Сибирские огни, 1956, № 2
Сравнивая две редакции повести (пер вая называлась «Журавли улетают на юг»), видишь, что автор возвращался к работе над произведением, многое пере делывал в нём и, надо сказать, многое улучшил. Так, например, значительно изменена любовная интрига. В повести «Журавли улетают на юг» — Александ ру нравились одновременно и Варя и Ирина Даниловна. Размолвка его с Ва рей происходила именно по этой причи не. В новой редакции размолвка проис ходит оттого, что Варя нервничает, ду мая, что Александр уйдёт с плота. И это выглядит естественнее, чем намечавший ся роковой треугольник. Стремясь правдивее и тоньше рас крыть человеческие чувства, С. Сарта ков изменяет эпизод первой встречи Александра с Варей. Раньше Алек сандр, придя на плот, искал глазами Ва рю и досадовал, что её нет. Теперь же он вовсе о ней не думает, что, конечно, правдивее — ведь Варя в то время была для него совсем незнакомой девушкой, знакомство и сближение их должно было произойти постепенно. Переработан образ директора леспром хоза Горячева. Прежде он появлялся пе ред нами больным после тяжёлого по хмелья и вёл с Александром в первой главе повести бессодержательный, полу пьяный разговор; теперь же он — энер гичен, инициативен, умно и чутко руко водит подчинёнными. Улучшился и язык книги. Специфиче ски сибирские, областные слова и тех нические термины заменены общепонят ными. Но некоторые переделки пошли, на наш взгляд, в ущерб книге. В повести «Журавли улетают на юг» намечался интересный конфликт. Одна из плотовщиц — Фима — узнав, что плот поплывёт дальше на север, нарочно ушибла себе ногу, чтобы вернуться до мой. В новом варианте она тоже ушиба ет ногу, но уже нечаянно, и героически остаётся на плоту. Вряд ли такая замена улучшила по весть. Не будем торопливо приписывать ав тору стремление к бесконфликтности, нас волнует другое: очевидно, сами ге рои ещё недостаточно выношены в твор ческом воображении писателя, они ещё не сформировались настолько, что бы мешать автору произвольно обра щаться с ними. Если возможно одного и того же персонажа сделать сначала тру сом, а затем героем, значит, образ для самого автора не приобрёл ещё живых, земных, вещественных очертаний. Мож но привести и другие примеры измене ния героев у С. Сартакова. Ирине Дани ловне в повести «Журавли улетают на юг» — 30 лет, в «Плот идёт на север» — 38, а в рассказе «На плоту» — она «женщина средних лет». В повести «Жу равли улетают на юг» она испытывает к Александру чувство зарождающейся- любви, в последней редакции такой мо тив снят совсем. Всё это свидетельствует о незакончен ности работы над героями. Автор ещё очень плохо их видит. Зыбкие, непостоян ные очертания, которые имеют сейчас персонажи повести, должны смениться чётким, уверенным рисунком. * * * Говоря о творчестве С. Сартакова, нельзя пройти мимо его рассказов. На протяжении всей своей писательской ра боты он неоднократно обращался к это му жанру. («Каменный фундамент» тоже ведь является своеобразным циклом не больших рассказов, объединённых об щими героями). С. Сартакову-новеллисту свойственно- тяготение к тому виду произведений, где основным содержанием является психо логический анализ. Он стремится преж де всего вылепить определённый харак тер, создать конкретный художествен ный образ и делает это, обычно не со средоточивая внимания на событийной стороне сюжета. В этом отношении мож но говорить об известной учёбе С. Сарта кова у А. П. Чехова, а из советских рассказчиков он по манере письма бли же всего стоит к С. Антонову. Однака наряду с рассказами подобного рода у писателя есть и такие, где появляется достаточно динамичный сюжет, где ин терес читателя сосредоточивается как раз на событийной стороне. Обычно они меньше удаются ему. Нам представляет ся неудачным, например, рассказ «Праздник Лены» (отдельное издание — «Совершеннолетие»). Замысел писа теля заключался, г.овидимому, в том, чтобы показать процесс духовного созревания, возмужания и «повзросле- ния» восемнадцатилетнего юноши Ни колая, работающего возчиком на лесо пункте. Работа в коллективе, напря жённая борьба за выполнение плана — всё приводит к тому, что несколько инертней по своему характеру, привык ший работать в одиночку, он становится деятельным членом молодёжной брига ды и вступает в комсомол. Нечего и го ворить — тема благодарная. И думает ся, разработай её автор, как тему пси хологическую, мог бы выйти неплохой рассказ. Но у С. Сартакова главное ме сто в произведении заняло другое: вме сто раскрытия внутренней жизни героев он даёт нечто вроде информаций о ходе соревнований между двумя бригадами, о создании новых приспособлений по вы возке леса. Безусловно, всё это могло войти в рассказ, но иным путём — через раскрытие внутреннего духовного мира героев. Значительно удачнее рассказ «До мой». Ещё будучи на фронте, одинокий сол
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2