Сибирские огни, 1956, № 2

Сравнивая две редакции повести (пер­ вая называлась «Журавли улетают на юг»), видишь, что автор возвращался к работе над произведением, многое пере­ делывал в нём и, надо сказать, многое улучшил. Так, например, значительно изменена любовная интрига. В повести «Журавли улетают на юг» — Александ­ ру нравились одновременно и Варя и Ирина Даниловна. Размолвка его с Ва­ рей происходила именно по этой причи­ не. В новой редакции размолвка проис­ ходит оттого, что Варя нервничает, ду­ мая, что Александр уйдёт с плота. И это выглядит естественнее, чем намечавший­ ся роковой треугольник. Стремясь правдивее и тоньше рас­ крыть человеческие чувства, С. Сарта­ ков изменяет эпизод первой встречи Александра с Варей. Раньше Алек­ сандр, придя на плот, искал глазами Ва­ рю и досадовал, что её нет. Теперь же он вовсе о ней не думает, что, конечно, правдивее — ведь Варя в то время была для него совсем незнакомой девушкой, знакомство и сближение их должно было произойти постепенно. Переработан образ директора леспром­ хоза Горячева. Прежде он появлялся пе­ ред нами больным после тяжёлого по­ хмелья и вёл с Александром в первой главе повести бессодержательный, полу­ пьяный разговор; теперь же он — энер­ гичен, инициативен, умно и чутко руко­ водит подчинёнными. Улучшился и язык книги. Специфиче­ ски сибирские, областные слова и тех­ нические термины заменены общепонят­ ными. Но некоторые переделки пошли, на наш взгляд, в ущерб книге. В повести «Журавли улетают на юг» намечался интересный конфликт. Одна из плотовщиц — Фима — узнав, что плот поплывёт дальше на север, нарочно ушибла себе ногу, чтобы вернуться до­ мой. В новом варианте она тоже ушиба­ ет ногу, но уже нечаянно, и героически остаётся на плоту. Вряд ли такая замена улучшила по­ весть. Не будем торопливо приписывать ав­ тору стремление к бесконфликтности, нас волнует другое: очевидно, сами ге­ рои ещё недостаточно выношены в твор­ ческом воображении писателя, они ещё не сформировались настолько, что­ бы мешать автору произвольно обра­ щаться с ними. Если возможно одного и того же персонажа сделать сначала тру­ сом, а затем героем, значит, образ для самого автора не приобрёл ещё живых, земных, вещественных очертаний. Мож­ но привести и другие примеры измене­ ния героев у С. Сартакова. Ирине Дани­ ловне в повести «Журавли улетают на юг» — 30 лет, в «Плот идёт на север» — 38, а в рассказе «На плоту» — она «женщина средних лет». В повести «Жу­ равли улетают на юг» она испытывает к Александру чувство зарождающейся- любви, в последней редакции такой мо­ тив снят совсем. Всё это свидетельствует о незакончен­ ности работы над героями. Автор ещё очень плохо их видит. Зыбкие, непостоян­ ные очертания, которые имеют сейчас персонажи повести, должны смениться чётким, уверенным рисунком. * * * Говоря о творчестве С. Сартакова, нельзя пройти мимо его рассказов. На протяжении всей своей писательской ра­ боты он неоднократно обращался к это­ му жанру. («Каменный фундамент» тоже ведь является своеобразным циклом не­ больших рассказов, объединённых об­ щими героями). С. Сартакову-новеллисту свойственно- тяготение к тому виду произведений, где основным содержанием является психо­ логический анализ. Он стремится преж­ де всего вылепить определённый харак­ тер, создать конкретный художествен­ ный образ и делает это, обычно не со­ средоточивая внимания на событийной стороне сюжета. В этом отношении мож­ но говорить об известной учёбе С. Сарта­ кова у А. П. Чехова, а из советских рассказчиков он по манере письма бли­ же всего стоит к С. Антонову. Однака наряду с рассказами подобного рода у писателя есть и такие, где появляется достаточно динамичный сюжет, где ин­ терес читателя сосредоточивается как раз на событийной стороне. Обычно они меньше удаются ему. Нам представляет­ ся неудачным, например, рассказ «Праздник Лены» (отдельное издание — «Совершеннолетие»). Замысел писа­ теля заключался, г.овидимому, в том, чтобы показать процесс духовного созревания, возмужания и «повзросле- ния» восемнадцатилетнего юноши Ни­ колая, работающего возчиком на лесо­ пункте. Работа в коллективе, напря­ жённая борьба за выполнение плана — всё приводит к тому, что несколько инертней по своему характеру, привык­ ший работать в одиночку, он становится деятельным членом молодёжной брига­ ды и вступает в комсомол. Нечего и го­ ворить — тема благодарная. И думает­ ся, разработай её автор, как тему пси­ хологическую, мог бы выйти неплохой рассказ. Но у С. Сартакова главное ме­ сто в произведении заняло другое: вме­ сто раскрытия внутренней жизни героев он даёт нечто вроде информаций о ходе соревнований между двумя бригадами, о создании новых приспособлений по вы­ возке леса. Безусловно, всё это могло войти в рассказ, но иным путём — через раскрытие внутреннего духовного мира героев. Значительно удачнее рассказ «До­ мой». Ещё будучи на фронте, одинокий сол­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2