Сибирские огни, 1956, № 2

пробирающимся в чаще осинника, труб­ ный рёв, в котором звучат боль и дикая ярость. А уже потом возникает зритель­ ная картина схватки лосей. М. Лесной убедительно показывает, как умеют животные отвечать человеку привязанностью на любовь к себе. Но порой он незаконно очеловечивает ин­ стинктивное поведение зверей. В рассказе «Рем» Миша отказался от заболевшей собаки Рема, не веря в его выздоровление. У нового заботливого хо­ зяина беспомощный щенок превратился в великолепную охотничью собаку. При встрече, которая происходит через не­ сколько лет, Рем не только узнал Ми­ шу, но своим поведением на охоте под­ черкнул, что обижен на хозяина, бросив­ шего его в беде. Когда Миша протянул руку к подходившему с добычей Рему, тот «недоверчиво и как-то немного вино­ вато посмотрев на Мишу, резко повер­ нулся к хозяину, видимо желая отдать птицу только ему». И перед расстроен­ ным мальчиком стоял «живой, грустный взгляд Рема, полный укора: «Что, бро­ сил меня, а теперь, небось, жалеешь?!» Действие большинства рассказов этой книжки происходит в лесу. Развёрнутых картин природы читатель не найдёт, пей­ заж занимает очень скромное место: он лишь намечен автором. Например, ве­ чер в лесу описан так: «Стемнело. Мо­ роз крепчал. Кругом тихо и мертво. Только снег хрустит под полозьями». В ряде случаев М. Лесной перестаёт быть художником. Он как бы превра­ щает свои рассказы в справочник по зоологии. Любопытные сведения не вплетаются органически в ткань повест­ вования, и поэтому интерес к тому, что рассказывает писатель, теряется. Так случилось с рассказом «Рыжая вечери- ца». Он написан в защиту безобразных, но очень полезных летучих мышей. Рас­ сказ явно неудачен. Он бессюжетен. И представляет просто скучную лекцию, которую читает учитель Иван Андреевич своим ученикам в краеведческом музее. «Рыжую вечерицу» скорёе можно на­ звать развёрнутой цитатой из учебника зоологии, нежели рассказом. Впечатление даже от удачных расска­ зов М. Лесного снижается, когда на страницах его книги появляются безли­ кие фигуры взрослых: инструктор, учи­ тель Иван Андреевич, колхозный конюх Яков Демьянович. Ни один из них не задержит внимания читателей, не оста­ вит следа в его памяти какой-нибудь выразительной чёрточкой. Слишком об­ нажена их служебная роль: нужны они автору только для того, чтобы дать сухую справку о животном, которому посвящён рассказ. В рассказе «Женька» , о свойствах волков информирует ин­ структор. А в рассказе «Кидус» (он посвящён редкому таёжному зверьку) ' ребята во время охоты принимают маленького зверька, стремительно перелетающего с дерева на дерево, за соболя и терпеливо преследуют его. После того, как дейст­ вие уже фактически завершено, появ­ ляется спасительная фигура отца одного из героев только для того, чтобы дать справку о необычайном зверьке, о кото­ ром, к сожалению, мы так ничего и не узнали из художественной ткани повест­ вования. Скучное сообщение отца занимает полстраницы. И признание героя, кото­ рым заканчивается рассказ, не кажется удивительным: «И я обычно очень лю­ бил его слушать, но на этот раз, кажет­ ся, быстро уснул». И всё же отдельные неудачи автора не снижают приятного и свежего впечат­ ления, которое оставляет после первого же знакомства сборник «В родном краю». Книга М. Лесного несёт детям знания, воспитывает в них качества пыт­ ливого и гуманного исследователя бо­ гатств нашей Родины. Д . Селькина. БЕЗ ПОИСКОВ Раскрыв тонкую книжку стихов А. Гу­ сева, изданную Томским литературным объединением', прочитав первые же сти­ хи, можно безошибочно сказать: Да, А. Гусев — человек, конечно, искушён­ ный в поэзии. Отдельные строки его стихов говорят о способностях поэта, о его возможностях. Так, например, в сти­ хотворении «В поле» он пишет: Как бронзовый, сияет на могиле Большой венок из колосистой ржи. Или (стихотворение «В саду Мичу­ рина»): Сад цветёт. В цветах такого сада Радуга сломалась и лежит. И всё-таки, несмотря на такие отдель­ ные удачные строки, в целом книжка стихов А. Гусева оставляет чувство не­ удовлетворённости. В чём же дело? Ведь, на первый взгляд, в стихах поэта всё на месте: точный размер, чёткие рифмы, нужные темы. Всё верно. Всё правильно. И в то же время... слишком гладки, легки, благополучны (если так можно сказать!) эти стихи. Не замеча­ ешь в них мучительных поисков нового, с в о е г о . Создаётся впечатление, что мы уже где-то читали это и сейчас пере­ читываем снова. Думается, что такое впечатление возникает не случайно. В самом деле, большинство стихов А. Гусева страдает основным недостат­ ком — отсутствием настоящей поэтично­ сти. Весьма характерным в этом отноше­ нии является стихотворение «Пехотин­ I Ал ександ р Гусев. « Н а ш и д н и » . Сти­ хи. Томск, 1955.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2