Сибирские огни, 1956, № 2
сцене вызывало восхищённый приём зри телей. С такой оценкой игры Булгаковой мы вообще встречаемся очень часто. Пере бирая многочисленные вырезки из газет, нередко уже пожелтевшие от времени листки, невольно удивляешься, как са мые разные люди — зрители и критики — в самые разные годы видевшие на сцене 3. Ф. Булгакову, фактически пи шут об одном и том же, восхищённые искренней, правдивой, обаятельной иг рой актрисы. «Большой теплотой и проникновен ностью веет от её игры, —•читаем мы в одной из рецензий на давний спектакль «Синяя птица». — Мелодичный звонкий голос, подлинная детская грация помога ют Булгаковой создать запоминающийся образ прелестной девочки Митиль». «3. Ф. Булгакова, вообще отличаю щаяся большим уменьем проникнуть в психологию действующего лица, ведёт роль Оливера Твиста с изумительным тактом и задушевностью», — отмечает другой рецензент. Ленинградская газета в период вы ступления Булгаковой на Всесоюзном смотре отмечала: «Игра Булгаковой до предела искренняя. В ней нет ни еди ной фальшивой ноты». А московский критик писал прямо: «Москва впервые увидела редкое актёр ское дарование, каким обладает актриса 3. Булгакова». Подобные отзывы продолжает вызы вать игра актрисы до сих пор. Говоря о послевоенном спектакле ТЮЗа — о сказ ке С. Маршака «Двенадцать месяцев», критик Л. Левин писал, что «Булгакова играет свою роль с удивительной непо средственностью, благодаря чему образ юной королевы становится главной ак тёрской удачей спектакля». «Особенно полно проявляет мастер ство Булгакова...» «Необходимо выделить превосходную игру Булгаковой...» Поразительное сходство этих востор женных оценок не случайно. Ими объек тивно утверждается самое главное, веду щее начало таланта Зои Фёдоровны — её неподдельная искренность на сцене. Искренняя . увлечённость происходя щим на сцене свойственна актрисе Бул гаковой в равной мере как Булгакову- человека характеризует страстная за интересованность всем происходящим вокруг неё в жизни. * # * Одному из авторов этой статьи в тече ние довольно продолжительного времени в репетиционный период привелось наблюдать за работой Зои Фёдоровны над ролью мальчика-семиклассника. Роль Васи Фролова не была главной, её можно назвать скорее эпизодиче ской1. И тем не менее с первого момен та репетиции, когда режиссёр и артисты собрались за столом для первоначально го освоения текста, 3. Ф. Булгакова от носилась к своей работе с необыкновен ной вдумчивостью. Кропотливо, картина за картиной, разбиралась она в сущест ве характера шустрого, но деловитого «Фролика». Нередко можно было ви деть, как, сосредоточенно нахмурившись, молча сидела она перед своей тетрад кой, словно стремясь в скупых словах текста найти подтверждение собствен ным мыслям о роли. И когда однажды режиссёр в ходе репетиции спросил у Зои Фёдоровны, как она представляет себе Васю Фролова, кто его родите.ли , как он одет, какая у него обстановка до ма, она без всякого затруднения дала точный ответ. Исходя из имевшегося в пьесе материала, актриса силой своего воображения дополнила образ Васи Фро лова конкретными деталями, без кото рых она не смогла бы правдиво вопло тить образ на сцене. Так постепенно «вживаясь» в харак тер, актриса обретала и необходимые ин тонации, и выразительные жесты. Интересен такой случай. В пьесе мно го говорилось о воспитании ребятами си лы воли. После одной из репетиций уже на сцене театра в адрес автора разда лась справедливая критика: слов о том, что ребята развивают волю, много, а в- действии это почти нигде не показано. Зоя Фёдоровна улыбнулась. У неё как бы мелькнула забавная идея, которую ей хотелось ещё проверить. На другой день была репетиция как раз такой картины, где ребята рассказывают, как они разви вают волю. И вдруг неожиданно для ре жиссёра и для актёров Вася Фролов — Булгакова, лукаво улыбнувшись, вы таскивает из кармана пиджака что-то по хожее на плитку шоколада и, с гордым видом показывая её, говорит: -— Видали? Шоколад! Ванильный. Мне хочется его съесть, а я не ем. Вот понюхаю и — спасибо! И с невозмутимым спокойствием, по нюхав шоколадку, Булгакова спрятала её обратно в карман. Не столько слова, придуманные ею на ходу, сколько именно этот жест, отчёт ливо передающий душевную борьбу мальчишки, не без сожаления, но с не преклонностью отказывающегося от шо коладки, вызвал у всех присутствую щих весёлый смех. Эта сцена, убеди тельно демонстрирующая силу воли мальчишки, неизменно сейчас вызывает смех и в зрительном зале. Она прочно вошла в спектакль, потому что была про диктована не желанием просто рассме шить зрителей, а глубоким пониманием актрисой Булгаковой душевного движе ния подростка. Автору в дальнейшем 1 Пьеса Ю. Сальникова « Т в о я с е м ь я». (Прим. редакции).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2