Сибирские огни, 1956, № 2
русле, светлая-светлая, не взволнуется, не поморщится; только изредка зарябит ся от быстрого глубинного течения. Так, казалось бы, и остановится, заснёт река в неге, согретая жаркими лучами летне го солнца. Но спешит, спешит красави ца; распустив на камнях холодные струи, как русые волосы, сбегает вниз по ка менным ступеням — шиверам. Брызжет на берег огнистыми каплями, ласково гладит песчаные косы в затонах, на бегу подхватывает, прижимает к груди гор ные ключи, бурные речки, и катится вниз свежая, радостная, полная сил.. » (78—79). Для повествовательной манеры С. Сартакова характерны многочислен-, ные лирические отступления. Обычно они связаны с пейзажными зарисовками и представляют собой своеобразные поэ тические размышления, в которых кос венно раскрывается та или иная тема книги. Таково размышление о сухих, бесплодных гольцах, открывающее эпо пею. Мрачная картина безжизненной тайги заканчивается у писателя лириче ским обращением к забрезжившему рас свету. Роман «Хребты Саянские» — выдаю щееся произведение советской литера туры. Он по праву может быть назван народной эпопеей о революции 1905 го да. Его новаторское значение заключает ся в том, что именно здесь впервые на шла достойное отражение великая борь ба народов Сибири в эпоху первой рус ской революции. * * С. Сартаков — несомненно, один из крупных мастеров советской художе ственной прозы. Тема народа является, как видим, центральной темой его твор чества. Между рассказами об Алексее Худоногове и «Хребтами Саянскими» есть в этом отношении много общего. На до думать, что в этом направлении пой дёт и дальнейшее творческое развитие писателя. Сейчас перед писателями-сибиряками стоит новая благородная задача — пока зать великие преобразования, происходя щие в Сибири. Строительство крупней ших гидроэлектростанций, новых заво дов и городов, героизм народа, созидаю щего новую жизнь, — должны найти ху дожественно сильное воплощение. С. Сартаков в некоторых своих рас сказах уже затрагивал эту тему (напри мер, в рассказе «Мечтатели»), Хочется думать, что, обратившись к сегодняшним дням, он создаст образы наших совре менников с такой же силой художествен ной изобразительности, с какой он соз дал своих героев в романе «Хребты Са янские».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2