Сибирские огни, 1956, № 2
Еыделены наиболее характерные больше вистские качества: ясное понимание перспектив революционного развития, непреклонность в борьбе с врагами, горя чая преданность народному делу. Лебе дев появляется в начале романа и ос таётся в нём до конца. Он поставлен в тесные связи почти со всеми остальны ми героями книги. Всё же приходится отметить, что в первых двух книгах его образ кажется схематичным и бесплот ным. Он мало действует и слишком мно го «выступает» по различным политиче ским вопросам. Слишком часто также объясняет его характер и сам автор, не скупящийся иногда на многословные комментарии. С. Сартаков упускает из виду, что читателю ничего не могут дать даже самые горячие авторские завере ния, если они не подкреплены поступка ми персонажа. Поэтому фразы вроде: «Лебедев всегда ясно видел цель, к кото рой стремился, и ясно видел путь, кото рым нужно было идти к ней», или «Смотреть только вперёд — стало прави лом Лебедева» (стр. 184) — проходят мимо читательского сознания, никак не проясняя образа героя. Этот недостаток, как мы уже сказали, во многом иску пается в последней книге. Относительно Лебедева хочется заме тить ещё следующее. Нам представляет ся возможным при доработке этого обра за непосредственно ввести его в среду работников Сибирского комитета. Это да ло бы возможность более полно осве тить деятельность комитета, где, как из вестно, заправляли делами противники Ленина — Гутовский, Мандельберг и другие. С. Сартаков хорошо показывает во второй и третьей книгах, какой вред приносили эти враги партии. Они сеяли среди рядовых революционеров и рабочей массы ложные слухи о решени ях партийных съездов, создавали пута ницу и неразбериху. Всё это верно, но в то же время при чтении романа неволь но создаётся впечатление, что инициати ва всё время находилась в руках мень шевиков. Есть определённый просчёт в том, что меньшевик Буткин наделён в произведении всеми, так сказать, «пол номочиями власти», а большевику Лебе деву отведена второстепенная роль ис полнителя. Ожесточённую борьбу боль шевиков с меньшевиками по тактиче ским вопросам революции С. Сартаков при такой расстановке образов, разумеет ся, не смог показать. Интересно задуман, но, к сожалению, не всегда удачно выполнен образ Мир- вольского. Он олицетворяет в романе ту часть революционной интеллигенции, ко торая шла в революцию после мучитель ного разрыва с прежними иллюзиями. Мирвольский — молодой врач. Он не разделяет революционных идей. «Неуже ли нельзя обратиться к разуму человече скому? — вопрошает, он своего друга Ле бедева.— И восстановить справедли вость среди людей, не прибегая к наси лию. Да, общество разделено на классы — это я знаю, — но ведь это прежде все го люди» (стр. 251). Он наивно полага ет, в духе социалистов-утопистов, что развитие прогресса есть в то же время и развитие человеческой природы, гума низма. «Люди нашего времени,— гово рит он,— вообще более гуманны и все противоречия между собою могут ре шать, не вступая непременно в кровавую борьбу...» (стр. 53). Понадобились долгие годы, чтобы сначала пришло сомнение в возможности примирения классов, а за тем разрыв со всем строем прежних убеждений и — героическая борьба на баррикадах. Такой образ, безусловно, необходим для романа. Путь, который прошёл Мир вольский, сходен с путями многих и многих честных тружеников-интеллиген- тов, пришедших к революции ценою дли тельных «хождений по мукам». Однако Мирвольский всё же не во всём удовлетворяет читателя. Его эво люция носит какой-то слишком замед ленный характер. В первой, во второй и отчасти в третьей книгах он продолжает утверждать, в сущности, одно и то же. В изображении того, как развивалось его мировоззрение, не хватает тех острых, драматичных эпизодов, тех озарений мысли, которые бы дали почувствовать самый процесс ломки и сокрушения ста рых взглядов. Анюта — невеста Мирвольского — че ловек совсем иного темперамента. Её судьба тоже интересна и поучительна. Она — представитель той же трудовой интеллигенции, но, может быть, оттого, что юность её сложилась труднее и она рано привыкла к самостоятельности, — Анюта приходит в революцию значитель но быстрее и легче Мирвольского. Он— её учитель и наставник — становится в конце концов её учеником. Анюта редко появляется в романе. Но обычно те эпизоды, в которых она дей ствует, дают полное представление о её характере. Особенно хорошо написаны сцены, связанные с работой Анюты в подпольной типографии. Писатель, как видно из произведения, глубоко изучил эпоху первой русской революции. Он обычно точен в соблюде нии последовательности событий, учиты вает различные факты политической борьбы тех лет. 1905 год, стоящий в центре третьей книги, особенно обстоятельно воссоздан С. Сартаковым, начиная с первых изве стий о расстреле рабочих в Петербурге и кончая вооружённым декабрьским вос станием. Историзм — важнейшее завоевание автора «Хребтов Саянских». Причём не обходимо заметить, что точное соблюде ние исторической последовательности со бытий, без которой невозможно было обойтись в романе о революции 1905 го
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2