Сибирские огни, 1956, № 2

молчит. Её слов он как будто и не слы­ шит. Оживление Герды начинает спа­ дать. В её вопросах уже звучат какие- то жалобные интонации: «Ней, ты пом­ нишь?..» Нет, Ней не помнит, ничего не помнит! Вот голосок Герды—Булгако­ вой дрогнул, и, почти всхлипывая, она доканчивает какой-то весёлый рассказ про общих друзей... Но ей нельзя поддаваться отчаянью: ведь отступить для неё — значит поте­ рять друга своих детских игр, потерять Кея — живого мальчика. И, собравшись с силами, она вновь рассказывает о том милом мире, в котором живёт и из кото­ рого по чужой злой воле ушёл недавно Кей. Она увлекается сама, голос её крепнет, она заразительно смеётся — в эти минуты она уверена, что Кей услышит её, не может не услышать! «Дома — весна, прилетели ласточки и вьют гнёзда. А небо чистое, чистое, как будто оно умылось». Но Кей продолжа­ ет оставаться безучастным. Рассказ Герды становится сбивчивым. И вдруг, что это? Кей беспокойно вздрагивает. Он действительно начинает прислушивать­ ся к её словам и, как бы впервые уви­ дев девочку, громко кричит: «Герда!» В ответном ликующем возгласе — «Кей!» — сливаются радость встречи и радость одной из самых трудных побед. В громе аплодисментов тонет этот крик. Самые лучшие человеческие чув­ ства вызваны к жизни актрисой у ма­ леньких зрителей. Ей удалось расто­ пить не только сердце Кея. Но это ещё не всё. Волшебство, имя которому искус­ ство, продолжается. Герда уводит Кея из дворца. Тот невероятный внутренний огонь, который помог ей одержать побе­ ду над холодом и горение которого Она поддерживала в себе огромным напряже­ нием воли, теперь бессильно падает. Нет, не героиня, одолевшая злые силы, уводит Кея домой, а маленькая девочка, которая выбилась из сил от непомерного подвига, маленькая плачущая девочка, которая, по-детски всхлипывая, продол­ жает ещё лепетать какие-то ободряющие слова о предстоящих им радостях. Не только большое дарование помогло сделать актрисе эту непревзойдённую по искренности и выразительности сцену. Один талант был бы бессилен передать такие разнообразные оттенки правдивых чувств. Умная наблюдательность, интуиция художника, знание детской психологии и поразительное мастерство придали этой работе безошибочность и ювелирную тонкость отделки. * * * Настоящий художник, страстно же­ лающий работать на благо народа, ни­ когда не бывает равнодушным к общест­ венной жизни своей эпохи. Воспитанная советской школой и Ле­ нинским комсомолом, Зоя Фёдоровна Булгакова активно участвует во всех со­ бытиях, которыми живут окружающий её коллектив театра, зрители, вся страна. В течение долгого времени, избранная комсоргом ТЮЗа, она являлась вожаком молодёжи. В качестве члена художест­ венного совета, созданного при театре, Зоя Фёдоровна принимает деятельное участие в обсуждении важнейших твор­ ческих вопросов. В 1939 году трудящиеся Новосибир­ ска единодушно избрали Зою Фёдоровну депутатом городского Совета. В годы Великой Отечественной войны, выехав вместе с театром в Кузбасс, в Анжеро-Судженске Зоя Фёдоровна не только участвует в спектаклях на сцене театра, но проводит огромную работу по обслуживанию кузбасских шахтёров кон­ цертными выступлениями непосред­ ственно на раскомандировках и в клу­ бах. Энергично работала Зоя Фёдоровна Булгакова в годы войны в качестве председателя шефской комиссии, орга­ низуя концерты для госпиталей и для частей Советской Армии. В 1942 году в жизни артистки Булга­ ковой произошло значительное и вол­ нующее событие — она вступила в ря­ ды Коммунистической партии Советско­ го Союза. Неутомимо продолжала она общение со своими избирателями. Едва кончался спектакль, как артистка, сняв грим, спе­ шила на свой участок. С помощью го­ родского Совета и других организаций она оказывала помощь семьям и шко­ лам. Нужды и запросы избирателей ни­ когда не были безразличны Булгаковой, и многочисленные благодарные письма от фронтовиков — свидетельство её чут­ кого подхода к людям и оперативной де­ путатской деятельности. Недаром изби­ ратели так же единодушно выбрали Зою Фёдоровну своим депутатом и после вой­ ны, в 1947 году. А памятный для всех нас 1945 год — год Победы — был для Булгаковой ознаменован ещё и тем, что Советское правительство, высоко оценив творче­ скую и общественную деятельность ак­ трисы, присвоило ей звание заслужен­ ной артистки РСФСР. Лучшими спектаклями военного перио­ да для Новосибирского ТЮЗа были ге­ роические посуановки: «Русские люди» и «Парень из~нашего города» К. Симо­ нова, «Давным-давно» А. Гладкова, «Илья-Муромец» и прославленное сре­ ди ребят гайдаровское произведение «Тимур и его команда». Чудесный образ боевой, полной юмора и находчивости, хлопотливой и задорной девочки Жени создала в спектакле «Ти­ мур и его команда» Зоя Фёдоровна. В рецензии на этот спектакль говорится, что каждое появление Булгаковой на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2