Сибирские огни, 1956, № 2
спрашивая: «А почему тебя это интере сует?». — Какое у меня образование? Семи летка, — отвечает Молтояков. — Сколь ко лет? А как вы думаете? -— Вам, Феофан Яковлевич, лет два дцать, не больше... В чёрных глазах Молтоякова вспыхи вают искорки. — Шорцы до старости выглядят мо лодо. Но я ещё не старик. Мне двадцать пять лет,, у меня трое ребятишек. Самой старшей шесть лет. Помощи ждать от них долго, да пока и не надо — я сам зарабатываю хорошо. У меня свой дом, две коровы. Феофан Яковлевич лучший бригадир, несколько раз получал премии за отлич ную работу. Наградили его и при вруче нии знамени Совета Министров СССР. На стройке он с 1953 года, а до этого был на золотых приисках, работал в гео логической экспедиции. — Приезжайте завтра в Тебу,— при гласил Молтояков.— Будем укладывать станционные пути. Ф ❖ В Тебу ехали на автомашине, вдоль линии железной дороги, по самой кром ке берега Томи. С обеих сторон отвесные скалы, горы, покрытые смешанным ле сом. В пути закапризничал мотор. При шлось остановить машину. — По таким дорогам и трактор не выдюжит, — ворчит шофёр, копаясь в моторе. Действительно, дорога плохая — вся в рытвинах и ухабах. Временами по ней пускают бульдозер, но не проходит и дня, как становится всё по-старому. Ма шины движутся здесь беспрерывно, ча сто буксуют, шофёры проклинают всё, а ехать надо. Нельзя оставлять людей без продовольствия и материалов. Дорога идёт по глубокой снежной траншее. Ес ли посмотреть на неё сбоку, то можно увидеть только крыши шофёрских каби нок. Недалеко виднеется высокая скала. — Это Лосиная гора. С год тому на зад она была куда страшнее,— говорит шофёр. Гора со стороны Томи срезана, и у её подножия по широкой террасе проложен железнодорожный путь. Когда прокла дывали линию, долго думали, как произ вести взрыв горы •— на выброс или на взрыхление? Если на выброс, то, чего доброго, вся масса камня рухнет в реку и перегородит русло. Пришли к выводу — взрывать на взрыхление. Доставили 120 тонн аммонита. Люди, стоявшие в трёх километрах от горы, почувствовали, как после взрыва в их лица полыхнул жар. Полгода после этого разбирали завал. Но терраса получилась замечательная. ...Наконец, и Теба. Здесь будет боль шая станция, а сейчас всего лишь один путь. Он обрывается недалеко от места, где строится железнодорожный мост. По первоначальному проекту намеча лось построить, помимо моста в Тебу. ещё два через Томь и один через Козыр. На строительство их понадобилось бы не меньше 10 миллионов рублей. Проек тировщики составили новый, смелый, более экономичный вариант. Они решили ввести Козыр в старое русло, построив дамбу. Это позволит проложить путь на том же левом берегу Томи, но без лиш них двух мостов. Два кессона у моста в Тебу уже опу щены, осталось ещё три. А мост надо закончить до вскрытия реки, так как в половодье возводить его труднее, да и строительство линии замедлится. Не хватает рабочих. Их можно было бы навербовать, но размещать негде. И мостовики решили уплотнить своё ра бочее время. Кессонщики, например, согласились чаще производить смену и этим повысить производительность труда. В посёлке Теба — штаб механизиро ванной колонны. Колонна ведёт про кладку земляного полотна. Она имеет экскаваторы, бульдозеры, самосвалы и много других машин. Правда, часть ме ханизмов стоит в бездействии, но не по тому, что их недооценивают. Нет, просто здесь канавокопатель или грейдер не пу стишь — кругом камни. Экскаваторы, и те часто выходят из строя. Возглавляет колонну Н. П. Макаров, могучего телосложения человек. В гла зах у Макарова лукавая хитринка. Ка жется, вот-вот этот богатырь скажет: «А ну, давай поборемся!» — Живём и работаем в воде, на мо розе, — говорит он. — Дело идёт непло хо. В прошлом году перевыполнили план отсыпки земляного полотна на 50 тысяч кубометров. Николай Петрович прошёл с колон ной не одну сотню километров. Людей он знает хорошо, так же как и они его. Ему известно, например, что комсомол ка Аня Козакова, работающая на отдел ке земляного полотна, никогда не оста вит ни бугорка, ни ямочки. Знает он и ценит кузнеца Меркулова, искусного ма стера, у которого всякое дело в руках спорится. Он только спросит: «К какому сроку, товарищ начальник, надо сде лать?» Трудится колонна в сложнейших усло виях. Экскаваторы долбят мёрзлый бе per Томи и черпают гальку для земляно го полотна. Экскаваторщикам часто при ходится ждать, когда подрывники подго товят фронт работ или взорвут курум- ники. Курумники — это каменные потоки. Они текут с гор, сносят на своём пути всё и с грохотом низвергаются в пропа сти, в русла горных рек. Проектиров щики решили вести линию дороги после
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2