Сибирские огни, 1956, № 2
дат Степан получил письмо из далёкой сибирской деревни. Неизвестный чело век обращался в нём к тому бойцу, у которого нет «ни села родного, ни дома, ни семьи и приклонить голову негде... Думаю: войне скоро конец, — писал он. •— Коли не побрезгует он нашим сибир ским житьём — пусть едет к нам»1. И Степан — поехал. Но приехав и не за став дома никого, кроме дочки хозяина, застеснялся и не раскрыл цели своего приезда. Ведь «было ясно, что здесь он, как ни говори, — чужой. А идти — не куда... Верно и другое, что в сорок два года и в семью войти трудно и новую семью не так-то просто создать» (стр. 56). Всё это психологически очень правдиво. В дальнейшем Степан, ска завшись прохожим, остаётся в доме Андрея Максимовича на «несколько дней», чинит с ним крышу, удит рыбу, ■ездит ца сплав. «Это был труд, мирный труд, к которому он так давно стремил ся ...» Но долго ещё не может он ска зать, зачем приехал. С. Сартаков тонко передаёт душевное смятение Степана в те минуты, когда кажется ему, что на стала пора уже открыться и когда ка кая-нибудь мелочь мешает ему открыть ся. «...Степану захотелось рассказать о себе... сознаться, почему он не посмел сказать об этом сразу, зачем позволил себе ненужную ложь. Он даже сложил вёсла, обдумывая, с чего начать раз говор, но Андрей Максимович кашлянул и сердито, как показалось Степану, ска зал: — Что, надоела рыбалка? Ну, ладно, давай тогда поплывём домой. Обидного в этом не было ничего, но Степан почувствовал, как сразу у него пробежал холодок, и уже не нашлось простых, искренних слов» (стр. 61). И очень верно, что Степан открывает ся Андрею Максимовичу неожиданно, как бы случайно — когда он почувство вал себя в его доме родным, нужным че ловеком. Рассказ написан просто, в нём много тонко подмеченных, психологически правдивых деталей. С полной ясностью вырисовывается перед нами и Степан с его молчаливым горем и застенчивостью человека, пришедшего в чужую семью, и Андрей Максимович с его открытым, простым сердцем. Так же просто и драматично написан рассказ «Село Далёкое». Пересказать его невозможно. В нём — очень краткая трагическая история женщины, потеряв- ■шей в войну всю семью. Рассказ произ водит тем более сильное впечатление, что он искусно начат С. Сартаковым с юмористической сценки. У реки из-за пу стяка поссорились женщины. Вначале ссора носила, хотя и крикливый, но без злобный характер. Но мало-помалу у спорщиц начали проскальзывать и ко лючие обороты речи. И вот тут-то в об щем шуме раздались негромко сказан ные слова: — «Бабы, довольно». Их ска зала высокая женщина со шрамом на лице — Дарья. Наступившая тишина лучше всего свидетельствовала о безмер ном уважении женщин к великому горю осиротевшей матери. И концовка рассказа при всей своей простоте покоряет глубокой драматиче ской силой. У пастушонка волки зареза ли телёнка. Он стоит около него, ожи дая наказания хозяйки. Из деревни идёт Дарья, как всегда суровая и строгая. Но столько, очевидно, неистраченной и то скующей любви сохранилось в её серд це, что вместо укоров, поняв состояние мальчика-, она жарко ласкает его. Во всей сценке нет ни одного автор ского комментария.' Как видим, нет и особых, сюжетно острых положений, но рассказ покоряет — именно своей безы скусственностью, которая и есть самое большое искусство. Лучшие рассказы С. Сартакова это те, где он, следуя своей творческой индиви дуальности, не насилуя её, показывает внутреннюю, чаще всего скрытую от не внимательного глаза жизнь человека, где он через тонко схваченную деталь, не приметное движение, незначительный с виду поступок передаёт оттенки движе ний человеческого сердца. К таким, помимо рассказов «Домой», «Село Далёкое», можно отнести расска зы «Василь», «Терентий Петрович» и ряд других. Хороши охотничьи расска зы, например, превосходно написанный «На Кежеке» (Сб. «По тайге», Иркутск, 1952 г.) и др. Менее удались автору «Мечтатели», «На плоту» и упомянутый «Праздник Лены». * * * С. Сартаков неоднократно пробовал свои силы в жанре драматургии. Им написано несколько пьес. Не останавли ваясь на всех, мы отметим некоторые характерные черты его как драматурга. Наиболее значительной нам представ ляется «Песня над рекой»1. Её действием движут два взаимосвя занных конфликта. Это, во-первых, столкновение новаторства и рутинёрства' и, во-вторых, приспособленчества и вы сокого гражданского долга. В глухую тайгу близ Ангары приез жают молодые инженеры — Ольга, Ва лентина и Владимир. Далеко позади осталась Москва, ушли студенческие го ды -— необходимо, засучив рукава, при ниматься за самостоятельное дело. Дра матург отдельными. репликами хорошо 1 Сергей Сартаков. « С е л о Д а л ё к о е » . Рассказы. Красноярск, 1947 г., стр. 51. I Литературный вариант пьесы напечатан в альманахе «Енисей», 1947 г., № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2