Сибирские огни, 1956, № 2
пришлось лишь закрепить эту сцену композиционно, «протянув» линию с шо коладкой до самого конца пьесы. Новосибирский ТЮЗ имеет хорошую традицию по созданию репертуара на основе пьес местных авторов. Так, имен но здесь впервые увидели свет рампы пьесы JI. Гераскиной «Аттестат зрело сти» и «Катринка и принц», пьесы ир кутского драматурга П. Маляревского «Репка» и «Жак Мольяр», пьеса «Твоя семья». И при участии в каждой из них 3. Ф. Булгакова не просто готовила роль, но творчески разрабатывала мате риал, помогая и авторам и режиссёру углублять и развивать образы. Лежебока. Кот-Васька в спектакле «Репка» получает хороший урок за из мену друзьям. Он старается исправить ся. Юные зрители всегда с неослабеваю щим интересом следили за поведением хитрого кота с очень мягкими, вкрадчи выми движениями и заискивающим мур лыканьем, которое тут же могло сме ниться злым фырканьем. Этот кот казал ся таким знакомым, таким домашним. Даже его безмолвный выход на сцепу рождал в зале весёлое оживление. Самые тонкие оттенки переживаний маленькой девочки Лены, разыскиваю щей отца в разворошённом войной мире, отлично передавались 3. Ф. Булгаковой в спектакле, который так и назывался «Девочка ищет отца». Смелая реши мость и неожиданный каприз, предве щающий тяжёлую болезнь, радость и страх — смена всех этих чувств происхо дила на глазах у зрителей удивительно естественно. В спектакле «Я хочу домой» ребят привлекал мужественный и непреклон ный Саша Бутузов. Убежав из фашист ского приюта, похожего на тюрьму, и пройдя через все преграды, вставшие на его пути, он возвращался на дорогую сердцу советскую Родину. В пьесе А. Яковлева «Пионер Павел Морозов», отражающей один из траги ческих эпизодов классовой борьбы в де ревне тридцатых годов, 3. Ф. Булгакова играла эпизодическую роль маленького Феди — брата Павла. Но несмотря на сравнительную краткость её пребывания на сцене, образ, создаваемый ею, надол го оставался в памяти. В одной из картин напуганный криком и тревогой в доме Федя, метнувшись из- под ног суетящихся взрослых, затихает в стороне на завалинке. Забывает о нём мать, занятая ошпарившим ноги Павлом, и сам Павел, страдающий от обиды и бо ли. На время забывает о нём и зритель. Но внезапно маленький человечек, се рым комочком примостившийся на зава линке, напоминает о себе по-детски не удержимо прорвавшимся плачем и .го рестным криком сквозь слёзы: «Пашка умрёт!» В первые минуты несчастья в ребён ке были только два чувства: испуг и же лание не попадаться «под горячую ру ку» взрослым. Эти чувства заслонили от него истинную трагическую сущность события. Но потом к нему, сидящему в одиночестве, пришло сознание того не счастья, которое постигло старшего бра та. Острая Жалость к нему и опасение за его судьбу, любовь, никогда не выска зываемая словами, и вырвали из груди мальчика этот отчаянный крик: «Пашка умрёт!» Впечатление, которого добивается ак триса в этом коротком эпизоде, огромно. Она произносит в нём всего два слова, но их подтекст глубок и жизненно-прав див. Цельный характер хорошего пионера Шуры Бадейкина создала Зоя Фёдоров на в спектакле «Красный галстук» С. Михалкова. До слёз трогательно про водила она сцену, когда Шура поздно ночью, придя в квартиру Вишняковых, говорил о смерти матери. Горе мальчи ка — немногословное, но сильное — чув ствовалось в каждом скупом жесте ак трисы, в наклоне головы, в том, ^как, опустив плечи, затихал Шура Бадейкин, не в силах ответить на ласковые, успо каивающие слова матери Валерия. И в то же время не просто жалостью, а ува жением к маленькому герою проникался весь зал, потому что 3. Ф. Булгакова удачно сочетала в характере Шуры Б а дейкина доброту души с гордостью ма ленького советского гражданина. Едва осмелился эгоист Валерий обидеть Шу ру, попрекнув его куском хлеба, как Шура, не задумываясь, покинул дом Вишняковых, уверенный, что не пропа дёт в своей стране: «Ведь не в Амери ке я!»... Воспитывая в сегодняшних пионе рах и школьниках любовь к социалисти ческой Родине, ТЮЗ неизменно возвра щается к спектаклям, проникнутым ду хом революционной романтики. «Гастел ло», «Всадник, скачущий впереди», «Судьба барабанщика» и ряд других постановок продолжают эту линию. К тридцатилетию Октябрьской социа листической революции театром был по казан спектакль «Юность отцов». В пьесе Бориса Горбатова устанавли вается своеобразная связь двух поколе ний — отцов, которые в юности сража лись за советскую власть на фронтах гражданской войны, и детей, отстаивав ших завоевания Октября в борьбе про тив фашизма в Великой Отечественной войне. 3. Ф. Булгакова играла в этом спек такле роль простого энергичного парень ка Ефимчика, который, несмотря на свою молодость, вместе с первыми ком сомольцами вступил на путь революци онной борьбы. Актриса раскрыла проти воречивый характер Ефимчика, стремя щегося действовать по-взрослому, и в то же время бессильного зачастую скрыть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2