Сибирские огни, 1956, № 2
бассе несколько лет подряд. В это вре мя среди артистов, полюбившихся куз басским ребятам, была, конечно, уже и Зоя Фёдоровна Булгакова. Но во время самой первой гастроли театра, оставленная в Новосибирске, по дававшая успехи в учёбе, но ещё ни ра зу не выступившая на сцене, будущая артистка переживала такое огорчение и такие сомнения в своих сценических возможностях, что у неё мелькали мыс ли: а верный ли она избрала для себя путь? Жизнь очень скоро развеяла эти необоснованные сомнения. Уже на втором году учёбы Зое Фёдо ровне поручили значительную роль в пьесе Шестакова «Аул Гидже»: роль де вочки Эне-Гуль. Тяжёлую судьбу Эне-Гуль, угнетае мой старым злым баем, было не так-то просто передать жизнерадостной комсо молке, выросшей в свободной Советской стране. Постепенно артистка создавала в своём воображении портрет, характер, трагедию героини. И то, что так долго ус кользало от неё, было, наконец, найдено! Особенно не давался ей плач: по ходу пьесы Эне-Гуль плачет, и Зоя Фёдоров на выбивалась из сил, стараясь передать горечь этих слёз. Однажды вечером Зоя Фёдоровна шла домой, по дороге снова и снова продумывая свою роль, и так ^увлеклась, что не заметила, как запла кала. Опомнилась она, когда один из прохожих положил ей руку на плечо и ласково спросид: — Ты что плачешь, девочка? Зоя Фёдоровна смутилась и убежала. Зато на другой день на репетиции она порадовала режиссёра — плакала в сво ей роли очень убедительно. Так началась упорная театральная ра бота — долгие, мучительные искания, не удачи, счастливые находки и снова иска ния... Для успешной работы артисту нужно очень много знать, много уметь, глубоко чувствовать. Для успешной работы ар тисткам «травести», женщинам, играю щим на сцене роли детей, необходимо знать и уметь ещё больше. А душу ре бёнка надо чувствовать и понимать так хорошо, чтобы нигде не допустить ни ма лейшей фальши, искусственного наигры ша, неверной, нежизненной интонации. Зрители-дети чутки ко всякой подоб ной «неправде» на сцене. Спектакль воз действует на них прежде всего в зависи мости от того, верят они или не верят, что на сцене течёт самая «взаправдаш няя» жизнь. Как же велика ответственность актё ра, выходящего на сцену перед детьми! Зоя Фёдоровна Булгакова с первых шагов в театре относилась к своей ра боте с огромной серьёзностью и вдумчи востью, с глубоким пониманием сложной задачи, которая стоит перед детским те атром. Каждая новая роль была для неё шагом вперёд, освоением ещё неизве данных возможностей своего таланта и в то же время практическим применением приобретённых до этого знаний. В роли мальчика Альберта в пьесе «Против масс» Дэля — в одной из пер вых работ Булгаковой — ей помогло уменье жонглировать. А для роли Кота в сапогах Зоя Фёдоровна специально обучалась искусству фехтования. Но, конечно же, самым главным было не это приобретение внешних навыков, помогающих актёру действовать на сце не. Главным было проникновение в ду шу ребёнка, отражение его внутренней жизни. Трудно было не повторяться: ведь де ти, при всём различии их характеров, всегда дети. Их кругозор, уровень зна ний и даже особенности проявления ха рактеров определяются в конечном ито ге почти одинаковым жизненным опы том. Трудно найти в характере каждого мальчика, каждой девочки, которых при ходится играть, особенные черты, чтобы сделать героев не похожими друг на друга, чтобы они не напоминали зрите лям образ, сыгранный уже вчера. Необ ходимо было упорно бороться и со штам пами, когда сами собой напрашивались на повторение приём или деталь в обри совке юного героя, уже использованные в предыдущей роли. Зоя Фёдоровна стремилась каждую роль сыграть по-новому — свежо и не повторимо. Не всегда ей это удавалось, бывали и срывы, но в большинстве ролей она добивалась искренней и правдивой игрой глубокого раскрытия образа. Десятки мальчиков и девочек с их пе реживаниями, поступками и мечтами, как живые, возникали и действовали пе ред глазами других мальчиков и дево чек, заполняющих зрительный зал. И не даром игра Булгаковой всякий раз бу дит в детях самый горячий отклик. Образцом для подражания всем пио нерам и школьникам, видевшим ещё до войны в Новосибирском ТЮЗе спек такль «Сказка» М. Светлова, был маль чик Шурик. Это одна из любимых ролей артистки Булгаковой. — В Шурике, — говорит она, — за ложены замечательные качества — твор ческая энергия, любознательность, сме лость и чуткость. Он, конечно, ещё ребё нок со всеми чертами, присущими две надцатилетнему возрасту, но он стре мится быть взрослым. Его поступки вы зывают восхищение у зрителей, потому что он является достойной сменой му жественным и дружным людям, с кото рыми совершает трудную экспедицию в Золотую долину. Весь спектакль «Сказка» был проник нут романтикой героической жизни со ветских людей, беззаветно преданных Родине. Уходя в неизведанную глушь тайги, герои спектакля «Сказка» верили, что в случае беды их не оставят, найдут и выручат. Великая сила коллективизма
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2