Сибирские огни, 1956, № 2

зрителем принесли цирковой артистке не радость, а разочарование и обиду, но обиду, уже гораздо более глубокую и серьёзную, чем та, которую когда-то испытывала исполнительница роли Мышки-норушки — маленькая школь­ ница Зоя? Разве её ловких рук не слу­ шались предметы, которыми она жонг­ лировала? Разве девочку не награждали бурными аплодисментами? Значит, в том, чего так настойчиво требует её душа, есть нечто большее, чем просто жажда успеха. Ни наспех сколоченная случайная цирковая труппа, ни её руководитель, так заманчиво обещавший Зое усовер­ шенствовать её мастерство жонглёра, не могли ответить на возникавшие в ней сомнения. Решение пришло к ней позднее, когда, возвратясь из поездки, она узнала, что в Новосибирске организуется детский те- атр. В этот раз какой-то внутренний голос безошибочно подсказал Булгаковой, что это именно то, к чему она стремилась... На её счастье первыми шагами моло­ дой актрисы на сцене руководил умный, знающий и чуткий режиссёр и актёр ТЮЗа Н. Ф. Михайлов. В 1930 году, вместе с группой работ­ ников Ленинградского ТЮЗа, он при­ ехал в Новосибирск, мечтая вместе со своими товарищами принять непосред­ ственное участие в культурном строи­ тельстве Сибири — в создании театра для детей, в котором не было бы места второстепенному искусству, рассчитан­ ному на дешёвый успех. Только реали­ стическое, подлинное искусство должно твориться на будущих театральных под­ мостках, помогая осуществлять великую задачу коммунистического воспитания ребят. Вспоминая о начале своего актерско­ го пути, Зоя Фёдоровна говорит: «Пер­ вым человеком, который заговорил со мной серьёзно об искусстве, был Н. Ф. Михайлов. Он заронил надежду, что я смогу поступить в студию ицсо време­ нем стать настоящей актрисой». Эта надежда стала реальностью. — Я не могу говорить о себе, — до­ бавляет она, — не видя и не вспоминая те замечательные студенческие уроки, которые проводил снами Николаи Федо­ рович. Какие они были тёплые, будили нашу фантазию и учили сценической правде. Он научил меня, как нужно ра­ ботать над образом. Я буду всегда при­ знательна и благодарна ему. Но всё это было уже впоследствии, а пока Зое Фёдоровне предстоял только приёмный экзамен в театральную сту­ дию при ТЮЗе. Легко сказать: «Только!». Всякий экзамен вообще — явление весьма волнующее, а ведь этот решал всю дальнейшую судьбу! Так это каза­ лось тогда, возможно, так оно и было, В дни, предшествовавшие экзамену, Зоя Фёдоровна забиралась в пустой са­ рай, где никто не мог ей помешать, и училась... смеяться и плакать. В щели сарая заглядывало любопытное солнце, потревоженная пыль плясала в его ко­ сых лучах, а будущая актриса старалась смеяться и лить слёзы как можно нату­ ральнее и очень радовалась, когда, по её мнению, это удавалось. «Ну, теперь мне легче будет попасть в театр», — успо­ каивая себя, думала она. Могла ли юная Зоя даже предполо­ жить тогда, как много раз потом-её «на­ туральные» слёзы и смех на сцене вы­ зовут настоящие слёзы и безудержное веселье у взволнованных зрителей. Но на пути к этому лежал экзамен, и тревожное предвкушение его закрывало всё остальное. Наконец, он настал! «Помню, как дрожал мой голос и тряслись колени, когда я читала стихо­ творение Пушкина «Анчар», — вспоми­ нает Зоя Фёдоровна. Всё, что предстояло выполнить на эк­ замене, прочитать стихи и прозу, по­ казать этюд, петь — было новым, непри­ вычным, пугающим... Тревога не кончи­ лась и тогда, когда всё уже было вы­ полнено, — ведь предстояло ещё до­ ждаться решения... Но пройден был и этот этап — Зоя Фёдоровна начала учиться в театраль­ ной студии при ТЮЗе. Два года в студии дали многое, но всё же они были лишь подступами к той последующей работе актёра, которая стала всем содержанием жизни Булгако­ вой, её творческой радостью и мукой. В первом спектакле, которым 12 ию­ ля 1930 года открылся Новосибирский ТЮЗ, — спектакле «Тимошкин рудник» — Зое Булгаковой не пришлось принять участие. Было обидно, когда её одно­ курсники уже играли, а она не могла да­ же рассчитывать на выход в массовой сцене, потому что для девушки-шахтёр­ ки была слишком мала ростом. Ещё обиднее было ей, когда вся труппа вы­ ехала с ‘этим спектаклем на гастроли в Кузбасс. В напряжённые годы строительства Кузбасса коллектив ТЮЗа не стоял в стороне от кипучей жизни народа. Как агитбригада, со специальной программой для выступлений на раскомандировках, в 'шахтах и в бараках, театр совершил поездку по кузбасским городам — Кеме­ рово, Ленинск, Прокопьевск. В дальнейшем Новосибирский ТЮЗ не потерял связи со зрителями Кузбас­ са. Неоднократно потом в течение ряда лет выезжал он показывать своё искус­ ство и в Кемерово, и в Сталинск, и в другие города Сибири, а в период Вели­ кой Отечественной войны работал в Куз­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2