Сибирские огни, 1956, № 2
лый смех. Смеялся даже семидесятилет ний старик, широко открывая свой без зубый рот. Пока ещё он не проронил ни единого слова, но по его смеху над не задачливым путешественником я понял, что он твёрдо решил искать «княжество Чу» там, где оно находится. Сразу же после создания кооператива ■его председатель, бывший солдат На родно-Освободительной армии, с груп пой кооператоров ушёл в горы на охоту. 'Сегодня пришла весть, что они убили пять лисиц. Всех в деревне радостно взволновала первая удача коллективного труда. Мои себеседники наперебой рас сказывали: — Нет ничего хуже охотиться в оди ночку. — Каждая шкура лисицы стоит сем надцать юаней1. — У нас тут в горах и зайцы водятся и козы. — Мы взяли ещё артельный подряд на разгрузку свёклы на сахарном за воде. — Скотный двор строим. Старик сначала прислушивался к реп ликам, а потом без всякой видимой свя зи с нашим разговором сказал, ни к ко му не обращаясь: — Одежда крепка, если подкладка прочная. Юнь Сянь-ли в свою очередь заметил: — Во время еды бойся подавиться, во время ходьбы — споткнуться. И эта реплика тоже была брошена «вне связи». Отец и сын отвечали, пови- димому, на какие-то невысказанные мыс ли. Мне показалось, что они были взвол нованы тем новым, что появилось в их жизни, но и немножко чем-то встревоже ны. Я спросил Юнь Сянь-ли прямо: — Всё-таки скребутся на сердце кошки? — Скребутся, — сознался он. — Я •был в деревне Дэнкоу и видел, как там в кооперативе люди распрямились. А всё как-то, — не то что боязно, — но уж очень всё по-иному, чем мы жили прежде. В просвете двери виднелась полоска вспаханного поля. На меже вокруг по лоски — высокая гряда камней. Хозяин поля из года в год выбирал эти камни из земли, а сама земля — каждая её ще потка — сотни раз побывала в руках и -отца, и деда, и прадеда. Я заметил, как Дин Хун-вэн частенько бросал взгляд на этот клочок земли, и спросил его: — Ваша? — Моя, — ответил он коротко и пе ревёл разговор на другую тему. Однако и дальше он нет-нет да и взглянет на полоску. Будущей весной межа на этой полосе исчезнет. Но, конечно, не скоро будут стёрты межи, которые в течение столе тий укоренялись в сознании людей. Не возможно, конечно, предсказать, с ка кими трудностями встретится на своём пути только что возникший ашаньго- уский кооператив. Но я знаю, как на первых порах рецидивы собственности давали себя знать в некоторых других кооперативах. В деревне Шахэ, Шаньдунской про винции, я познакомился с крестьянином Цзя Мин-и, который рассказал мне, что когда он вступал в кооператив, то сдал в общий фонд в качестве пая только худшую землю (пять му1), а лучшую (два му) оставил себе. Однако в первый же год произошло чудо: в кооперативе плохая земля дала лучший урожай, чем хорошая, которую он обрабатывал еди нолично. Цзя.Мин-и был счетоводом в кооперативе и в подсчёте урожая не до пустил ошибки. — После этого, — сказал он, — я вы ступил на собрании с самокритикой и всю землю сдал в кооператив. Себе оставил только три десятых му под ого род. В этой же деревне крестьянин Дун Шао-пу, когда вывозил на поля коопера тива навоз, свалил лишних два воза ка своём участке — он рассчитывал, что ес ли кооператив осенью распадётся, то ему в будущем году не нужно будет удобрять свою землю. Я рассказал про эти случаи своим со беседникам. Юнь Сянь-ли сразу же воз разил: •— Может быть, и у нас произойдёт что-нибудь такое. И всё-таки мы не мог ли не создать кооператива. — У нас нет лучшего пути, — под держал его Дин Хун-вэн. 2 Великий китайский писатель Лу Синь называл китайского крестьянина самым бедным, самым голодным крестьянином в мире. В 1952 году, когда ещё не вез де была проведена аграрная реформа, в китайских деревнях побывал француз ский прогрессивный писатель Клод Руа. Он записал в своём дневнике: «Я видел место, где была деревня, которую япон цы предали огню. От деревни не оста лось ничего. Совсем ничего! Я вспомнил другую деревню — Орадур-сюр-Глан. Когда сжигают китайскую деревню, от неё не остаётся никаких следов. Когда сжигают деревню французскую, остают ся обгорелые каменные стены и среди развалин там и сям валяются опрокину тый чугунок на очаге, перекорёженная швейная машина, разбитый велосипед. Но китайский крестьянин варит в гли няной миске и ест из неё же. Всё его имущество — пара хлопчатобумажных брюк и куртка, тряпичные туфли или со- 1 iO а н ь — денежная единица. 1 М у — мера площади=0,06 га,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2