Сибирские огни, 1956, № 2
раскрывает тревожную радость этих пер вых шагов. С первого же действия выясняется, что у героев разные взгляды на жизнь. Если Ольга и Валентина, полные смяте ния и тревоги, мужественно принимают ся за выполнение своего гражданского долга, то Владимир, случайно окончив ший лесной институт, живёт только меч тами о возвращении в Москву. Дело осложняется ещё и тем, что его и Оль гу связывают узы тесной дружбы. В лес хозе работает ещё один молодой инже нер — Андрей, когда-то влюблённый в Ольгу, но поссорившийся с ней. Посте пенно, по мере того, как выясняется истинное, непривлекательное лицо Вла димира, Ольга всё больше и больше тя нется к Андрею. Он в отличие от Вла димира энергичен, влюблён в своё дело и отчаянно борется с рутинёрством и отсталостью в лесном деле. Рутинёр ство, отсталость, заключающиеся преж де всего в недооценке техники, вопло щены в образе Колосова, иронией судь бы поставленного на пост технического руководителя. Пьеса, как видим, интересна по за мыслу. Драматургически она достаточно чётко и динамично построена. Автору удалось создать запоминающиеся фигу ры Владимира, Андрея, деда Федоса, Колосова. Ему удалось избежать прямо линейности и схематичности. Так, на пример, рутинёр Колосов — не просто ходячий отрицательный персонаж. Он олицетворяет у С. Сартакова более слож ное жизненное явление. У него — бога тейший практический опыт, который, показывает писатель, не может быть бесполезен, есть отдельные хорошие за датки, но нет широкого понимания госу дарственного значения своей работы. Владимир тоже сложен по своему харак теру. Возможно, он был бы совсем иным человеком, если бы оказался на своём месте, нашёл бы дело по душе. Словом, С. Сартаков на ограниченном пространстве, которое предоставляется драматургу пьесой, умеет и выявить ха рактеры и построить сюжет. И всё же у него, как драматурга, есть серьёзные недостатки. Это — главное — недостаточно индивидуализирован ный язык. В пьесе, где характер соз даётся исключительно языком героя, должен быть особо выразительный, пре дельно индивидуализированный язык. Однако у С. Сартакова герои-инженеры говорят на общем для всех них услов ном интеллигентском языке, а рабочие — опять-таки — на некоем условном н а - . родном просторечии. Этот недостаток свойственен не только пьесе «Песня над рекой», но и другим. В пьесе «Единым дыханием», например, все герои говорят одинаково. Чтобы как-то разнообразить речь, драматург использует подчас при митивные и грубые средства (вроде по стоянного «ась?» в речи старика Леон тия). Не от этой ли безликости речи дела ются чем-то схожими друг с другом и сами герои? Ведь, право, очень трудно отличить Ольгу от Валентины. Вскользь брошенное замечание, что Валентина не сколько энергичнее Ольги, никак не рас крыто в пьесе. Существенным недостатком драма тургической манеры С. Сартакова яв ляется то, что можно было бы назвать злоупотреблением в саморазоблачении героев. Директор леспромхоза Зубарев от начала до конца пьесы постоянно комментирует и разъясняет свои поступ ки и свой характер. Этим же занимают ся и некоторые другие герои произведе ния. Не говоря уже о том, что подобные саморазоблачения неправдоподобны в устах персонажей, они мешают автору активно включать их в сюжет, развитие действия. 1-*■ Роман «Хребты Саянские» — самое значительное произведение С. Сартако ва. Оно охватывает около десяти лет, предшествовавших первой русской ре волюции; события 1905 года находятся в центре последней, третьей части, не давно законченной писателем. Наряду с Г. Марковым, показавшим в романе «Строговы» судьбы сибирского крестьянства, и с К. Седых, запечатлев шим в «Даурии» сложный путь револю ционизирования сибирского казачества, автор «Хребтов Саянских» восполняет наши представления о революции, рисуя не менее сложный и своеобразный прот цесс формирования сибирского рабочего класса. В России конца XIX века назревал промышленный кризис. Усиливалась безработица. Всё сильнее и сильнее шло революционное брожение. Железная до рога, проводимая вглубь Сибири, была тем проводом, по которому шёл ток быстро приближающейся революции 1905 — 1907 гг. С. Сартаков хорошо раскрывает роль железной дороги — этого крупнейшего капиталистического предприятия — в ко ренном изменении доселе застойной и глухой сибирской жизни. Быстрее дру гих почувствовали опасность «революци онной заразы» наиболее чуткие из лаге ря «хозяев». Городской голова Б ар ан о в ,. — показывает писатель, — если бы мог, запретил опасное, на его взгляд, строи тельство. «— Деповщина?! Слесаря?! Дымом, мазутом поганить город? Не дам! ...Сла ва тебе, господи, в городе тихо, спокой но. Каждый своим домом живёт, в каз ну — что с него причитается — платит, в бога верует, в церковь ходит, не требу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2