Сибирские огни, 1956, № 2

жена самим автором. До нас наиболее полно дошли многочисленные письма Чернышевского к жене, сыновьям Алек­ сандру и Михаилу и друзьям. Авторы правильно подчёркивают значение этих писем, в которых Чернышевский с не­ превзойдённым искусством конспирато­ ра продолжал разоблачать тёмные дела царизма. Они являются свидетельством дальнейшего развития его взглядов по важнейшим вопросам науки и искусства в 70—80-х годах XIX века. В письмах также . немало содержится, сведений о Якутии, о самом Вилюйске, о занятиях, культуре и обычаях местного населения. Но определив общее значение писем Чернышевского из Якутии, авторы не подтвердили свои выводы хотя бы не­ сколькими конкретными примерами. А ведь Чернышевский в эпистолярной форме выдвинул целый ряд важных на­ учно-теоретических и практических по­ ложений, многие из которых не потеря­ ли своей актуальности и по сей час. На эволюцию и развитие мировоззре­ ния Чернышевского в период пребыва­ ния ' в Якутии, безусловно, большое влияние оказало его знакомство с «Ка­ питалом» К. Маркса, полученным им в июле 1872 г. Однако авторы даже не сочли нужным упомянуть об этом. В книге подробно освещаются взаимо­ отношения Чернышевского с якутским населением. Эта глава наиболее содер­ жательна и интересна. В ней Чернышев­ ский правильно характеризуется как по- следоватёльный противник рассизма, как решительный враг национально-колони­ альной политики русского царизма в Якутии. Благородной любовью к человеку, гу­ манизмом и интернационализмом про­ никнуты его отношения к якутскому на­ селению. Чернышевский писал в одном из писем: «Я давно приобрёл привычку подавать руку всем, с кем говорю: по­ даю руку и всякому якуту, который, по­ встречавшись со мной на улице, остано­ вится сказать мне: «здорово». Серьёзным недостатком книги «Н. Г. Чернышевский в Якутии» яв­ ляется то, что авторы слишком локали­ зируют освещение жизни Чернышевско­ го в период якутской ссылки, не показы­ вают того, что царскому правительству не удалось обречь Чернышевского на по­ литическую смерть, потушить симпатии, шедшие к «Вилюйскому узнику» со всех концов России и мира. Передовое об­ щественное мнение России боролось за его освобождение. Маркс и Энгельс писали за границей о Чернышевском, проявляли живой ин­ терес к его судьбе. Глубокую любовь и признательность питали к нему пред­ ставители революционно-демократиче­ ского движения славянских стран. В феврале 1875 года в некрологе, на­ печатанном в журнале «Рад», который был посвящён памяти сербского демо­ крата Светозара Марковича, его сорат­ ник Пера Тодорович писал, что он, «как достойный.ученик своего великого учи­ теля Чернышевского, имел на сербскую молодёжь совершенно такое же влияние, какое имел Чернышевский на русскую». Тем не менее, эти и многие другие материалы, характеризующие револю­ ционизирующее воздействие деятельно­ сти Чернышевского даже в тот период, когда он находился в ссылке, остались вне поля зрения авторов. Бесспорно, многие важные вопросы, связанные с пребыванием Н. Г. Черны­ шевского в Сибири, ждут ещё своего де­ тального исследования, основанного на привлечении новых архивных и других документов и материалов. Но и вышед­ шие книги являются нужными и полез­ ными. Они будут с интересом встречены читателем. Б. Шершевский. СБОРНИК ФОЛЬКЛОРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ За последние два—три года вышло в свет значительное количество сборников русской устной поэзии. И это — отрад­ ный факт. Немалым достоинством таких публикаций является то, что они помо­ гают нашему читателю полнее и глубже понять духовные богатства нации и укрепляют любовь к поистине неисчер­ паемым сокровищам отечественного ис­ кусства. Многие фольклорные сборники подго­ товлены и выпущены в свет областными и краевыми издательствами в Смолен­ ске, Куйбышеве, Саратове, Воронеже, Горьком, Свердловске и многих других городах: Недавно такой сборник состав­ лен фольклористами Омска1. Сборник является коллективной рабо­ той студентов-филологов и научных со­ трудников Омского педагогического ин­ ститута имени А. М. Горького, а также итогом многолетней работы отдельных энтузиастов — собирателей фольклора. Книга даёт читателю немало интерес­ ного и поучительного материала. В сборнике четыре раздела. В первый из них вошли сказки волшебные, богатыр­ ские, сатирико-бытовые и несколько на­ родных легенд. Во втором разделе объ­ единены анекдоты, краткие рассказы о необычных, смешных происшествиях. В третьем разделе помещены поговорки, пословицы. Последний, четвёртый раз­ дел сборника составили народные загад­ ки. Книгу заключают комментарии и примечания. Этот совершенно не­ 1 С к а з к и , п о с л о в и ц ы , з а г а д к и . Сборник устного народного творчества Ом­ ской области. Составитель и редактор В. А. Василенко. Омское областное книжное изда­ тельство, 1956, 179 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2