Сибирские огни, 1956, № 2

сцене вызывало восхищённый приём зри­ телей. С такой оценкой игры Булгаковой мы вообще встречаемся очень часто. Пере­ бирая многочисленные вырезки из газет, нередко уже пожелтевшие от времени листки, невольно удивляешься, как са­ мые разные люди — зрители и критики — в самые разные годы видевшие на сцене 3. Ф. Булгакову, фактически пи­ шут об одном и том же, восхищённые искренней, правдивой, обаятельной иг­ рой актрисы. «Большой теплотой и проникновен­ ностью веет от её игры, —•читаем мы в одной из рецензий на давний спектакль «Синяя птица». — Мелодичный звонкий голос, подлинная детская грация помога­ ют Булгаковой создать запоминающийся образ прелестной девочки Митиль». «3. Ф. Булгакова, вообще отличаю­ щаяся большим уменьем проникнуть в психологию действующего лица, ведёт роль Оливера Твиста с изумительным тактом и задушевностью», — отмечает другой рецензент. Ленинградская газета в период вы­ ступления Булгаковой на Всесоюзном смотре отмечала: «Игра Булгаковой до предела искренняя. В ней нет ни еди­ ной фальшивой ноты». А московский критик писал прямо: «Москва впервые увидела редкое актёр­ ское дарование, каким обладает актриса 3. Булгакова». Подобные отзывы продолжает вызы­ вать игра актрисы до сих пор. Говоря о послевоенном спектакле ТЮЗа — о сказ­ ке С. Маршака «Двенадцать месяцев», критик Л. Левин писал, что «Булгакова играет свою роль с удивительной непо­ средственностью, благодаря чему образ юной королевы становится главной ак­ тёрской удачей спектакля». «Особенно полно проявляет мастер­ ство Булгакова...» «Необходимо выделить превосходную игру Булгаковой...» Поразительное сходство этих востор­ женных оценок не случайно. Ими объек­ тивно утверждается самое главное, веду­ щее начало таланта Зои Фёдоровны — её неподдельная искренность на сцене. Искренняя . увлечённость происходя­ щим на сцене свойственна актрисе Бул­ гаковой в равной мере как Булгакову- человека характеризует страстная за­ интересованность всем происходящим вокруг неё в жизни. * # * Одному из авторов этой статьи в тече­ ние довольно продолжительного времени в репетиционный период привелось наблюдать за работой Зои Фёдоровны над ролью мальчика-семиклассника. Роль Васи Фролова не была главной, её можно назвать скорее эпизодиче­ ской1. И тем не менее с первого момен­ та репетиции, когда режиссёр и артисты собрались за столом для первоначально­ го освоения текста, 3. Ф. Булгакова от­ носилась к своей работе с необыкновен­ ной вдумчивостью. Кропотливо, картина за картиной, разбиралась она в сущест­ ве характера шустрого, но деловитого «Фролика». Нередко можно было ви­ деть, как, сосредоточенно нахмурившись, молча сидела она перед своей тетрад­ кой, словно стремясь в скупых словах текста найти подтверждение собствен­ ным мыслям о роли. И когда однажды режиссёр в ходе репетиции спросил у Зои Фёдоровны, как она представляет себе Васю Фролова, кто его родите.ли , как он одет, какая у него обстановка до­ ма, она без всякого затруднения дала точный ответ. Исходя из имевшегося в пьесе материала, актриса силой своего воображения дополнила образ Васи Фро­ лова конкретными деталями, без кото­ рых она не смогла бы правдиво вопло­ тить образ на сцене. Так постепенно «вживаясь» в харак­ тер, актриса обретала и необходимые ин­ тонации, и выразительные жесты. Интересен такой случай. В пьесе мно­ го говорилось о воспитании ребятами си­ лы воли. После одной из репетиций уже на сцене театра в адрес автора разда­ лась справедливая критика: слов о том, что ребята развивают волю, много, а в- действии это почти нигде не показано. Зоя Фёдоровна улыбнулась. У неё как бы мелькнула забавная идея, которую ей хотелось ещё проверить. На другой день была репетиция как раз такой картины, где ребята рассказывают, как они разви­ вают волю. И вдруг неожиданно для ре­ жиссёра и для актёров Вася Фролов — Булгакова, лукаво улыбнувшись, вы­ таскивает из кармана пиджака что-то по­ хожее на плитку шоколада и, с гордым видом показывая её, говорит: -— Видали? Шоколад! Ванильный. Мне хочется его съесть, а я не ем. Вот понюхаю и — спасибо! И с невозмутимым спокойствием, по­ нюхав шоколадку, Булгакова спрятала её обратно в карман. Не столько слова, придуманные ею на ходу, сколько именно этот жест, отчёт­ ливо передающий душевную борьбу мальчишки, не без сожаления, но с не­ преклонностью отказывающегося от шо­ коладки, вызвал у всех присутствую­ щих весёлый смех. Эта сцена, убеди­ тельно демонстрирующая силу воли мальчишки, неизменно сейчас вызывает смех и в зрительном зале. Она прочно вошла в спектакль, потому что была про­ диктована не желанием просто рассме­ шить зрителей, а глубоким пониманием актрисой Булгаковой душевного движе­ ния подростка. Автору в дальнейшем 1 Пьеса Ю. Сальникова « Т в о я с е м ь я». (Прим. редакции).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2