Сибирские огни, 1956, № 2

ли», «наши мамы». А ребята, наверное, были всё-таки разные! В рассказе «Бабки» повествуется о том, как четверо станционных парнишек пытались наладить «смычку» с деревен­ скими ребятами (им хотелось вместе иг­ рать, вместе рыбачить) и что из этого получилось. А получилась между ними настоящая борьба. Лучшие сцены в рассказе —- описание игры в бабки. В увлекательной напря­ жённой игре раскрываются характеры мальчишек. Васька Ступин, сын кулака, и кулацкий подпевала Гришка, Хорёк- Ларёк, который сам в бабки не играет, но даёт их в долг под огромные процен­ ты, отчаянный паренёк Тишка, который своей помощью станционным ребятам решает борьбу в их пользу — все они выступают как характеры оригинальные, живые, со своим темпераментом. Тем не менее в целом «Бабки» слабее других рассказов сборника. Несколько героев в нём действуют слишком прямолинейно, автор строго подчиняет их слова и поступки справкам о характерах, которые выданы в на­ чале рассказа. Это прежде всего отно­ сится к Гене. Всё, что он говорит или делает, никак на развитие сюжета не ра­ ботает, а лишь оправдывает авторскую характеристику; Гена — маменькин сы­ нок. В этом же рассказе И. Супрун зло­ употребляет безличными обобщениями и такого типа: «Чего это они?» — с опаской подума­ ли железнодорожники и останови­ лись...». «Ведь никто его за язык не тя­ нет...» — думали они. Такое коллектив­ ное мышление вряд ли возможно. Сборник рассказов «Первая ёлка» — первая книга А. Супруна. И эта книга радует. Она свидетельствует о том, что в литературу пришёл настоящий худож­ ник, с хорошим пониманием детской психологии, со своим видением жизни. Несомненно большое воспитательное зна­ чение книги И. Супруна. Досадно, что художественное оформ­ ление сборника «Первая ёлка» очень не­ привлекательно. Книга издана без пере­ плёта. Обложка невзрачная, унылый фон, унылые схематичные фигурки де­ тей. Нужно иметь богатое воображение, чтобы понять, что на титуле нарисовано не что иное, как праздничный подарок, пряники и конфеты. Очень бледно и внутреннее оформление книги. Многие рисунки исполосованы грубым штрихом. В иллюстрациях совершенно не пере­ даётся настроение рассказов. Да, тут издательство не помогло ав­ тору. Но, безусловно, тот смелый чита­ тель, который, преодолев внутреннее сопротивление, вызванное плохой облож­ кой, раскроет книгу и прочитает расска­ зы; этот читатель будет вознаграждён. И . И с к о л ь д с к а я . РАССКАЗЫ О ПРИРОДЕ «В родном краю» М. Лесного — сбор­ ник детских рассказов о жизни живот­ ных'. Главный герой его Миша Иванов — непоседливый мальчишка, выросший в тайге, охотник и следопыт. От его име­ ни и ведётся повествование. Следуя за рассказчиком, мы побыва­ ли в Тюменской тайге: вместе с героями охотились за кидусом, редким таёжным зверьком, участвовали в облаве на вол­ ков, распутывали хитроумные заячьи следы, любовались задорным крапивни­ ком, а в один из летних вечеров увиде­ ли хищную рысь, весело играющую с костью. Мы узнали из книги М. Лесно­ го, ка.к много терпенья, осторожности и кропотливого труда требует дрессировка зверей и птиц. Его рассказы, написанные простым и ясным языком, будят в школьниках стремление к пытливому изучению род­ ного края. Открывая заповедную жизнь тайги и её обитателей, автор говорит своей кни­ гой: «Посмотрите, какие любопытные тайны скрывает природа, сколько инте­ ресного в жизни животных. Умейте толь­ ко наблюдать,, будьте внимательны и по­ чаще задавайте себе вопрос: «Откуда,, почему?» Не может не увлечь детей ласковое и бережное отношение главного героя сборника Миши Иванова к животным. С жадным вниманием он присматривает­ ся к жизни зверей и птиц. Его заинте­ ресовали ласточки, поселившиеся в от­ цовском сарае. И Миша, притаившись в сене, оставив только маленькое «око­ шечко», терпеливо наблюдает за ними. Проходит день за днём и, наконец, ему удаётся подсмотреть самое интересное — как «разумно» организовано. у хло­ потливых ласточек кормление птенцов («Ласточкино гнездо»). Эта активная мальчишеская натура очень привлекательна. В тайге он чувст­ вует себя как дома: его не пугает ночной лес, вместе со взрослыми Миша принима­ ет участие в облаве на волков, увлечён­ ный охотой, он может до сумерек про­ плутать, преследуя зверя. Любовь к животным, несомненно, по­ чувствуют и дети, читая рассказы М. Лесного. Уж очень тепло пишет о них автор. Не может не вызвать симпа­ тии читателей описание крапивника. Автор умеет заметить и «красновато-бу­ рую окраску перьев» маленькой птицы, и короткий, «задорно вздёрнутый вверх круглый хвостик». Автор не только ви­ дит, но и хорошо слышит. Например, в рассказе «Бой лосей» мы сначала не ви­ дим животных, которые яростно бьются,, а только слышим вместе с рассказчиком, 1 М. Лесной. «В р о д н о м к р а ю». Рас­ сказы о животных. Тюменское книжное из­ дательство, 1955.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2