Сибирские огни, 1956, № 2
товляются здесь: в бассейне реки Анга ры и её притоков Чуны и Оны. Сотни тысяч кубометров ежегодно. Запасы же древостоя неиссякаемы. Невдалеке от Кадареи на левом бере гу Чуны расположился механизирован ный лесозаготовительный пункт. Нам очень хотелось посмотреть, как работают тракторы на вывозке леса. Но летних заготовок здесь не велось...» и т. д .1. Книга «По Чунским порогам» — цен ная в познавательном отношении и зани мательно написанная, может стать зна чительно лучше, если писатель дополни тельно поработает над образами своих двух героев, превратив их из условных фигур, какими они сейчас являются, в живые человеческие характеры. * * * Повесть «Плот идёт на север» также написана для юношества, но, очевидно, для более старшего возраста, так как автор в отличие от предыдущей книги вернулся к своей прежней манере нето ропливого рассказа, лишённого острого сюжета, хотя, кстати говоря, сам мате риал (тысячевёрстное путешествие на плоту) легко поддавался законам при ключенческого жанра. Герои книги — молодёжь, комсомоль цы, работающие на сплаве древесины в низовьях Ангары. Получив задание, плотовая команда отправляется в путь. Все рассчитывают вернуться домой через несколько дней. Это — последний рейс в году: стоит глу бокая осень. Но оказывается, что далё кому северному заводу, перевыполнив шему свой план, понадобился дополни тельный лес. Плот направляют дальше. Посадка на мель, холод, шторм, безре зультатное ожидание катера, тоже сев шего на мель, опасные спуски через по роги и, наконец, благополучное заверше ние рейса, — вот вкратце сюжетные ве хи повести. Но на фоне этих событий автор стремится раскрыть судьбы от дельных людей, жизнь маленького кол лектива молодёжи во главе со старым лоцманом Евсеем Маркелычем. В книге есть живо очерченные харак теры. Это прежде всего Евсей Маркелыч, сорок лет работающий лоцманом, и вто ростепенные — директор леспромхоза Пётр Фёдорович Горячев, матрос Пашка, старые рыбаки Афимья и Степан. Но, к сожалению, главные герои Алек сандр, севший на плот пассажиром и оставшийся на нём до конца рейса, Ва ря полюбившая его первой любовью, сёстры Надя и Груня, Фима и другие оказались написанными чересчур эскиз но и поверхностно. Автор не сумел про 1 С Сартаков . Н а р е ч н ы х п р о с т о р а х . Повести для юношества. Новосибирск, 1950 г., стр. 85. никнуть в Их внутренний мир, и поэтому повесть читается, как длинный, затя нувшийся очерк1. Повесть никак нельзя признать удачей писателя, а тем более «одной из лучших его книг», как это пы тается утверждать Г. Колесникова2. Её главная беда заключается в почти полном отсутствии изображения психо логии героев. В самом деле, что мы знаем об Алек сандре? Он — демобилизованный офи цер, несколько лет пробывший в армии и едущий к своей матери, учительствую щей в деревне. Он проезжает мимо род ных мест, чтобы помочь команде доста вить плот по назначению. Ему пригляну лась девушка Варя. Вот, в сущности, и всё. О внутренних его переживаниях и стремлениях мы ничего не знаем. По этому даже то обстоятельство, что он остался на плоту, проехав мимо родного дома, нас мало трогает и не только не поднимает его в наших глазах, но даже помимо воли автора развенчивает героя: ведь у него не возникло никаких мыслей ни о доме, ни о матери, которая ждёт его уже пять лет и, очевидно, подсчиты вает оставшиеся до приезда дни... Ка кая сухость! — невольно думает чита тель. Такая дискредитация героя проис ходит потому, что автор ограничивается зачастую простой констатацией поступ ков и фактов. Но ведь сам факт, если его не раскрыть через психику героя, мо жет быть воспринят по-разному. То, что автор склонен считать мужественным по ступком высокосознательного человека, читателю может представиться в совсем ином свете. Так и другие герои — даны очень бег ло и конспективно. Варя — восторжен ная, умеет управляться с реями, ей нра вится Александр; Ксения — высокая и рябоватая, почему-то мрачная; Ирина Даниловна — приветливая; сёстры Надя и Груня держатся вместе; у Фимы ушиблена нога... Каждый прочитавший повесть не' сможет добавить к этим све дениям что-либо новое, ибо это по су ществу — всё, что нам известно о ге роях. И это тем более досадно, что матери ал вполне давал С. Сартакову возмож ность написать хорошее произведение — причём в духе своей индивидуальной манеры. Жизнь маленького коллектива на протяжении нескольких долгих не дель, своеобразный быт плотовой коман ды, медлительно плывущей по суровой реке, окружённой дикими скалами и не проходимыми лесами, — всё это позво ляло в свойственной писателю нетороп ливой манере раскрыть не только ха рактеры людей, но и поэзию их тяжёло го, однообразного труда. 1 Действительный очерк, написанный С. Сартаковым о северном сплаве («Ночь на Ангаре»),- читается с большим интересом. 2 См. « П и с а т е л и с о в е т с к о й Си б и р и » . Вып. 2, Иркутск, 1954 г., стр. 72.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2