Сибирские огни, 1956, № 2
была выражена одним из героев, произ носившим слова: И когда единственного друга Я просил у Родины моей, Шёл ко мне сквозь ветры и сквозь вьюгу Миллион единственных друзей! Сила дружбы и самоотверженного служения народу воспитывала в юных зрителях будущих стойких защитников социалистического отечества. Огромным успехом пользовался у но восибирски^ детей спектакль «Пионер ская застава», поставленный ещё в 1939 году. 3. Ф. Булгакова играла Фе- дюшку — одного из тех колхозных ре бят, которые с опасностью для жизни задерживали и разоблачали врагов — пе ребежчиков границы. Сочувствовали юные зрители и ма ленькому Оливеру Твисту, который то мился в стенах приюта. Как радовались они, когда прямодушный и смелый Оли вер задавал изрядную трёпку более сильному противнику за то, что тот по смел плохо отозваться о его матери. А какую ненависть к угнетателям нег ров вызывал у советских детей спек такль по известному роману Бичер-Стоу — «Хижина дяди Тома». До сих пор не могут без волнения вспоминать повзрос левшие, посуровевшие с годами люди то, как почти двадцать лет тому назад играла Топси — Булгакова в сцене аук циона, когда продают чёрного Тома. ' Разнообразен был репертуар Новоси бирского ТЮЗа с первых лет его суще ствования. И не только в пьесах совет ских авторов, не только в инсценировках известных романов Диккенса или Бичер- Стоу приходилось играть Зое Фёдоров не. С 1935 года в репертуар ТЮЗа проч но вошла сказка: тогда впервые был по ставлен «Конёк-горбунок», за ним «Си няя птица» М. Метерлинка, «Кот в сапо гах» Макарьева, «Снегурочка» А. Н. Островского, «Снежная королева» Е. Шварца. Впервые в «Снегурочке» Островского 3. Ф. Булгакова, игравшая до сих пор только девочек и мальчиков, сыграла «нетравестийную» роль Снегурочки. Эта работа являлась для неё качественно но вым, неиспытанным материалом, и ак триса с честью справилась с ним. С большим внутренним накалом прово дила она последнюю сцену, когда Снегу рочка, почувствовав пламя всесжигаю- щей любви, произносила: Но что со мной? Блаженство или смерть? ...О мать-весна, благодарю за радость, За сладкий дар любйи! Прекрасная поэтичная сказка Остров ского волнующе звучала со сцены те- атра. Десятилетний итог работы Новосибир ского ТЮЗа был подведён успешным по- I I . «Сибирские огни» № 2. казом на Всесоюзном смотре детских те атров в Москве двух значительных спек таклей: «Как закалялась сталь» с арти стом В. Макаровым в роли Павла Кор чагина и «Снежная королева» с 3. Ф. Булгаковой в роли Герды. Десятилетний юбилей театра одновре менно подводил черту десятилетней ра боты молодой актрисы. К этому времени 3. Ф. Булгакова по праву заняла одно из ведущих мест в коллективе театра. Сыграв 2 7 -различных ролей, обогащён ная опытом, полная сил и энергии, по ехала Зоя Фёдоровна в Москву, и её выступления перед столичным зрителем, без преувеличения можно сказать, были настоящим триумфом. Роль Герды в «Снежной королеве» была для Булгаковой такой ролью, кото рая знаменовала' большой внутренний рост актрисы, открывала новые стороны её незаурядного дарования. Сказка Андерсена, инсценированная Е. Шварцем, рассказывает о победе го рячего человеческого сердца, способного своей любовью растопить даже лёд. В этом спектакле есть сцена, в кото рой внучка старой прачки, маленькая Герда, преодолевая всё новые препят ствия, проникает во дворец Снежной ко ролевы. Она ищет своего брата — мальчика Кея, сердце которого Снежная королева превратила в кусок льда. Он где-то здесь, близко, Герда знает это! Но её по искам мешает встреча с королём. Этот грубый человек, злой и трусливый, пы тается остановить девочку, схватить её за руку, заманить к себе, чтобы заточить в подземелье. — Сюда! Слышишь ты, цыплёнок?— презрительно кричит король. — Я вас прошу не кричать на ме ня, — с неподражаемым чувством соб ственного достоинства, без тени страха, спокойно и вежливо говорит Герда — Булгакова. Ребята в зале весело хохо чут. «Так, Герда, не бойся его!» Они по нимают, что Гердой одержана над коро лём моральная победа. Но вот Герда наконец находит Кея, который сидит на ледяном троне и смот рит на неё безучастно и холодно — ведь теперь у него не сердце, а кусок льда! Как растопить этот лёд? Как заставить Кея вспомнить его прежнюю жизнь и всё, что они оба так любили когда-то? И вот в этой сцене начинается то, что трудно назвать просто хорошей игрой та лантливой актрисы. Зритель забывает, что он в театре. Перед ним живая девоч ка, в которой борются и сменяют друг друга надежда, жалость, досада и отча янье. Вот Герда неповторимым по непо средственности движением обнимает Кея и, заглядывая ему в глаза, оживлённо рассказывает о всех маленьких ново стях их двора и о друзьях, с которыми они играли вместе. Она полна решимо сти и не собирается отступать. Но Кей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2