Сибирские огни, 1956, № 2

товляются здесь: в бассейне реки Анга­ ры и её притоков Чуны и Оны. Сотни тысяч кубометров ежегодно. Запасы же древостоя неиссякаемы. Невдалеке от Кадареи на левом бере­ гу Чуны расположился механизирован­ ный лесозаготовительный пункт. Нам очень хотелось посмотреть, как работают тракторы на вывозке леса. Но летних заготовок здесь не велось...» и т. д .1. Книга «По Чунским порогам» — цен­ ная в познавательном отношении и зани­ мательно написанная, может стать зна­ чительно лучше, если писатель дополни­ тельно поработает над образами своих двух героев, превратив их из условных фигур, какими они сейчас являются, в живые человеческие характеры. * * * Повесть «Плот идёт на север» также написана для юношества, но, очевидно, для более старшего возраста, так как автор в отличие от предыдущей книги вернулся к своей прежней манере нето­ ропливого рассказа, лишённого острого сюжета, хотя, кстати говоря, сам мате­ риал (тысячевёрстное путешествие на плоту) легко поддавался законам при­ ключенческого жанра. Герои книги — молодёжь, комсомоль­ цы, работающие на сплаве древесины в низовьях Ангары. Получив задание, плотовая команда отправляется в путь. Все рассчитывают вернуться домой через несколько дней. Это — последний рейс в году: стоит глу­ бокая осень. Но оказывается, что далё­ кому северному заводу, перевыполнив­ шему свой план, понадобился дополни­ тельный лес. Плот направляют дальше. Посадка на мель, холод, шторм, безре­ зультатное ожидание катера, тоже сев­ шего на мель, опасные спуски через по­ роги и, наконец, благополучное заверше­ ние рейса, — вот вкратце сюжетные ве­ хи повести. Но на фоне этих событий автор стремится раскрыть судьбы от­ дельных людей, жизнь маленького кол­ лектива молодёжи во главе со старым лоцманом Евсеем Маркелычем. В книге есть живо очерченные харак­ теры. Это прежде всего Евсей Маркелыч, сорок лет работающий лоцманом, и вто­ ростепенные — директор леспромхоза Пётр Фёдорович Горячев, матрос Пашка, старые рыбаки Афимья и Степан. Но, к сожалению, главные герои Алек­ сандр, севший на плот пассажиром и оставшийся на нём до конца рейса, Ва­ ря полюбившая его первой любовью, сёстры Надя и Груня, Фима и другие оказались написанными чересчур эскиз­ но и поверхностно. Автор не сумел про­ 1 С Сартаков . Н а р е ч н ы х п р о с т о ­ р а х . Повести для юношества. Новосибирск, 1950 г., стр. 85. никнуть в Их внутренний мир, и поэтому повесть читается, как длинный, затя­ нувшийся очерк1. Повесть никак нельзя признать удачей писателя, а тем более «одной из лучших его книг», как это пы­ тается утверждать Г. Колесникова2. Её главная беда заключается в почти полном отсутствии изображения психо­ логии героев. В самом деле, что мы знаем об Алек­ сандре? Он — демобилизованный офи­ цер, несколько лет пробывший в армии и едущий к своей матери, учительствую­ щей в деревне. Он проезжает мимо род­ ных мест, чтобы помочь команде доста­ вить плот по назначению. Ему пригляну­ лась девушка Варя. Вот, в сущности, и всё. О внутренних его переживаниях и стремлениях мы ничего не знаем. По­ этому даже то обстоятельство, что он остался на плоту, проехав мимо родного дома, нас мало трогает и не только не поднимает его в наших глазах, но даже помимо воли автора развенчивает героя: ведь у него не возникло никаких мыслей ни о доме, ни о матери, которая ждёт его уже пять лет и, очевидно, подсчиты­ вает оставшиеся до приезда дни... Ка­ кая сухость! — невольно думает чита­ тель. Такая дискредитация героя проис­ ходит потому, что автор ограничивается зачастую простой констатацией поступ­ ков и фактов. Но ведь сам факт, если его не раскрыть через психику героя, мо­ жет быть воспринят по-разному. То, что автор склонен считать мужественным по­ ступком высокосознательного человека, читателю может представиться в совсем ином свете. Так и другие герои — даны очень бег­ ло и конспективно. Варя — восторжен­ ная, умеет управляться с реями, ей нра­ вится Александр; Ксения — высокая и рябоватая, почему-то мрачная; Ирина Даниловна — приветливая; сёстры Надя и Груня держатся вместе; у Фимы ушиблена нога... Каждый прочитавший повесть не' сможет добавить к этим све­ дениям что-либо новое, ибо это по су­ ществу — всё, что нам известно о ге­ роях. И это тем более досадно, что матери­ ал вполне давал С. Сартакову возмож­ ность написать хорошее произведение — причём в духе своей индивидуальной манеры. Жизнь маленького коллектива на протяжении нескольких долгих не­ дель, своеобразный быт плотовой коман­ ды, медлительно плывущей по суровой реке, окружённой дикими скалами и не­ проходимыми лесами, — всё это позво­ ляло в свойственной писателю нетороп­ ливой манере раскрыть не только ха­ рактеры людей, но и поэзию их тяжёло­ го, однообразного труда. 1 Действительный очерк, написанный С. Сартаковым о северном сплаве («Ночь на Ангаре»),- читается с большим интересом. 2 См. « П и с а т е л и с о в е т с к о й Си ­ б и р и » . Вып. 2, Иркутск, 1954 г., стр. 72.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2