Сибирские огни, 1956, № 2
могли Лизе поверить в лучшее будущее. Тайком от Маннберга, у которого рабо тает прислугой, она учится грамоте. Сна чала незамысловатые рассказы, затем повести о Разине и Спартаке, а там и первые нелегальные книжки — вот курс её обучения. Он подкрепляется разгово рами по душам с революционером Миха илом Лебедевым, просто и понятно рас крывающим ей механику эксплуатации. Лиза вырастает в сознательную, зака лённую революционерку. Она гордо от казывается от свободы, которую ей пред лагают ценой предательства в Алексан дровской каторжной тюрьме. Распро странение листовок, работа в комитете, организация митингов и, наконец, герои ческая борьба на баррикадах — вот путь этой женщины из народа. Образ Порфирия претерпел у писателя существенные изменения. В раннем ва рианте первой книги («Гольцы») это был некий звероподобный таёжный житель, почти бандит, ненавидимый всеми окру жающими. Жил он отдельно от людей на дальней заимке, ни с кем не знакомясь, пьянствуя и буйствуя. «...Однажды на сходке заявил, что если вздумает кто к нему пожаловать в соседушки. пусть уж лучше наперёд сходит к попу испове даться». Понятно, что «зная дикий ха рактер Порфирия, его жестокость, раз гул и беспробудное пьянство, селиться рядом с ним... никто не хотел»1. Такой был Порфирий. Нет сомнения, что С. Сартаков следо вал здесь дурным литературным приме рам. В погоне за экзотичностью и уль- траоригинальностыо образа он наделил своего героя чертами вырожденца. А это резко противоречило широкому и ясному замыслу книги — стремлению показать развитие революционного сознания в ши роких народных массах. Отчасти таким же сохрайяется Пор фирий и в более поздних редакциях2. В новом издании писатель решитель но меняет некоторые стороны его харак тера. Интересно, например, что если раньше отдалённость жилья Порфирия объяснялась угрюмостью и жестокостью его характера, то теперь даётся совер шенно иное объяснение: семья Короното- вых издавна, ещё с деда и отца, занима лась смолокурением, а это, естественно, и вынудило их поселиться поближе к ле су и подальше от соседей. Правда, и сейчас много места в^рома не уделено изображению одинокой жиз ни Порфирия в глухой тайге. Но это ос мыслено иначе — как поиски правды жизни, как наивное желание спрятаться от несправедливости мира. Такое одино чество героя нисколько не противоречит замыслу романа, оно воспринимается как один из возможных этапов, через ко торый могла пройти мысль простого ра бочего человека; ищущего справедли вости. Изменения, сделанные С. Сартаковым в образе Порфирия, прояснили идейный замысел всей эпопеи. Человеческое, вы сокое и благородное никогда,— показы вает автор, — не покидало душу героя. Именно эти-то качества, отличающие его от подлинно звериного лагеря «хозяев», и привели его в революцию1. Образы Порфирия и Лизы — наибо лее удачные в романе. Но и второсте пенные, такие, как Вера, Савва Труба- чёв, Ваня и Груня Мезенцевы, Дарья и Еремей Фесенковы, безусловно, удались автору. Правда, н последней, третьей книге («Пробитое пулями знамя») нет той об стоятельности в изображении судеб геро ев, как в первых двух («Гольцы» и «Го рит восток»). События, очень важные по своему значению (работа Лизы по со ставлению списков в Думу, её борьба на баррикадах, выступления Порфирия на митингах), даются здесь подчас инфор мационным, а не художественным путём. Порфирий «эти дни... выступал на ми тингах, сидел на заседаниях комиссии, разбирая прошения и жалобы, добывал ещё оружие для дружинников, торчал на станции и в депо, ища возможности бы стрее продвигать воинские поезда, изне могая в тяжёлых объяснениях с разо злёнными солдатами... Лиза... тоже все эти дни среди рабочих... Вот и сегодня на всю ночь ушла, будет с Иваном Гера симовичем списки избирателей оконча тельно перебеливать. С выборами в го родскую думу надо спешить, это сразу рабочим большую силу придаст...»2. Немалое место занимают в эпопее С. Сартакова и образы профессиональ ных революционеров-интеллигентов. Среди них важнейшее значение для романа имеет Михаил Лебедев. По за мыслу — он из той категории большеви ков, руководителей сибирского подполья, к которым принадлежали И. Бабуш кин, Емельян Ярославский, Григорий Крамольников, М. Ветошкин и другие. Не случайно автор иногда ставит фами лию своего вымышленного героя в один ряд с этими историческими деятелями первой русской революции. В Лебедеве а л ь м а н а х » . 1 «К р а с ы о я р с к и й 940 г.. № 1, стр. 17. 2 Интересные наблюдения по этому повсь у содержатся в статье Г. Колесниковой Правдивая картина жизни» (см. сборник Писатели советской Сибири», вып. 2, ИР- утск . 1954 г., стр. 78—S0). 2. «Сибирские огни» № 2. 1 Отметим, кстати, что сходные изменения коснулись и некоторых других героев. Так, например, образ народного правдоискателя Павла Бурмакина был в первой редакции несколько снижен тем, что этот герой, хотя и невольно, совершал убийство Митрича. Сейчас соответствующий эпизод коренным образом переработан: Митрич погибает сам, а сцена осуждения невинного Бурмакина предстаёт, как нелепая и жестокая комедия суда. '2 Сергей Сартаков. « Х р е б т ы С а я н с к и е » . Роман. Книга третья. Советский писатель, 1956 г., стр. 395—396.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2