Сибирские огни, 1956, № 2

дат Степан получил письмо из далёкой сибирской деревни. Неизвестный чело­ век обращался в нём к тому бойцу, у которого нет «ни села родного, ни дома, ни семьи и приклонить голову негде... Думаю: войне скоро конец, — писал он. •— Коли не побрезгует он нашим сибир­ ским житьём — пусть едет к нам»1. И Степан — поехал. Но приехав и не за­ став дома никого, кроме дочки хозяина, застеснялся и не раскрыл цели своего приезда. Ведь «было ясно, что здесь он, как ни говори, — чужой. А идти — не­ куда... Верно и другое, что в сорок два года и в семью войти трудно и новую семью не так-то просто создать» (стр. 56). Всё это психологически очень правдиво. В дальнейшем Степан, ска­ завшись прохожим, остаётся в доме Андрея Максимовича на «несколько дней», чинит с ним крышу, удит рыбу, ■ездит ца сплав. «Это был труд, мирный труд, к которому он так давно стремил­ ся ...» Но долго ещё не может он ска­ зать, зачем приехал. С. Сартаков тонко передаёт душевное смятение Степана в те минуты, когда кажется ему, что на­ стала пора уже открыться и когда ка­ кая-нибудь мелочь мешает ему открыть­ ся. «...Степану захотелось рассказать о себе... сознаться, почему он не посмел сказать об этом сразу, зачем позволил себе ненужную ложь. Он даже сложил вёсла, обдумывая, с чего начать раз­ говор, но Андрей Максимович кашлянул и сердито, как показалось Степану, ска­ зал: — Что, надоела рыбалка? Ну, ладно, давай тогда поплывём домой. Обидного в этом не было ничего, но Степан почувствовал, как сразу у него пробежал холодок, и уже не нашлось простых, искренних слов» (стр. 61). И очень верно, что Степан открывает­ ся Андрею Максимовичу неожиданно, как бы случайно — когда он почувство­ вал себя в его доме родным, нужным че­ ловеком. Рассказ написан просто, в нём много тонко подмеченных, психологически правдивых деталей. С полной ясностью вырисовывается перед нами и Степан с его молчаливым горем и застенчивостью человека, пришедшего в чужую семью, и Андрей Максимович с его открытым, простым сердцем. Так же просто и драматично написан рассказ «Село Далёкое». Пересказать его невозможно. В нём — очень краткая трагическая история женщины, потеряв- ■шей в войну всю семью. Рассказ произ­ водит тем более сильное впечатление, что он искусно начат С. Сартаковым с юмористической сценки. У реки из-за пу­ стяка поссорились женщины. Вначале ссора носила, хотя и крикливый, но без­ злобный характер. Но мало-помалу у спорщиц начали проскальзывать и ко­ лючие обороты речи. И вот тут-то в об­ щем шуме раздались негромко сказан­ ные слова: — «Бабы, довольно». Их ска­ зала высокая женщина со шрамом на лице — Дарья. Наступившая тишина лучше всего свидетельствовала о безмер­ ном уважении женщин к великому горю осиротевшей матери. И концовка рассказа при всей своей простоте покоряет глубокой драматиче­ ской силой. У пастушонка волки зареза­ ли телёнка. Он стоит около него, ожи­ дая наказания хозяйки. Из деревни идёт Дарья, как всегда суровая и строгая. Но столько, очевидно, неистраченной и то­ скующей любви сохранилось в её серд­ це, что вместо укоров, поняв состояние мальчика-, она жарко ласкает его. Во всей сценке нет ни одного автор­ ского комментария.' Как видим, нет и особых, сюжетно острых положений, но рассказ покоряет — именно своей безы­ скусственностью, которая и есть самое большое искусство. Лучшие рассказы С. Сартакова это те, где он, следуя своей творческой индиви­ дуальности, не насилуя её, показывает внутреннюю, чаще всего скрытую от не­ внимательного глаза жизнь человека, где он через тонко схваченную деталь, не­ приметное движение, незначительный с виду поступок передаёт оттенки движе­ ний человеческого сердца. К таким, помимо рассказов «Домой», «Село Далёкое», можно отнести расска­ зы «Василь», «Терентий Петрович» и ряд других. Хороши охотничьи расска­ зы, например, превосходно написанный «На Кежеке» (Сб. «По тайге», Иркутск, 1952 г.) и др. Менее удались автору «Мечтатели», «На плоту» и упомянутый «Праздник Лены». * * * С. Сартаков неоднократно пробовал свои силы в жанре драматургии. Им написано несколько пьес. Не останавли­ ваясь на всех, мы отметим некоторые характерные черты его как драматурга. Наиболее значительной нам представ­ ляется «Песня над рекой»1. Её действием движут два взаимосвя­ занных конфликта. Это, во-первых, столкновение новаторства и рутинёрства' и, во-вторых, приспособленчества и вы­ сокого гражданского долга. В глухую тайгу близ Ангары приез­ жают молодые инженеры — Ольга, Ва­ лентина и Владимир. Далеко позади осталась Москва, ушли студенческие го­ ды -— необходимо, засучив рукава, при­ ниматься за самостоятельное дело. Дра­ матург отдельными. репликами хорошо 1 Сергей Сартаков. « С е л о Д а л ё к о е » . Рассказы. Красноярск, 1947 г., стр. 51. I Литературный вариант пьесы напечатан в альманахе «Енисей», 1947 г., № 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2