Сибирские огни, 1956, № 2
жена самим автором. До нас наиболее полно дошли многочисленные письма Чернышевского к жене, сыновьям Алек сандру и Михаилу и друзьям. Авторы правильно подчёркивают значение этих писем, в которых Чернышевский с не превзойдённым искусством конспирато ра продолжал разоблачать тёмные дела царизма. Они являются свидетельством дальнейшего развития его взглядов по важнейшим вопросам науки и искусства в 70—80-х годах XIX века. В письмах также . немало содержится, сведений о Якутии, о самом Вилюйске, о занятиях, культуре и обычаях местного населения. Но определив общее значение писем Чернышевского из Якутии, авторы не подтвердили свои выводы хотя бы не сколькими конкретными примерами. А ведь Чернышевский в эпистолярной форме выдвинул целый ряд важных на учно-теоретических и практических по ложений, многие из которых не потеря ли своей актуальности и по сей час. На эволюцию и развитие мировоззре ния Чернышевского в период пребыва ния ' в Якутии, безусловно, большое влияние оказало его знакомство с «Ка питалом» К. Маркса, полученным им в июле 1872 г. Однако авторы даже не сочли нужным упомянуть об этом. В книге подробно освещаются взаимо отношения Чернышевского с якутским населением. Эта глава наиболее содер жательна и интересна. В ней Чернышев ский правильно характеризуется как по- следоватёльный противник рассизма, как решительный враг национально-колони альной политики русского царизма в Якутии. Благородной любовью к человеку, гу манизмом и интернационализмом про никнуты его отношения к якутскому на селению. Чернышевский писал в одном из писем: «Я давно приобрёл привычку подавать руку всем, с кем говорю: по даю руку и всякому якуту, который, по встречавшись со мной на улице, остано вится сказать мне: «здорово». Серьёзным недостатком книги «Н. Г. Чернышевский в Якутии» яв ляется то, что авторы слишком локали зируют освещение жизни Чернышевско го в период якутской ссылки, не показы вают того, что царскому правительству не удалось обречь Чернышевского на по литическую смерть, потушить симпатии, шедшие к «Вилюйскому узнику» со всех концов России и мира. Передовое об щественное мнение России боролось за его освобождение. Маркс и Энгельс писали за границей о Чернышевском, проявляли живой ин терес к его судьбе. Глубокую любовь и признательность питали к нему пред ставители революционно-демократиче ского движения славянских стран. В феврале 1875 года в некрологе, на печатанном в журнале «Рад», который был посвящён памяти сербского демо крата Светозара Марковича, его сорат ник Пера Тодорович писал, что он, «как достойный.ученик своего великого учи теля Чернышевского, имел на сербскую молодёжь совершенно такое же влияние, какое имел Чернышевский на русскую». Тем не менее, эти и многие другие материалы, характеризующие револю ционизирующее воздействие деятельно сти Чернышевского даже в тот период, когда он находился в ссылке, остались вне поля зрения авторов. Бесспорно, многие важные вопросы, связанные с пребыванием Н. Г. Черны шевского в Сибири, ждут ещё своего де тального исследования, основанного на привлечении новых архивных и других документов и материалов. Но и вышед шие книги являются нужными и полез ными. Они будут с интересом встречены читателем. Б. Шершевский. СБОРНИК ФОЛЬКЛОРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ За последние два—три года вышло в свет значительное количество сборников русской устной поэзии. И это — отрад ный факт. Немалым достоинством таких публикаций является то, что они помо гают нашему читателю полнее и глубже понять духовные богатства нации и укрепляют любовь к поистине неисчер паемым сокровищам отечественного ис кусства. Многие фольклорные сборники подго товлены и выпущены в свет областными и краевыми издательствами в Смолен ске, Куйбышеве, Саратове, Воронеже, Горьком, Свердловске и многих других городах: Недавно такой сборник состав лен фольклористами Омска1. Сборник является коллективной рабо той студентов-филологов и научных со трудников Омского педагогического ин ститута имени А. М. Горького, а также итогом многолетней работы отдельных энтузиастов — собирателей фольклора. Книга даёт читателю немало интерес ного и поучительного материала. В сборнике четыре раздела. В первый из них вошли сказки волшебные, богатыр ские, сатирико-бытовые и несколько на родных легенд. Во втором разделе объ единены анекдоты, краткие рассказы о необычных, смешных происшествиях. В третьем разделе помещены поговорки, пословицы. Последний, четвёртый раз дел сборника составили народные загад ки. Книгу заключают комментарии и примечания. Этот совершенно не 1 С к а з к и , п о с л о в и ц ы , з а г а д к и . Сборник устного народного творчества Ом ской области. Составитель и редактор В. А. Василенко. Омское областное книжное изда тельство, 1956, 179 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2