Сибирские огни, 1956, № 2
// с iSiI с с ш б о .... Е. СТЮАРТ, Ю. САЛЬНИКОВ Ч е т в е р т ь в е к а н а с ц е н е Так бывает почти каждый день. Едва появляется она на сцене, как зрительный зал уже приходит в радост ное возбуждение. Из конца в конец про катывается по нему лёгкий говорок, и неизменно громом аплодисментов встре чают свою любимицу юные зрители-ново сибирцы, для которых Зоя Фёдоровна Булгакова в течение двадцати пяти лет мастерски создаёт волнующие образы. Двадцать пять лет неутомимо работа ет Булгакова в Новосибирском театре юного зрителя. С ним неразрывно свя зана вся её жизнь в искусстве: первые робкие шаги и яркий сценический успех, радость познания законов творчества и горечь неудач, неуклонный рост мастер ства и высокая награда за честный труд — почётное звание заслуженной артист ки республики. Столь же неразрывно с именем ар тистки Булгаковой связана история дет ского театра в Сибири. Четверть века то му назад, в 1930 году, впервые раздви нулся занавес Новосибирского ТЬОЗа. Это был первый в Сибири профессио нальный театр для детей. Сложный путь молодого театра, этапы его мужания, ошибки и новые достижения — неоттор жимы от бессменной двадцатипятилетней сценической работы заслуженной ар тистки 3. Ф. Булгаковой. * ...Томительна жара городского летне го полдня... Но меж двумя соседними домами, в небольшом пространстве, ого роженном со стороны улицы забором, да же в самый сильный зной удерживается прохлада. Здесь постоянная тень и слег ка пахнет сыростью, именно здесь и со средоточивается бурная деятельность маленьких обитателей двора. Кто первым подал мысль об устрой стве здесь «театра», сейчас установить трудно, да это и не обязательно. Самое важное то, что «театр» этот существо вал, то, что он радовал актёров и зрите лей, и то, что все ребята принимали в создании каждого спектакля посильное участие: одни устилали зелёной травой пол «сцены», другие самоотверженнб выпрашивали у занятой матери кухон ный половичок для занавеса или вату для костюма «снежинки», а третьи — декламировали стихи, пели, танцевали, исполняли ту или иную роль в пьесе. ' Зрители в возрасте от трёх до семи лет с интересом следили за плясками снежинок в самодельных костюмах, но даже они, несмотря на свойственную воз расту доброжелательную снисходитель ность, негодовали, когда спектакль вдруг прерывался из-за того, что на од ну из самых маленьких исполнительниц вдруг нападал неудержимый смех. Сердились зрители, негодовали парт нёры, а маленькая Зоя, просмеявшись,. снова входила в роль, спектакль продол жался уже без особых помех и заканчи вался под дружные аплодисменты при сутствующих. Не здесь ли, на маленьком клочке го родского двора, в сыроватой прохладе, впервые родилось у Зои Фёдоровны Булгаковой желание стать актрисой? Кто знает! Во всяком случае, если оно и возникло, то было неосознанным, по тому что уже в школе на вопрос: «Кем: ты хочешь быть?» Зоя неизменно отве чала: «Врачом по внутренним болезням». ‘ Не изменил этого решения и первый школьный спектакль, в котором Зоя играла роль Мышки-норушки. Дело в том, что он принёс девочке го раздо больше огорчений, чем радости: вместо костюма мышки, о котором она мечтала, ей пришлось довольствоваться только большой меховой шапкой с длин ными ушами. Нет, быть актрисой совсем не интересно! Даже шумный успех не утешил исполнительницу. Но именно с этого вечера окружающие стали проро чить Булгаковой будущность актрисы. Постепенно и сама Зоя стала всё ча ще думать об артистической деятельно сти, но не в театре, а почему-то в цир ке. Да, да, она непременно будет наезд ницей, а попутно и жонглёром! И вот с большим увлечением будущая актриса начала учиться жонглированию, а когда в 1929 году семикласснице Зое представилась возможность поехать по Сибири с небольшой группой цирковых артистов, она объявила родителям о при нятом решении и не встретила с их сто роны протеста. Но почему же и эти, уже профессио нальные выступления перед настоящим:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2