Сибирские огни, 1956, № 2

спрашивая: «А почему тебя это интере­ сует?». — Какое у меня образование? Семи­ летка, — отвечает Молтояков. — Сколь­ ко лет? А как вы думаете? -— Вам, Феофан Яковлевич, лет два­ дцать, не больше... В чёрных глазах Молтоякова вспыхи­ вают искорки. — Шорцы до старости выглядят мо­ лодо. Но я ещё не старик. Мне двадцать пять лет,, у меня трое ребятишек. Самой старшей шесть лет. Помощи ждать от них долго, да пока и не надо — я сам зарабатываю хорошо. У меня свой дом, две коровы. Феофан Яковлевич лучший бригадир, несколько раз получал премии за отлич­ ную работу. Наградили его и при вруче­ нии знамени Совета Министров СССР. На стройке он с 1953 года, а до этого был на золотых приисках, работал в гео­ логической экспедиции. — Приезжайте завтра в Тебу,— при­ гласил Молтояков.— Будем укладывать станционные пути. Ф ❖ В Тебу ехали на автомашине, вдоль линии железной дороги, по самой кром­ ке берега Томи. С обеих сторон отвесные скалы, горы, покрытые смешанным ле­ сом. В пути закапризничал мотор. При­ шлось остановить машину. — По таким дорогам и трактор не выдюжит, — ворчит шофёр, копаясь в моторе. Действительно, дорога плохая — вся в рытвинах и ухабах. Временами по ней пускают бульдозер, но не проходит и дня, как становится всё по-старому. Ма­ шины движутся здесь беспрерывно, ча­ сто буксуют, шофёры проклинают всё, а ехать надо. Нельзя оставлять людей без продовольствия и материалов. Дорога идёт по глубокой снежной траншее. Ес­ ли посмотреть на неё сбоку, то можно увидеть только крыши шофёрских каби­ нок. Недалеко виднеется высокая скала. — Это Лосиная гора. С год тому на­ зад она была куда страшнее,— говорит шофёр. Гора со стороны Томи срезана, и у её подножия по широкой террасе проложен железнодорожный путь. Когда прокла­ дывали линию, долго думали, как произ­ вести взрыв горы •— на выброс или на взрыхление? Если на выброс, то, чего доброго, вся масса камня рухнет в реку и перегородит русло. Пришли к выводу — взрывать на взрыхление. Доставили 120 тонн аммонита. Люди, стоявшие в трёх километрах от горы, почувствовали, как после взрыва в их лица полыхнул жар. Полгода после этого разбирали завал. Но терраса получилась замечательная. ...Наконец, и Теба. Здесь будет боль­ шая станция, а сейчас всего лишь один путь. Он обрывается недалеко от места, где строится железнодорожный мост. По первоначальному проекту намеча­ лось построить, помимо моста в Тебу. ещё два через Томь и один через Козыр. На строительство их понадобилось бы не меньше 10 миллионов рублей. Проек­ тировщики составили новый, смелый, более экономичный вариант. Они решили ввести Козыр в старое русло, построив дамбу. Это позволит проложить путь на том же левом берегу Томи, но без лиш­ них двух мостов. Два кессона у моста в Тебу уже опу­ щены, осталось ещё три. А мост надо закончить до вскрытия реки, так как в половодье возводить его труднее, да и строительство линии замедлится. Не хватает рабочих. Их можно было бы навербовать, но размещать негде. И мостовики решили уплотнить своё ра­ бочее время. Кессонщики, например, согласились чаще производить смену и этим повысить производительность труда. В посёлке Теба — штаб механизиро­ ванной колонны. Колонна ведёт про кладку земляного полотна. Она имеет экскаваторы, бульдозеры, самосвалы и много других машин. Правда, часть ме­ ханизмов стоит в бездействии, но не по­ тому, что их недооценивают. Нет, просто здесь канавокопатель или грейдер не пу стишь — кругом камни. Экскаваторы, и те часто выходят из строя. Возглавляет колонну Н. П. Макаров, могучего телосложения человек. В гла­ зах у Макарова лукавая хитринка. Ка­ жется, вот-вот этот богатырь скажет: «А ну, давай поборемся!» — Живём и работаем в воде, на мо­ розе, — говорит он. — Дело идёт непло­ хо. В прошлом году перевыполнили план отсыпки земляного полотна на 50 тысяч кубометров. Николай Петрович прошёл с колон­ ной не одну сотню километров. Людей он знает хорошо, так же как и они его. Ему известно, например, что комсомол­ ка Аня Козакова, работающая на отдел­ ке земляного полотна, никогда не оста­ вит ни бугорка, ни ямочки. Знает он и ценит кузнеца Меркулова, искусного ма­ стера, у которого всякое дело в руках спорится. Он только спросит: «К какому сроку, товарищ начальник, надо сде­ лать?» Трудится колонна в сложнейших усло­ виях. Экскаваторы долбят мёрзлый бе per Томи и черпают гальку для земляно­ го полотна. Экскаваторщикам часто при­ ходится ждать, когда подрывники подго­ товят фронт работ или взорвут курум- ники. Курумники — это каменные потоки. Они текут с гор, сносят на своём пути всё и с грохотом низвергаются в пропа­ сти, в русла горных рек. Проектиров­ щики решили вести линию дороги после

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2