Сибирские огни, 1956, № 2
обходимый и удачно составленный на учный аппарат сборника занимает ме нее восьми страниц, но читатель здесь находит любопытные, хотя и скупые сведения о мастерах устного творче ства, одарённых сказителях, остро словах, песенниках. К каждой сказке сборника указаны соответствующие ва рианты из известных фольклорных со браний Афанасьева, Ончукова, Зелени на, бр. Соколовых и т. д. И это хорошо. Открывается сборник вступительной статьёй В. А. Василенко. Автор верно, на наш взгляд, объясняет существенные черты исследуемого им фольклора. Статья даёт ясное представление о ха рактере сборника. Она знакомит читате ля с условиями работы студенческих фольклорных экспедиций в районах Ом ской области. Эти экспедиции проводи лись с 1951 по 1953 год. Не забыл ав тор упомянуть добрым словом и мно гочисленных любителей-фольклористов Омской области. Книга свидетельствует о том, что устное творчество в Сибири живёт яр кой, полнокровной жизнью. Она показы вает научную несостоятельность буржу азных' скептиков от фольклора, тщив шихся доказать, будто «русские пересе ленцы не принесли в Сибирь светильни ка искусства» и что «огонь его потух от бушующего таёжнрго ветра», что рус ские сибиряки «теряют» поэтическую культуру и художественное чутьё. Фольклор, записанный в сёлах и горо дах Омской области, имеет своё художе ственно-воспитательное и историко-крае ведческое значение. Устно-поэтический репертуар русских в Сибири.широк и разнообразен. Он принадлежит к различ нейшим жанрам фольклора. Вот один пример. Только усилиями одного соби рателя Ивана Семёновича Коровкина (учитель семилетней школы Люблин ского .района, Омской области) собрано свыше 2000 частушек, около 1000 по словиц и поговорок, 300 народных пе сен, много сказок, сказов и т. д. Число энтузиастов-фольклористов растёт с каждым годом. «Путём фольклорных экспедиций и при участии фольклори- стов-любителей, — говорится во вступи тельной статье, — к 1954 г. мы собрали около 300 сказок, более 1500 песен, свыше 6000 частушек, несколько тысяч пословиц и много произведений других жанров народной поэзии. Из этого мате риала и были выбраны тексты для на стоящего сборника». Сказки составили самый большой раз дел книги. Они занимают здесь не менее четырёх пятых всего фольклорного тек ста. Юмор и едкая сатира, добрая на смешка и тонкое лукавство издревле свойственны русскому народному твор честву. Эти качества проявились в та ких сказках сборника, как «Мужик и барин», «Про солдата и царя», «Как му жик чёрта перехитрил» и т. д. В книгу вошли сказки опытных искусных сибир ских сказителей. Читатель сборника знакомится с разнообразным репертуа ром сказочников Омской области, со сказками семьи Марамчиных, Е. М. Распопиной, Е. М. Ключинского и др. Их сказки поучительны, художествен ны, имеют эстетическое и педагогиче ское значение. Они отличаются богат ством содержания, ясностью, чёткостью словесного оформления. Народная сказка не прощает всем тем, кто жадничает, плутует и хочет по жить на чужой счёт, кто «любит чужи ми пирогами своих родителей поми нать». Она наказывает скряг и хапуг, придерживающихся в жизни правила: «Что твоё — то моё, а что моё — то не тронь». Народная педагогика, заключён ная в устно-поэтическом творчестве, по учает: «Жадному человеку Сибирь ма ла; Завистью ничего не возьмёшь; Дружба крепка не лестью, а правдой и честью». Народная педагогика учит нравственной чистоплотности, постоян ной требовательности к себе и глубоко му уважению к трудящимся. Разнообразна тематика сказок Омской области. Здесь читатель находит тради ционные волшебные вымыслы с их чу десными атрибутами. Разговаривают птицы и звери, помогающие героям и героиням, попавшим в беду. На страни цах книги встречаем жестокого царя и злого ёолшебника, многоголового Змея- людоеда и Вихоря Вихоревича, объеда лу и опивалу, колдунов и чертей, а на ряду с этим — добрых и благородных, скромных и трудолюбивых, старинных персонажей народной фантастики. В сборнике помещены сказки в иной, атеи стической, историко-бытовой и сатириче ской направленности. Сказки антирели гиозного характера — одни из самых яр ких в сборнике. К сказкам примыкает по своей тема тике и образам раздел анекдотов. Они интересны и читаются с неослабным вниманием. Говоря о первых двух разделах сбор ника, нельзя не отметить, что некоторые из них пестрят диалектизмами, разго ворными формами речи. Слов нет, дале ко не всегда и не во всех случаях мест ные лексические формы следует заме нять словами общелитературного языка. В художественном произведении мест ные слова иногда уместны, выразитель ны, сочны. И тогда они оправданы. Но это — лишь иногда! Горький неустанно учил строжайшему отношению к языку популяризируемых произведений уст ной словесности. От редакторов и со ставителей фольклорных книг требовал самого пристального и глубокого изуче ния устного творчества, сохранения чи стоты языка фольклорных текстов. Но вместе с тем он подвергал большому со мнению целесообразность издания для широкого советского читателя фолькло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2