Сибирские огни, 1956, № 2
молчит. Её слов он как будто и не слы шит. Оживление Герды начинает спа дать. В её вопросах уже звучат какие- то жалобные интонации: «Ней, ты пом нишь?..» Нет, Ней не помнит, ничего не помнит! Вот голосок Герды—Булгако вой дрогнул, и, почти всхлипывая, она доканчивает какой-то весёлый рассказ про общих друзей... Но ей нельзя поддаваться отчаянью: ведь отступить для неё — значит поте рять друга своих детских игр, потерять Кея — живого мальчика. И, собравшись с силами, она вновь рассказывает о том милом мире, в котором живёт и из кото рого по чужой злой воле ушёл недавно Кей. Она увлекается сама, голос её крепнет, она заразительно смеётся — в эти минуты она уверена, что Кей услышит её, не может не услышать! «Дома — весна, прилетели ласточки и вьют гнёзда. А небо чистое, чистое, как будто оно умылось». Но Кей продолжа ет оставаться безучастным. Рассказ Герды становится сбивчивым. И вдруг, что это? Кей беспокойно вздрагивает. Он действительно начинает прислушивать ся к её словам и, как бы впервые уви дев девочку, громко кричит: «Герда!» В ответном ликующем возгласе — «Кей!» — сливаются радость встречи и радость одной из самых трудных побед. В громе аплодисментов тонет этот крик. Самые лучшие человеческие чув ства вызваны к жизни актрисой у ма леньких зрителей. Ей удалось расто пить не только сердце Кея. Но это ещё не всё. Волшебство, имя которому искус ство, продолжается. Герда уводит Кея из дворца. Тот невероятный внутренний огонь, который помог ей одержать побе ду над холодом и горение которого Она поддерживала в себе огромным напряже нием воли, теперь бессильно падает. Нет, не героиня, одолевшая злые силы, уводит Кея домой, а маленькая девочка, которая выбилась из сил от непомерного подвига, маленькая плачущая девочка, которая, по-детски всхлипывая, продол жает ещё лепетать какие-то ободряющие слова о предстоящих им радостях. Не только большое дарование помогло сделать актрисе эту непревзойдённую по искренности и выразительности сцену. Один талант был бы бессилен передать такие разнообразные оттенки правдивых чувств. Умная наблюдательность, интуиция художника, знание детской психологии и поразительное мастерство придали этой работе безошибочность и ювелирную тонкость отделки. * * * Настоящий художник, страстно же лающий работать на благо народа, ни когда не бывает равнодушным к общест венной жизни своей эпохи. Воспитанная советской школой и Ле нинским комсомолом, Зоя Фёдоровна Булгакова активно участвует во всех со бытиях, которыми живут окружающий её коллектив театра, зрители, вся страна. В течение долгого времени, избранная комсоргом ТЮЗа, она являлась вожаком молодёжи. В качестве члена художест венного совета, созданного при театре, Зоя Фёдоровна принимает деятельное участие в обсуждении важнейших твор ческих вопросов. В 1939 году трудящиеся Новосибир ска единодушно избрали Зою Фёдоровну депутатом городского Совета. В годы Великой Отечественной войны, выехав вместе с театром в Кузбасс, в Анжеро-Судженске Зоя Фёдоровна не только участвует в спектаклях на сцене театра, но проводит огромную работу по обслуживанию кузбасских шахтёров кон цертными выступлениями непосред ственно на раскомандировках и в клу бах. Энергично работала Зоя Фёдоровна Булгакова в годы войны в качестве председателя шефской комиссии, орга низуя концерты для госпиталей и для частей Советской Армии. В 1942 году в жизни артистки Булга ковой произошло значительное и вол нующее событие — она вступила в ря ды Коммунистической партии Советско го Союза. Неутомимо продолжала она общение со своими избирателями. Едва кончался спектакль, как артистка, сняв грим, спе шила на свой участок. С помощью го родского Совета и других организаций она оказывала помощь семьям и шко лам. Нужды и запросы избирателей ни когда не были безразличны Булгаковой, и многочисленные благодарные письма от фронтовиков — свидетельство её чут кого подхода к людям и оперативной де путатской деятельности. Недаром изби ратели так же единодушно выбрали Зою Фёдоровну своим депутатом и после вой ны, в 1947 году. А памятный для всех нас 1945 год — год Победы — был для Булгаковой ознаменован ещё и тем, что Советское правительство, высоко оценив творче скую и общественную деятельность ак трисы, присвоило ей звание заслужен ной артистки РСФСР. Лучшими спектаклями военного перио да для Новосибирского ТЮЗа были ге роические посуановки: «Русские люди» и «Парень из~нашего города» К. Симо нова, «Давным-давно» А. Гладкова, «Илья-Муромец» и прославленное сре ди ребят гайдаровское произведение «Тимур и его команда». Чудесный образ боевой, полной юмора и находчивости, хлопотливой и задорной девочки Жени создала в спектакле «Ти мур и его команда» Зоя Фёдоровна. В рецензии на этот спектакль говорится, что каждое появление Булгаковой на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2