Сибирские огни, 1956, № 2

бассе несколько лет подряд. В это вре­ мя среди артистов, полюбившихся куз­ басским ребятам, была, конечно, уже и Зоя Фёдоровна Булгакова. Но во время самой первой гастроли театра, оставленная в Новосибирске, по­ дававшая успехи в учёбе, но ещё ни ра­ зу не выступившая на сцене, будущая артистка переживала такое огорчение и такие сомнения в своих сценических возможностях, что у неё мелькали мыс­ ли: а верный ли она избрала для себя путь? Жизнь очень скоро развеяла эти необоснованные сомнения. Уже на втором году учёбы Зое Фёдо­ ровне поручили значительную роль в пьесе Шестакова «Аул Гидже»: роль де­ вочки Эне-Гуль. Тяжёлую судьбу Эне-Гуль, угнетае­ мой старым злым баем, было не так-то просто передать жизнерадостной комсо­ молке, выросшей в свободной Советской стране. Постепенно артистка создавала в своём воображении портрет, характер, трагедию героини. И то, что так долго ус­ кользало от неё, было, наконец, найдено! Особенно не давался ей плач: по ходу пьесы Эне-Гуль плачет, и Зоя Фёдоров­ на выбивалась из сил, стараясь передать горечь этих слёз. Однажды вечером Зоя Фёдоровна шла домой, по дороге снова и снова продумывая свою роль, и так ^увлеклась, что не заметила, как запла­ кала. Опомнилась она, когда один из прохожих положил ей руку на плечо и ласково спросид: — Ты что плачешь, девочка? Зоя Фёдоровна смутилась и убежала. Зато на другой день на репетиции она порадовала режиссёра — плакала в сво­ ей роли очень убедительно. Так началась упорная театральная ра­ бота — долгие, мучительные искания, не­ удачи, счастливые находки и снова иска­ ния... Для успешной работы артисту нужно очень много знать, много уметь, глубоко чувствовать. Для успешной работы ар­ тисткам «травести», женщинам, играю­ щим на сцене роли детей, необходимо знать и уметь ещё больше. А душу ре­ бёнка надо чувствовать и понимать так хорошо, чтобы нигде не допустить ни ма­ лейшей фальши, искусственного наигры­ ша, неверной, нежизненной интонации. Зрители-дети чутки ко всякой подоб­ ной «неправде» на сцене. Спектакль воз­ действует на них прежде всего в зависи­ мости от того, верят они или не верят, что на сцене течёт самая «взаправдаш­ няя» жизнь. Как же велика ответственность актё­ ра, выходящего на сцену перед детьми! Зоя Фёдоровна Булгакова с первых шагов в театре относилась к своей ра­ боте с огромной серьёзностью и вдумчи­ востью, с глубоким пониманием сложной задачи, которая стоит перед детским те­ атром. Каждая новая роль была для неё шагом вперёд, освоением ещё неизве­ данных возможностей своего таланта и в то же время практическим применением приобретённых до этого знаний. В роли мальчика Альберта в пьесе «Против масс» Дэля — в одной из пер­ вых работ Булгаковой — ей помогло уменье жонглировать. А для роли Кота в сапогах Зоя Фёдоровна специально обучалась искусству фехтования. Но, конечно же, самым главным было не это приобретение внешних навыков, помогающих актёру действовать на сце­ не. Главным было проникновение в ду­ шу ребёнка, отражение его внутренней жизни. Трудно было не повторяться: ведь де­ ти, при всём различии их характеров, всегда дети. Их кругозор, уровень зна­ ний и даже особенности проявления ха­ рактеров определяются в конечном ито­ ге почти одинаковым жизненным опы­ том. Трудно найти в характере каждого мальчика, каждой девочки, которых при­ ходится играть, особенные черты, чтобы сделать героев не похожими друг на друга, чтобы они не напоминали зрите­ лям образ, сыгранный уже вчера. Необ­ ходимо было упорно бороться и со штам­ пами, когда сами собой напрашивались на повторение приём или деталь в обри­ совке юного героя, уже использованные в предыдущей роли. Зоя Фёдоровна стремилась каждую роль сыграть по-новому — свежо и не­ повторимо. Не всегда ей это удавалось, бывали и срывы, но в большинстве ролей она добивалась искренней и правдивой игрой глубокого раскрытия образа. Десятки мальчиков и девочек с их пе­ реживаниями, поступками и мечтами, как живые, возникали и действовали пе­ ред глазами других мальчиков и дево­ чек, заполняющих зрительный зал. И не­ даром игра Булгаковой всякий раз бу­ дит в детях самый горячий отклик. Образцом для подражания всем пио­ нерам и школьникам, видевшим ещё до войны в Новосибирском ТЮЗе спек­ такль «Сказка» М. Светлова, был маль­ чик Шурик. Это одна из любимых ролей артистки Булгаковой. — В Шурике, — говорит она, — за­ ложены замечательные качества — твор­ ческая энергия, любознательность, сме­ лость и чуткость. Он, конечно, ещё ребё­ нок со всеми чертами, присущими две­ надцатилетнему возрасту, но он стре мится быть взрослым. Его поступки вы­ зывают восхищение у зрителей, потому что он является достойной сменой му­ жественным и дружным людям, с кото­ рыми совершает трудную экспедицию в Золотую долину. Весь спектакль «Сказка» был проник­ нут романтикой героической жизни со­ ветских людей, беззаветно преданных Родине. Уходя в неизведанную глушь тайги, герои спектакля «Сказка» верили, что в случае беды их не оставят, найдут и выручат. Великая сила коллективизма

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2