Сибирские огни, 1956, № 2
пробирающимся в чаще осинника, труб ный рёв, в котором звучат боль и дикая ярость. А уже потом возникает зритель ная картина схватки лосей. М. Лесной убедительно показывает, как умеют животные отвечать человеку привязанностью на любовь к себе. Но порой он незаконно очеловечивает ин стинктивное поведение зверей. В рассказе «Рем» Миша отказался от заболевшей собаки Рема, не веря в его выздоровление. У нового заботливого хо зяина беспомощный щенок превратился в великолепную охотничью собаку. При встрече, которая происходит через не сколько лет, Рем не только узнал Ми шу, но своим поведением на охоте под черкнул, что обижен на хозяина, бросив шего его в беде. Когда Миша протянул руку к подходившему с добычей Рему, тот «недоверчиво и как-то немного вино вато посмотрев на Мишу, резко повер нулся к хозяину, видимо желая отдать птицу только ему». И перед расстроен ным мальчиком стоял «живой, грустный взгляд Рема, полный укора: «Что, бро сил меня, а теперь, небось, жалеешь?!» Действие большинства рассказов этой книжки происходит в лесу. Развёрнутых картин природы читатель не найдёт, пей заж занимает очень скромное место: он лишь намечен автором. Например, ве чер в лесу описан так: «Стемнело. Мо роз крепчал. Кругом тихо и мертво. Только снег хрустит под полозьями». В ряде случаев М. Лесной перестаёт быть художником. Он как бы превра щает свои рассказы в справочник по зоологии. Любопытные сведения не вплетаются органически в ткань повест вования, и поэтому интерес к тому, что рассказывает писатель, теряется. Так случилось с рассказом «Рыжая вечери- ца». Он написан в защиту безобразных, но очень полезных летучих мышей. Рас сказ явно неудачен. Он бессюжетен. И представляет просто скучную лекцию, которую читает учитель Иван Андреевич своим ученикам в краеведческом музее. «Рыжую вечерицу» скорёе можно на звать развёрнутой цитатой из учебника зоологии, нежели рассказом. Впечатление даже от удачных расска зов М. Лесного снижается, когда на страницах его книги появляются безли кие фигуры взрослых: инструктор, учи тель Иван Андреевич, колхозный конюх Яков Демьянович. Ни один из них не задержит внимания читателей, не оста вит следа в его памяти какой-нибудь выразительной чёрточкой. Слишком об нажена их служебная роль: нужны они автору только для того, чтобы дать сухую справку о животном, которому посвящён рассказ. В рассказе «Женька» , о свойствах волков информирует ин структор. А в рассказе «Кидус» (он посвящён редкому таёжному зверьку) ' ребята во время охоты принимают маленького зверька, стремительно перелетающего с дерева на дерево, за соболя и терпеливо преследуют его. После того, как дейст вие уже фактически завершено, появ ляется спасительная фигура отца одного из героев только для того, чтобы дать справку о необычайном зверьке, о кото ром, к сожалению, мы так ничего и не узнали из художественной ткани повест вования. Скучное сообщение отца занимает полстраницы. И признание героя, кото рым заканчивается рассказ, не кажется удивительным: «И я обычно очень лю бил его слушать, но на этот раз, кажет ся, быстро уснул». И всё же отдельные неудачи автора не снижают приятного и свежего впечат ления, которое оставляет после первого же знакомства сборник «В родном краю». Книга М. Лесного несёт детям знания, воспитывает в них качества пыт ливого и гуманного исследователя бо гатств нашей Родины. Д . Селькина. БЕЗ ПОИСКОВ Раскрыв тонкую книжку стихов А. Гу сева, изданную Томским литературным объединением', прочитав первые же сти хи, можно безошибочно сказать: Да, А. Гусев — человек, конечно, искушён ный в поэзии. Отдельные строки его стихов говорят о способностях поэта, о его возможностях. Так, например, в сти хотворении «В поле» он пишет: Как бронзовый, сияет на могиле Большой венок из колосистой ржи. Или (стихотворение «В саду Мичу рина»): Сад цветёт. В цветах такого сада Радуга сломалась и лежит. И всё-таки, несмотря на такие отдель ные удачные строки, в целом книжка стихов А. Гусева оставляет чувство не удовлетворённости. В чём же дело? Ведь, на первый взгляд, в стихах поэта всё на месте: точный размер, чёткие рифмы, нужные темы. Всё верно. Всё правильно. И в то же время... слишком гладки, легки, благополучны (если так можно сказать!) эти стихи. Не замеча ешь в них мучительных поисков нового, с в о е г о . Создаётся впечатление, что мы уже где-то читали это и сейчас пере читываем снова. Думается, что такое впечатление возникает не случайно. В самом деле, большинство стихов А. Гусева страдает основным недостат ком — отсутствием настоящей поэтично сти. Весьма характерным в этом отноше нии является стихотворение «Пехотин I Ал ександ р Гусев. « Н а ш и д н и » . Сти хи. Томск, 1955.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2