Сибирские огни, 1956, № 2

// с iSiI с с ш б о .... Е. СТЮАРТ, Ю. САЛЬНИКОВ Ч е т в е р т ь в е к а н а с ц е н е Так бывает почти каждый день. Едва появляется она на сцене, как зрительный зал уже приходит в радост­ ное возбуждение. Из конца в конец про­ катывается по нему лёгкий говорок, и неизменно громом аплодисментов встре­ чают свою любимицу юные зрители-ново­ сибирцы, для которых Зоя Фёдоровна Булгакова в течение двадцати пяти лет мастерски создаёт волнующие образы. Двадцать пять лет неутомимо работа­ ет Булгакова в Новосибирском театре юного зрителя. С ним неразрывно свя­ зана вся её жизнь в искусстве: первые робкие шаги и яркий сценический успех, радость познания законов творчества и горечь неудач, неуклонный рост мастер­ ства и высокая награда за честный труд — почётное звание заслуженной артист­ ки республики. Столь же неразрывно с именем ар­ тистки Булгаковой связана история дет­ ского театра в Сибири. Четверть века то­ му назад, в 1930 году, впервые раздви­ нулся занавес Новосибирского ТЬОЗа. Это был первый в Сибири профессио­ нальный театр для детей. Сложный путь молодого театра, этапы его мужания, ошибки и новые достижения — неоттор­ жимы от бессменной двадцатипятилетней сценической работы заслуженной ар­ тистки 3. Ф. Булгаковой. * ...Томительна жара городского летне­ го полдня... Но меж двумя соседними домами, в небольшом пространстве, ого­ роженном со стороны улицы забором, да­ же в самый сильный зной удерживается прохлада. Здесь постоянная тень и слег­ ка пахнет сыростью, именно здесь и со­ средоточивается бурная деятельность маленьких обитателей двора. Кто первым подал мысль об устрой­ стве здесь «театра», сейчас установить трудно, да это и не обязательно. Самое важное то, что «театр» этот существо­ вал, то, что он радовал актёров и зрите­ лей, и то, что все ребята принимали в создании каждого спектакля посильное участие: одни устилали зелёной травой пол «сцены», другие самоотверженнб выпрашивали у занятой матери кухон­ ный половичок для занавеса или вату для костюма «снежинки», а третьи — декламировали стихи, пели, танцевали, исполняли ту или иную роль в пьесе. ' Зрители в возрасте от трёх до семи лет с интересом следили за плясками снежинок в самодельных костюмах, но даже они, несмотря на свойственную воз­ расту доброжелательную снисходитель­ ность, негодовали, когда спектакль вдруг прерывался из-за того, что на од­ ну из самых маленьких исполнительниц вдруг нападал неудержимый смех. Сердились зрители, негодовали парт­ нёры, а маленькая Зоя, просмеявшись,. снова входила в роль, спектакль продол­ жался уже без особых помех и заканчи­ вался под дружные аплодисменты при­ сутствующих. Не здесь ли, на маленьком клочке го­ родского двора, в сыроватой прохладе, впервые родилось у Зои Фёдоровны Булгаковой желание стать актрисой? Кто знает! Во всяком случае, если оно и возникло, то было неосознанным, по­ тому что уже в школе на вопрос: «Кем: ты хочешь быть?» Зоя неизменно отве­ чала: «Врачом по внутренним болезням». ‘ Не изменил этого решения и первый школьный спектакль, в котором Зоя играла роль Мышки-норушки. Дело в том, что он принёс девочке го­ раздо больше огорчений, чем радости: вместо костюма мышки, о котором она мечтала, ей пришлось довольствоваться только большой меховой шапкой с длин­ ными ушами. Нет, быть актрисой совсем не интересно! Даже шумный успех не утешил исполнительницу. Но именно с этого вечера окружающие стали проро­ чить Булгаковой будущность актрисы. Постепенно и сама Зоя стала всё ча­ ще думать об артистической деятельно­ сти, но не в театре, а почему-то в цир­ ке. Да, да, она непременно будет наезд­ ницей, а попутно и жонглёром! И вот с большим увлечением будущая актриса начала учиться жонглированию, а когда в 1929 году семикласснице Зое представилась возможность поехать по Сибири с небольшой группой цирковых артистов, она объявила родителям о при­ нятом решении и не встретила с их сто­ роны протеста. Но почему же и эти, уже профессио­ нальные выступления перед настоящим:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2