Сибирские огни, 1956, № 2

русле, светлая-светлая, не взволнуется, не поморщится; только изредка зарябит­ ся от быстрого глубинного течения. Так, казалось бы, и остановится, заснёт река в неге, согретая жаркими лучами летне­ го солнца. Но спешит, спешит красави­ ца; распустив на камнях холодные струи, как русые волосы, сбегает вниз по ка­ менным ступеням — шиверам. Брызжет на берег огнистыми каплями, ласково гладит песчаные косы в затонах, на бегу подхватывает, прижимает к груди гор­ ные ключи, бурные речки, и катится вниз свежая, радостная, полная сил.. » (78—79). Для повествовательной манеры С. Сартакова характерны многочислен-, ные лирические отступления. Обычно они связаны с пейзажными зарисовками и представляют собой своеобразные поэ­ тические размышления, в которых кос­ венно раскрывается та или иная тема книги. Таково размышление о сухих, бесплодных гольцах, открывающее эпо­ пею. Мрачная картина безжизненной тайги заканчивается у писателя лириче­ ским обращением к забрезжившему рас­ свету. Роман «Хребты Саянские» — выдаю­ щееся произведение советской литера­ туры. Он по праву может быть назван народной эпопеей о революции 1905 го­ да. Его новаторское значение заключает­ ся в том, что именно здесь впервые на­ шла достойное отражение великая борь­ ба народов Сибири в эпоху первой рус­ ской революции. * * С. Сартаков — несомненно, один из крупных мастеров советской художе­ ственной прозы. Тема народа является, как видим, центральной темой его твор­ чества. Между рассказами об Алексее Худоногове и «Хребтами Саянскими» есть в этом отношении много общего. На­ до думать, что в этом направлении пой­ дёт и дальнейшее творческое развитие писателя. Сейчас перед писателями-сибиряками стоит новая благородная задача — пока­ зать великие преобразования, происходя­ щие в Сибири. Строительство крупней­ ших гидроэлектростанций, новых заво­ дов и городов, героизм народа, созидаю­ щего новую жизнь, — должны найти ху­ дожественно сильное воплощение. С. Сартаков в некоторых своих рас­ сказах уже затрагивал эту тему (напри­ мер, в рассказе «Мечтатели»), Хочется думать, что, обратившись к сегодняшним дням, он создаст образы наших совре­ менников с такой же силой художествен­ ной изобразительности, с какой он соз­ дал своих героев в романе «Хребты Са­ янские».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2