Сибирские огни, 1956, № 2

была выражена одним из героев, произ­ носившим слова: И когда единственного друга Я просил у Родины моей, Шёл ко мне сквозь ветры и сквозь вьюгу Миллион единственных друзей! Сила дружбы и самоотверженного служения народу воспитывала в юных зрителях будущих стойких защитников социалистического отечества. Огромным успехом пользовался у но­ восибирски^ детей спектакль «Пионер­ ская застава», поставленный ещё в 1939 году. 3. Ф. Булгакова играла Фе- дюшку — одного из тех колхозных ре­ бят, которые с опасностью для жизни задерживали и разоблачали врагов — пе­ ребежчиков границы. Сочувствовали юные зрители и ма­ ленькому Оливеру Твисту, который то­ мился в стенах приюта. Как радовались они, когда прямодушный и смелый Оли­ вер задавал изрядную трёпку более сильному противнику за то, что тот по­ смел плохо отозваться о его матери. А какую ненависть к угнетателям нег­ ров вызывал у советских детей спек­ такль по известному роману Бичер-Стоу — «Хижина дяди Тома». До сих пор не могут без волнения вспоминать повзрос­ левшие, посуровевшие с годами люди то, как почти двадцать лет тому назад играла Топси — Булгакова в сцене аук­ циона, когда продают чёрного Тома. ' Разнообразен был репертуар Новоси­ бирского ТЮЗа с первых лет его суще­ ствования. И не только в пьесах совет­ ских авторов, не только в инсценировках известных романов Диккенса или Бичер- Стоу приходилось играть Зое Фёдоров­ не. С 1935 года в репертуар ТЮЗа проч­ но вошла сказка: тогда впервые был по­ ставлен «Конёк-горбунок», за ним «Си­ няя птица» М. Метерлинка, «Кот в сапо­ гах» Макарьева, «Снегурочка» А. Н. Островского, «Снежная королева» Е. Шварца. Впервые в «Снегурочке» Островского 3. Ф. Булгакова, игравшая до сих пор только девочек и мальчиков, сыграла «нетравестийную» роль Снегурочки. Эта работа являлась для неё качественно но­ вым, неиспытанным материалом, и ак­ триса с честью справилась с ним. С большим внутренним накалом прово­ дила она последнюю сцену, когда Снегу­ рочка, почувствовав пламя всесжигаю- щей любви, произносила: Но что со мной? Блаженство или смерть? ...О мать-весна, благодарю за радость, За сладкий дар любйи! Прекрасная поэтичная сказка Остров­ ского волнующе звучала со сцены те- атра. Десятилетний итог работы Новосибир­ ского ТЮЗа был подведён успешным по- I I . «Сибирские огни» № 2. казом на Всесоюзном смотре детских те­ атров в Москве двух значительных спек­ таклей: «Как закалялась сталь» с арти­ стом В. Макаровым в роли Павла Кор­ чагина и «Снежная королева» с 3. Ф. Булгаковой в роли Герды. Десятилетний юбилей театра одновре­ менно подводил черту десятилетней ра­ боты молодой актрисы. К этому времени 3. Ф. Булгакова по праву заняла одно из ведущих мест в коллективе театра. Сыграв 2 7 -различных ролей, обогащён­ ная опытом, полная сил и энергии, по­ ехала Зоя Фёдоровна в Москву, и её выступления перед столичным зрителем, без преувеличения можно сказать, были настоящим триумфом. Роль Герды в «Снежной королеве» была для Булгаковой такой ролью, кото­ рая знаменовала' большой внутренний рост актрисы, открывала новые стороны её незаурядного дарования. Сказка Андерсена, инсценированная Е. Шварцем, рассказывает о победе го­ рячего человеческого сердца, способного своей любовью растопить даже лёд. В этом спектакле есть сцена, в кото­ рой внучка старой прачки, маленькая Герда, преодолевая всё новые препят­ ствия, проникает во дворец Снежной ко­ ролевы. Она ищет своего брата — мальчика Кея, сердце которого Снежная королева превратила в кусок льда. Он где-то здесь, близко, Герда знает это! Но её по­ искам мешает встреча с королём. Этот грубый человек, злой и трусливый, пы­ тается остановить девочку, схватить её за руку, заманить к себе, чтобы заточить в подземелье. — Сюда! Слышишь ты, цыплёнок?— презрительно кричит король. — Я вас прошу не кричать на ме­ ня, — с неподражаемым чувством соб­ ственного достоинства, без тени страха, спокойно и вежливо говорит Герда — Булгакова. Ребята в зале весело хохо­ чут. «Так, Герда, не бойся его!» Они по­ нимают, что Гердой одержана над коро­ лём моральная победа. Но вот Герда наконец находит Кея, который сидит на ледяном троне и смот­ рит на неё безучастно и холодно — ведь теперь у него не сердце, а кусок льда! Как растопить этот лёд? Как заставить Кея вспомнить его прежнюю жизнь и всё, что они оба так любили когда-то? И вот в этой сцене начинается то, что трудно назвать просто хорошей игрой та­ лантливой актрисы. Зритель забывает, что он в театре. Перед ним живая девоч­ ка, в которой борются и сменяют друг друга надежда, жалость, досада и отча­ янье. Вот Герда неповторимым по непо­ средственности движением обнимает Кея и, заглядывая ему в глаза, оживлённо рассказывает о всех маленьких ново­ стях их двора и о друзьях, с которыми они играли вместе. Она полна решимо­ сти и не собирается отступать. Но Кей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2