводки Фрол Порфирьевич Демидов. В юности Деми дов окончил мореходное училище, полу чил диплом капитана дальнего плава ния, водил суда по Финскому заливу. В 19 1 9 году он осел на Енисее и посвя тил всю свою жизнь освоению того от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2