Сибирские огни, 1956, № 2
свой возраст. Особенно запоминалось то место, где Ефимчик рассказывал свой сон. Он увидел во сне Владимира Ильи ча Ленина и разговаривал с ним. Ко нечно же, разговор был серьёзный, по литический. Владимир Ильич сказал Ефимчику, что они воюют за хорошую жизнь, когда все простые люди переста нут голодать и в каше будет много мас ла. О каше с маслом Ефимчик говорил именно в тот момент, когда, полуобняв котелок, орудовал ложкой. Надо было видеть, с каким сожалением, тяжело вздохнув, произносила Булгакова фразу: «А пока вот без масла!..» И начинала есть с аппетитом, с азартом. Зрителю было ясно: верящий в светлое будущее Ефимчик готов стойко переносить лю бые трудности. * ** Более шестидесяти ролей сыграно Булгаковой ga двадцать пять лет рабо ты на сцене. Шестьдесят разных харак теров воплощено перед зрителями. Преодолевая временные затруднения, актриса неуклонно совершенствовалась. При этом постоянная близость к юному зрителю, неослабевающее общение с детьми помогают Зое Фёдоровне попол нять и обновлять жизненные впечатле ния. Одной из особенностей детского теат ра является его тесная связь с юным зрителем. Диспуты и обсуждения спек таклей, работа актива, частые встречи артистов со школьниками — вся эта ра бота, организуемая существующей в ТЮЗах педагогической частью, безуслов но облегчает актёрам проникновение в детскую психологию. Может быть это обстоятельство имеет немаловажное значение и в том, что не стареет с годами талант Зои Фёдоров ны, играющей именно детей. Ещё в 1938 году в Новосибирском ТЮЗе была впервые поставлена пьеса Е. Шварца «Красная шапочка». Роль Красной шапочки играла 3. Ф. Булга кова. В 1956 году спектакль «Красная ша почка» возобновлён ТЮЗом в четвёртый раз. Почти два десятка лет отделяет его от первой постановки, но и теперь роль Красной шапочки продолжает играть 3. Ф. Булгакова. За эти годы окрепл^о её мастерство, пополнился жизненный опыт, накопи лись наблюдения, а искренность, непо средственность, живость и, главное, не поддельность неотразимо-правдивых дет ских интонаций приобрели ещё боль шую выразительность. В первом действии Красная шапочка — Булгакова, приподымаясь на цыпоч ки, целует на прощанье маму и, как это часто бывает в жизни с детьми, особым рассудительным тоном, заимствованным у той же мамы, внушает ей, как вести себя, пока Красная шапочка гостит у ба бушки. Никогда Зоя Фёдоровна на протяже нии всей своей сценической деятельно сти не позволяла себе «подлаживаться» под детский тон, а вот жизненно-правди вое копирование ребёнком взрослых ин тонаций получается у неё чрезвычайно убедительно. Высокое мастерство позво ляет ей совершить это двойное перево площение. Она горько плачет от страха в тёмном лесу, старательно подбадривает зайца Белоуха, отважно идёт в атаку на волка;. Малыши трепещут за судьбу Красной шапочки. Вот в одном из рядов сидят три де вочки, очевидно, первоклассницы, и ма ленькая сестрёнка одной из них. Когда становятся ясными враждебные замыс лы Волка и Лисы против Красной ша почки, слышится голос: «А Лида-то уже почти плачет...» Старшая торопливо спрашивает младшую: «Лида, ты что это?» «Боюсь...», — громким шёпотом отвечает Лида, отвернувшись от сцены, чтобы не видеть гибели Красной шапоч ки. «Да ведь это всё понарошке! — не очень, впрочем, уверенно говорит се стра. — Смотри, смотри скорее!..» И Лида, так и не смахнув с ресниц не ус певшую пролиться слезу, вновь повора чивается к сцене. Но может быть динамически развёр тывающееся действие поневоле приковы вает внимание малышей, а обилие са мых разнообразных персонажей и острые столкновения между ними, есте ственно, держат зрителей в напряжении? Нет, дело не только в этом. В спектакле есть сцена, в которой Красная шапочка беседует с птицами, а они отвечают ей чириканьем. В течение достаточно долгого времени на сцене, кроме Булгаковой, никого нет — артист ка перед зрителями одна, и никакого со бытия не происходит, но свой «раз говор» с птицами Зоя Фёдоровна ведёт с такой убеждающей простотой и разно образием интонаций, что интерес к спек таклю ни на минуту не ослабевает и зри теля не покидает чувство полной досто верности происходящего. Неувядающая молодость дарования позволяет актрисе уже четверть века владеть сердцами своих зрителей, кото рые в награду за её весёлый, ясный та лант платят ей самой горячей любовью. «Любимица новосибирской детво ры!» — эти слова, характеризующие 3. Ф. Булгакову, не нуждаются в дока зательствах, хотя недостатка в них нет: десятки конвертов с неустоявшимся детским почерком приносит Зое Фёдо ровне ежедневная почта. Ученики и ученицы разных классов и школ шлют любимой актрисе благодарность за её вдохновенный труд, избиратели — юно ши и девушки обращаются к ней за поддержкой, помощью, советом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2