Сибирские огни, 1956, № 2
нос делали неприятным его (Силача — С. О.) широкое скуластое лицо». Другой шпион Сандерс для отличия имеет до вольно значительный мясистый нарост на мочке левого уха и всегда нервно по дёргивает себя за него. Л. Квин также не избежал штампа. Морен у него имеет «длинноносую, уны лую физиономию». Он «старый ветери нарный врач с ханженским лицом набож ного пройдохи был одним из опаснейших американских шпионов». Да и глазки-то у него «мышиные, бегающие по сторо нам». У шпиона Корнера тоже «подо зрительный вид», словно «у известного карманника или спекулянта международ ного класса». Наружность Шараборина у Г. Брянцева, тоже не из приятных. Словом, стоит ли нашей контрразведке долго искать шпионов, посмотрел на личность — неприятная, подозрительная, хватай его. И не ошибёшься! Авторы частенько пользуются для развития сюжета, давно известным ещё по бульварному дитективу приёмом: двойниками. У А. Попкова геолога Ков ригину заменяют капитаном Юрьевой, как две капли воды,, похожей на неё. У Л. Квина шпион Корнер по случайности похож на коммуниста Макса Гуперта и принимает его фамилию, у Николая Ша- гурина шпион рядится под профессора Кристева. Наконец, и у М. Михеева редактор рабочей газеты принимает об лик сумасшедшего служителя поликли ники. С давних пор в приключенческой литературе для разоблачения шпионов кочуют всезнающие лесники. Не удер жались от этого соблазна и Н. Шагу- рин, и Алексей Попков. Явно неудачно введены в действие А. Попковым голу бой стакан и письма с угрозами (тоже не новый приём!). Хочется предостеречь и от таких тра фаретных приёмов дитектива, как опи сания убийств, грабежа, мести, сума сшествия и т. п. Таких картин излишне много у А. Попкова и М. Михеева. Если этими приёмами пользуются некоторые заграничные поставщики дитектива, то это понятно. Их книги имеют иные це ли. Другое дело — наши произведения: их пафос в созидании, в творчестве, в воспитании людей выеоких моральных качеств. В наш XX век в науке и технике про исходят большие свершения: проводятся гигантские работы по преобразованию природы, невиданно шагнула вперёд тер моядерная физика, химия делает чудеса, скоро ледокол с атомным двигателем на правится в Арктику, ведётся подготовка к межпланетным путешествиям. Разно образные необычайные явления проис ходят в науке и технике, и это должно рождать разнообразие тем, разнообразие характеров: смелых исследователей, учё ных, людей, двигающих науку вперёд, овладевающих стихийными силами при роды, а не только занимающихся поим кой шпионов. Искусство писателя, работающего в области научной фантастики и приклю чений, состоит в умении так подать ма териал, чтобы нельзя было отличить вы мысел от правды, истинное от фантазии. «Нет фантазии, — говорил А. М. Горь кий, — в основе которой не лежала бы реальность». Это значит, что сюжет дол жен строиться на реальных достижениях точных и естественных наук, на реаль ных научных проблемах. И терпит не удачу Н. Шагурин, мне кажется, потому, что от начала и до конца его повесть «Рубиновая звезда» надумана. И выве дение яблока, удлиняющего жизнь чело века, задерживающего процесс старения (ради этого и написана повесть), и «оживление» профессора Кристева, и многие действия и поступки героев идут не от знания жизни, а от примыслива- ния автора. То, о чём рассказывает Ша гурин, — это не фантазия, а ничем не прикрытая фантасмогория. Если ещё учесть бедность языка и художествен ную беспомощность автора, становится непонятным, чем руководствовалось Красноярское издательство, выпуская эту книгу. Достоинства повести М. Михеева сни жаются от того, что воспроизводимые им отдельные стороны быта и культуры за рубежных стран он доводит до шаржа — например, эстрадные выступления ар тистов в ресторане и другие сцены. В действиях героев он также допускает ненужное «натягивание». Непонятно, для чего заставляет он советского профессо ра производить опыт на человеке? Оче видно, только для того, чтобы показать мужество и патриотизм нашего погра ничника, добровольно пожелавшего «по жертвовать» жизнью ради научного от крытия и спасения больных. В результа те автор пошёл против правды жизни, а правда состоит в том, что советским за коном преследуется проведение исследо ваний на живых людях. Со знанием дела, правдиво описана А. Попковым жизнь геологов. Там же, где он отступает от правды, поступки его героев делаются фальшивыми и на думанными (попытка отравить лесника конфетами или работа мистера Сандерса водовозом, когда он и лошадь-то не уме ет запрячь. Неправдоподобна и вся ли ния с голубым стаканом). Научно-фантастические и приключен ческие произведения должны обладать стройной композицией, острым сюжетом, иначе вымышленные ситуации не вызо вут к себе интереса читателей. Повести JI. Квина и А. Попкова в этом отноше нии выгодно отличаются от других. Сю жет в них развёртывается быстро, со строгой последовательностью и всё на растающим напряжением. Побочные сю жетные линии лишь подкрепляют основ ную и создают прочную композицию. Ин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2