Сибирские огни, 1956, № 2
зрителем принесли цирковой артистке не радость, а разочарование и обиду, но обиду, уже гораздо более глубокую и серьёзную, чем та, которую когда-то испытывала исполнительница роли Мышки-норушки — маленькая школь ница Зоя? Разве её ловких рук не слу шались предметы, которыми она жонг лировала? Разве девочку не награждали бурными аплодисментами? Значит, в том, чего так настойчиво требует её душа, есть нечто большее, чем просто жажда успеха. Ни наспех сколоченная случайная цирковая труппа, ни её руководитель, так заманчиво обещавший Зое усовер шенствовать её мастерство жонглёра, не могли ответить на возникавшие в ней сомнения. Решение пришло к ней позднее, когда, возвратясь из поездки, она узнала, что в Новосибирске организуется детский те- атр. В этот раз какой-то внутренний голос безошибочно подсказал Булгаковой, что это именно то, к чему она стремилась... На её счастье первыми шагами моло дой актрисы на сцене руководил умный, знающий и чуткий режиссёр и актёр ТЮЗа Н. Ф. Михайлов. В 1930 году, вместе с группой работ ников Ленинградского ТЮЗа, он при ехал в Новосибирск, мечтая вместе со своими товарищами принять непосред ственное участие в культурном строи тельстве Сибири — в создании театра для детей, в котором не было бы места второстепенному искусству, рассчитан ному на дешёвый успех. Только реали стическое, подлинное искусство должно твориться на будущих театральных под мостках, помогая осуществлять великую задачу коммунистического воспитания ребят. Вспоминая о начале своего актерско го пути, Зоя Фёдоровна говорит: «Пер вым человеком, который заговорил со мной серьёзно об искусстве, был Н. Ф. Михайлов. Он заронил надежду, что я смогу поступить в студию ицсо време нем стать настоящей актрисой». Эта надежда стала реальностью. — Я не могу говорить о себе, — до бавляет она, — не видя и не вспоминая те замечательные студенческие уроки, которые проводил снами Николаи Федо рович. Какие они были тёплые, будили нашу фантазию и учили сценической правде. Он научил меня, как нужно ра ботать над образом. Я буду всегда при знательна и благодарна ему. Но всё это было уже впоследствии, а пока Зое Фёдоровне предстоял только приёмный экзамен в театральную сту дию при ТЮЗе. Легко сказать: «Только!». Всякий экзамен вообще — явление весьма волнующее, а ведь этот решал всю дальнейшую судьбу! Так это каза лось тогда, возможно, так оно и было, В дни, предшествовавшие экзамену, Зоя Фёдоровна забиралась в пустой са рай, где никто не мог ей помешать, и училась... смеяться и плакать. В щели сарая заглядывало любопытное солнце, потревоженная пыль плясала в его ко сых лучах, а будущая актриса старалась смеяться и лить слёзы как можно нату ральнее и очень радовалась, когда, по её мнению, это удавалось. «Ну, теперь мне легче будет попасть в театр», — успо каивая себя, думала она. Могла ли юная Зоя даже предполо жить тогда, как много раз потом-её «на туральные» слёзы и смех на сцене вы зовут настоящие слёзы и безудержное веселье у взволнованных зрителей. Но на пути к этому лежал экзамен, и тревожное предвкушение его закрывало всё остальное. Наконец, он настал! «Помню, как дрожал мой голос и тряслись колени, когда я читала стихо творение Пушкина «Анчар», — вспоми нает Зоя Фёдоровна. Всё, что предстояло выполнить на эк замене, прочитать стихи и прозу, по казать этюд, петь — было новым, непри вычным, пугающим... Тревога не кончи лась и тогда, когда всё уже было вы полнено, — ведь предстояло ещё до ждаться решения... Но пройден был и этот этап — Зоя Фёдоровна начала учиться в театраль ной студии при ТЮЗе. Два года в студии дали многое, но всё же они были лишь подступами к той последующей работе актёра, которая стала всем содержанием жизни Булгако вой, её творческой радостью и мукой. В первом спектакле, которым 12 ию ля 1930 года открылся Новосибирский ТЮЗ, — спектакле «Тимошкин рудник» — Зое Булгаковой не пришлось принять участие. Было обидно, когда её одно курсники уже играли, а она не могла да же рассчитывать на выход в массовой сцене, потому что для девушки-шахтёр ки была слишком мала ростом. Ещё обиднее было ей, когда вся труппа вы ехала с ‘этим спектаклем на гастроли в Кузбасс. В напряжённые годы строительства Кузбасса коллектив ТЮЗа не стоял в стороне от кипучей жизни народа. Как агитбригада, со специальной программой для выступлений на раскомандировках, в 'шахтах и в бараках, театр совершил поездку по кузбасским городам — Кеме рово, Ленинск, Прокопьевск. В дальнейшем Новосибирский ТЮЗ не потерял связи со зрителями Кузбас са. Неоднократно потом в течение ряда лет выезжал он показывать своё искус ство и в Кемерово, и в Сталинск, и в другие города Сибири, а в период Вели кой Отечественной войны работал в Куз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2