Сибирские огни, 1956, № 2

обходимый и удачно составленный на­ учный аппарат сборника занимает ме­ нее восьми страниц, но читатель здесь находит любопытные, хотя и скупые сведения о мастерах устного творче­ ства, одарённых сказителях, остро­ словах, песенниках. К каждой сказке сборника указаны соответствующие ва­ рианты из известных фольклорных со­ браний Афанасьева, Ончукова, Зелени­ на, бр. Соколовых и т. д. И это хорошо. Открывается сборник вступительной статьёй В. А. Василенко. Автор верно, на наш взгляд, объясняет существенные черты исследуемого им фольклора. Статья даёт ясное представление о ха­ рактере сборника. Она знакомит читате­ ля с условиями работы студенческих фольклорных экспедиций в районах Ом­ ской области. Эти экспедиции проводи­ лись с 1951 по 1953 год. Не забыл ав­ тор упомянуть добрым словом и мно­ гочисленных любителей-фольклористов Омской области. Книга свидетельствует о том, что устное творчество в Сибири живёт яр­ кой, полнокровной жизнью. Она показы­ вает научную несостоятельность буржу­ азных' скептиков от фольклора, тщив­ шихся доказать, будто «русские пересе­ ленцы не принесли в Сибирь светильни­ ка искусства» и что «огонь его потух от бушующего таёжнрго ветра», что рус­ ские сибиряки «теряют» поэтическую культуру и художественное чутьё. Фольклор, записанный в сёлах и горо­ дах Омской области, имеет своё художе­ ственно-воспитательное и историко-крае­ ведческое значение. Устно-поэтический репертуар русских в Сибири.широк и разнообразен. Он принадлежит к различ­ нейшим жанрам фольклора. Вот один пример. Только усилиями одного соби­ рателя Ивана Семёновича Коровкина (учитель семилетней школы Люблин­ ского .района, Омской области) собрано свыше 2000 частушек, около 1000 по­ словиц и поговорок, 300 народных пе­ сен, много сказок, сказов и т. д. Число энтузиастов-фольклористов растёт с каждым годом. «Путём фольклорных экспедиций и при участии фольклори- стов-любителей, — говорится во вступи­ тельной статье, — к 1954 г. мы собрали около 300 сказок, более 1500 песен, свыше 6000 частушек, несколько тысяч пословиц и много произведений других жанров народной поэзии. Из этого мате­ риала и были выбраны тексты для на­ стоящего сборника». Сказки составили самый большой раз­ дел книги. Они занимают здесь не менее четырёх пятых всего фольклорного тек­ ста. Юмор и едкая сатира, добрая на­ смешка и тонкое лукавство издревле свойственны русскому народному твор­ честву. Эти качества проявились в та­ ких сказках сборника, как «Мужик и барин», «Про солдата и царя», «Как му­ жик чёрта перехитрил» и т. д. В книгу вошли сказки опытных искусных сибир­ ских сказителей. Читатель сборника знакомится с разнообразным репертуа­ ром сказочников Омской области, со сказками семьи Марамчиных, Е. М. Распопиной, Е. М. Ключинского и др. Их сказки поучительны, художествен­ ны, имеют эстетическое и педагогиче­ ское значение. Они отличаются богат­ ством содержания, ясностью, чёткостью словесного оформления. Народная сказка не прощает всем тем, кто жадничает, плутует и хочет по­ жить на чужой счёт, кто «любит чужи­ ми пирогами своих родителей поми­ нать». Она наказывает скряг и хапуг, придерживающихся в жизни правила: «Что твоё — то моё, а что моё — то не тронь». Народная педагогика, заключён­ ная в устно-поэтическом творчестве, по­ учает: «Жадному человеку Сибирь ма­ ла; Завистью ничего не возьмёшь; Дружба крепка не лестью, а правдой и честью». Народная педагогика учит нравственной чистоплотности, постоян­ ной требовательности к себе и глубоко­ му уважению к трудящимся. Разнообразна тематика сказок Омской области. Здесь читатель находит тради­ ционные волшебные вымыслы с их чу­ десными атрибутами. Разговаривают птицы и звери, помогающие героям и героиням, попавшим в беду. На страни­ цах книги встречаем жестокого царя и злого ёолшебника, многоголового Змея- людоеда и Вихоря Вихоревича, объеда­ лу и опивалу, колдунов и чертей, а на­ ряду с этим — добрых и благородных, скромных и трудолюбивых, старинных персонажей народной фантастики. В сборнике помещены сказки в иной, атеи­ стической, историко-бытовой и сатириче­ ской направленности. Сказки антирели­ гиозного характера — одни из самых яр­ ких в сборнике. К сказкам примыкает по своей тема­ тике и образам раздел анекдотов. Они интересны и читаются с неослабным вниманием. Говоря о первых двух разделах сбор­ ника, нельзя не отметить, что некоторые из них пестрят диалектизмами, разго­ ворными формами речи. Слов нет, дале­ ко не всегда и не во всех случаях мест­ ные лексические формы следует заме­ нять словами общелитературного языка. В художественном произведении мест­ ные слова иногда уместны, выразитель­ ны, сочны. И тогда они оправданы. Но это — лишь иногда! Горький неустанно учил строжайшему отношению к языку популяризируемых произведений уст­ ной словесности. От редакторов и со­ ставителей фольклорных книг требовал самого пристального и глубокого изуче­ ния устного творчества, сохранения чи­ стоты языка фольклорных текстов. Но вместе с тем он подвергал большому со­ мнению целесообразность издания для широкого советского читателя фолькло­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2