Сибирские огни, 1956, № 2
Щ ш ж ц г ё а ц fa i th 7 i f о t f i a q j и о ---------------------------- i______________ А. ПАВЛОВСКИЙ О т в о р ч е с т в е С. С п р т ак ов а Сергей Сартаков работает в литера туре уже больше двадцати лет. Первые его произведения •— очерки и статьи— появились в газетах в 1934 году, когда писателю было двадцать шесть лет. Но в те годы С. Сартаков ещё не считал себя профессиональным литератором. Он работал сначала столяром-краснодерев- цем, затем бухгалтером в .лесоэкспорт ном тресте Красноярска. Работа в трес те не была спокойной, «сидячей», как может показаться на первый взгляд: приходилось довольно часто предприни-. мать далёкие поездки в низовья Енисея и Ангары. Это давало будущему писате лю массу разнообразных впечатлений: своеобразный быт сибирских промысло виков, суровая и красочная северная природа, встречи с многочисленными людьми, наконец, хорошее знание на родного хозяйства Сибири — тут был обильный и интересный материал не для одной книги. Да и детские, юношеские годы С. Сартакова много оставили его художнической памяти. С 10 лет из-за болезни отца (железнодорожного служа щего на ст. Омск) он должен был сам изыскивать средства к существованию. Охота, рыбная ловля, которыми он зани мался не для удовольствия, а по нужде, дали не только богатый запас впечатле ний, но и то доскональное, лично пере житое знание трудовой жизни, психоло гии трудящегося человека, которое так ощутимо в его книгах. Здесь, в этой тру довой биографии — истоки проникновен ной любви к простому человеку, кото рая затем продиктовала темы всех его произведений, начиная с рассказов об Алексее Худоногове и кончая только что завершённой народной эпопеей «Хребты Саянские». Систематически литературной дея тельностью С. Сартаков начал занимать ся с 1938 года. В журналах и альмана хах Красноярска, Иркутска, Новосибир ска он публикует рассказы и очерки. Тогда же рождается и замысел романа «Хребты Саянские» — замысел огром ный и дерзкий: показать на широком по лотне возникновение и развитие рабоче го класса в Сибири, зарождение и нара стание революционного движения. Для осуществления подобного замысла нужно было отличное знание не только доре волюционного сибирского быта, но и особенностей поведения различных со словий накануне и в период революции в специфических условиях сибирского революционного движения. Для этого понадобились долгие и долгие годы кро потливой черновой работы историка-ис- следователя, долгие годы вынашивания и обдумывания многочисленных сюжет ных линий романа. Читая сейчас первую часть «Хребтов Саянских», опубликован ную в «Красноярском альманахе» в 1940 г. (№ 1), и сравнивая её с первой частью издания 1954 г., наглядно ви дишь и рост мастерства писателя и иное отношение его к некоторым героям и со бытиям. Но об этом речь дальше. С. Сартаков, отдавший больше всего сил созданию историко-революционного романа, меньше всего похож на писате ля, отгородившегося историей от совре менности. Каждый писатель знает, как трудно оторваться от произведения, что бы, чувствуя потребность времени, напи сать иное — более необходимое сейчас, сегодня советскому читателю. Потреб ность отразить сегодняшний день своих современников, нарисовать их живые об разы многократно отрывала С. Сарта кова от написания исторического романа. Так появились книги «Каменный фунда мент (первая часть —• «Алексей Худоно- гов» — 45 г.), повесть для юношества «По Чунским порогам», повесть «Плот идёт на север», рассказы, собранные в книге «Село далёкое», и ряд пьес («Еди ным дыханием», «Песня над рекой», «Светит месяц» и др.). Все эти произведения объединены, по существу, одной темой — темой народа- строителя. * ** В рассказах об Алексее Худоногове, составивших в дальнейшем повесть «Ка менный фундамент», талант С. Сартако ва впервые проявился сильно и своеоб разно. Недаром именно эта книга ещё до появления второй и третьей частей «Хребтов Саянских» принесла ему заслу женную популярность. В рассказах о Худоногове решена ин тересная и важная задача — показано
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2