Сибирские огни, 1956, № 2

пришлось лишь закрепить эту сцену композиционно, «протянув» линию с шо­ коладкой до самого конца пьесы. Новосибирский ТЮЗ имеет хорошую традицию по созданию репертуара на основе пьес местных авторов. Так, имен­ но здесь впервые увидели свет рампы пьесы JI. Гераскиной «Аттестат зрело­ сти» и «Катринка и принц», пьесы ир­ кутского драматурга П. Маляревского «Репка» и «Жак Мольяр», пьеса «Твоя семья». И при участии в каждой из них 3. Ф. Булгакова не просто готовила роль, но творчески разрабатывала мате­ риал, помогая и авторам и режиссёру углублять и развивать образы. Лежебока. Кот-Васька в спектакле «Репка» получает хороший урок за из­ мену друзьям. Он старается исправить­ ся. Юные зрители всегда с неослабеваю­ щим интересом следили за поведением хитрого кота с очень мягкими, вкрадчи­ выми движениями и заискивающим мур­ лыканьем, которое тут же могло сме­ ниться злым фырканьем. Этот кот казал­ ся таким знакомым, таким домашним. Даже его безмолвный выход на сцепу рождал в зале весёлое оживление. Самые тонкие оттенки переживаний маленькой девочки Лены, разыскиваю­ щей отца в разворошённом войной мире, отлично передавались 3. Ф. Булгаковой в спектакле, который так и назывался «Девочка ищет отца». Смелая реши­ мость и неожиданный каприз, предве­ щающий тяжёлую болезнь, радость и страх — смена всех этих чувств происхо­ дила на глазах у зрителей удивительно естественно. В спектакле «Я хочу домой» ребят привлекал мужественный и непреклон­ ный Саша Бутузов. Убежав из фашист­ ского приюта, похожего на тюрьму, и пройдя через все преграды, вставшие на его пути, он возвращался на дорогую сердцу советскую Родину. В пьесе А. Яковлева «Пионер Павел Морозов», отражающей один из траги­ ческих эпизодов классовой борьбы в де­ ревне тридцатых годов, 3. Ф. Булгакова играла эпизодическую роль маленького Феди — брата Павла. Но несмотря на сравнительную краткость её пребывания на сцене, образ, создаваемый ею, надол­ го оставался в памяти. В одной из картин напуганный криком и тревогой в доме Федя, метнувшись из- под ног суетящихся взрослых, затихает в стороне на завалинке. Забывает о нём мать, занятая ошпарившим ноги Павлом, и сам Павел, страдающий от обиды и бо­ ли. На время забывает о нём и зритель. Но внезапно маленький человечек, се­ рым комочком примостившийся на зава­ линке, напоминает о себе по-детски не­ удержимо прорвавшимся плачем и .го­ рестным криком сквозь слёзы: «Пашка умрёт!» В первые минуты несчастья в ребён­ ке были только два чувства: испуг и же­ лание не попадаться «под горячую ру­ ку» взрослым. Эти чувства заслонили от него истинную трагическую сущность события. Но потом к нему, сидящему в одиночестве, пришло сознание того не­ счастья, которое постигло старшего бра­ та. Острая Жалость к нему и опасение за его судьбу, любовь, никогда не выска­ зываемая словами, и вырвали из груди мальчика этот отчаянный крик: «Пашка умрёт!» Впечатление, которого добивается ак­ триса в этом коротком эпизоде, огромно. Она произносит в нём всего два слова, но их подтекст глубок и жизненно-прав­ див. Цельный характер хорошего пионера Шуры Бадейкина создала Зоя Фёдоров­ на в спектакле «Красный галстук» С. Михалкова. До слёз трогательно про­ водила она сцену, когда Шура поздно ночью, придя в квартиру Вишняковых, говорил о смерти матери. Горе мальчи­ ка — немногословное, но сильное — чув­ ствовалось в каждом скупом жесте ак­ трисы, в наклоне головы, в том, ^как, опустив плечи, затихал Шура Бадейкин, не в силах ответить на ласковые, успо­ каивающие слова матери Валерия. И в то же время не просто жалостью, а ува­ жением к маленькому герою проникался весь зал, потому что 3. Ф. Булгакова удачно сочетала в характере Шуры Б а ­ дейкина доброту души с гордостью ма­ ленького советского гражданина. Едва осмелился эгоист Валерий обидеть Шу­ ру, попрекнув его куском хлеба, как Шура, не задумываясь, покинул дом Вишняковых, уверенный, что не пропа­ дёт в своей стране: «Ведь не в Амери­ ке я!»... Воспитывая в сегодняшних пионе­ рах и школьниках любовь к социалисти­ ческой Родине, ТЮЗ неизменно возвра­ щается к спектаклям, проникнутым ду­ хом революционной романтики. «Гастел­ ло», «Всадник, скачущий впереди», «Судьба барабанщика» и ряд других постановок продолжают эту линию. К тридцатилетию Октябрьской социа­ листической революции театром был по­ казан спектакль «Юность отцов». В пьесе Бориса Горбатова устанавли­ вается своеобразная связь двух поколе­ ний — отцов, которые в юности сража­ лись за советскую власть на фронтах гражданской войны, и детей, отстаивав­ ших завоевания Октября в борьбе про­ тив фашизма в Великой Отечественной войне. 3. Ф. Булгакова играла в этом спек­ такле роль простого энергичного парень­ ка Ефимчика, который, несмотря на свою молодость, вместе с первыми ком­ сомольцами вступил на путь революци­ онной борьбы. Актриса раскрыла проти­ воречивый характер Ефимчика, стремя­ щегося действовать по-взрослому, и в то же время бессильного зачастую скрыть

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2