Сибирские огни, 1956, № 2

Щ ш ж ц г ё а ц fa i th 7 i f о t f i a q j и о ---------------------------- i______________ А. ПАВЛОВСКИЙ О т в о р ч е с т в е С. С п р т ак ов а Сергей Сартаков работает в литера­ туре уже больше двадцати лет. Первые его произведения •— очерки и статьи— появились в газетах в 1934 году, когда писателю было двадцать шесть лет. Но в те годы С. Сартаков ещё не считал себя профессиональным литератором. Он работал сначала столяром-краснодерев- цем, затем бухгалтером в .лесоэкспорт­ ном тресте Красноярска. Работа в трес­ те не была спокойной, «сидячей», как может показаться на первый взгляд: приходилось довольно часто предприни-. мать далёкие поездки в низовья Енисея и Ангары. Это давало будущему писате­ лю массу разнообразных впечатлений: своеобразный быт сибирских промысло­ виков, суровая и красочная северная природа, встречи с многочисленными людьми, наконец, хорошее знание на­ родного хозяйства Сибири — тут был обильный и интересный материал не для одной книги. Да и детские, юношеские годы С. Сартакова много оставили его художнической памяти. С 10 лет из-за болезни отца (железнодорожного служа­ щего на ст. Омск) он должен был сам изыскивать средства к существованию. Охота, рыбная ловля, которыми он зани­ мался не для удовольствия, а по нужде, дали не только богатый запас впечатле­ ний, но и то доскональное, лично пере­ житое знание трудовой жизни, психоло­ гии трудящегося человека, которое так ощутимо в его книгах. Здесь, в этой тру­ довой биографии — истоки проникновен­ ной любви к простому человеку, кото­ рая затем продиктовала темы всех его произведений, начиная с рассказов об Алексее Худоногове и кончая только что завершённой народной эпопеей «Хребты Саянские». Систематически литературной дея­ тельностью С. Сартаков начал занимать­ ся с 1938 года. В журналах и альмана­ хах Красноярска, Иркутска, Новосибир­ ска он публикует рассказы и очерки. Тогда же рождается и замысел романа «Хребты Саянские» — замысел огром­ ный и дерзкий: показать на широком по­ лотне возникновение и развитие рабоче­ го класса в Сибири, зарождение и нара­ стание революционного движения. Для осуществления подобного замысла нужно было отличное знание не только доре­ волюционного сибирского быта, но и особенностей поведения различных со­ словий накануне и в период революции в специфических условиях сибирского революционного движения. Для этого понадобились долгие и долгие годы кро­ потливой черновой работы историка-ис- следователя, долгие годы вынашивания и обдумывания многочисленных сюжет­ ных линий романа. Читая сейчас первую часть «Хребтов Саянских», опубликован­ ную в «Красноярском альманахе» в 1940 г. (№ 1), и сравнивая её с первой частью издания 1954 г., наглядно ви­ дишь и рост мастерства писателя и иное отношение его к некоторым героям и со­ бытиям. Но об этом речь дальше. С. Сартаков, отдавший больше всего сил созданию историко-революционного романа, меньше всего похож на писате­ ля, отгородившегося историей от совре­ менности. Каждый писатель знает, как трудно оторваться от произведения, что­ бы, чувствуя потребность времени, напи­ сать иное — более необходимое сейчас, сегодня советскому читателю. Потреб­ ность отразить сегодняшний день своих современников, нарисовать их живые об­ разы многократно отрывала С. Сарта­ кова от написания исторического романа. Так появились книги «Каменный фунда­ мент (первая часть —• «Алексей Худоно- гов» — 45 г.), повесть для юношества «По Чунским порогам», повесть «Плот идёт на север», рассказы, собранные в книге «Село далёкое», и ряд пьес («Еди­ ным дыханием», «Песня над рекой», «Светит месяц» и др.). Все эти произведения объединены, по существу, одной темой — темой народа- строителя. * ** В рассказах об Алексее Худоногове, составивших в дальнейшем повесть «Ка­ менный фундамент», талант С. Сартако­ ва впервые проявился сильно и своеоб­ разно. Недаром именно эта книга ещё до появления второй и третьей частей «Хребтов Саянских» принесла ему заслу­ женную популярность. В рассказах о Худоногове решена ин­ тересная и важная задача — показано

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2