Сибирские огни, 1956, № 2
несколько замедляет своё течение. Вна чале переправили на карбазах инстру менты и продовольствие, затем — лю дей, а уже следом вплавь — лошадей. Переправа была трудной, но обошлось всё благополучно. В конце февраля 1956 года группа рабочих строительно-монтажного поезда Р. И. Кондратьева углубилась в тайгу ещё на двенадцать километров. Шли пять суток. Приходилось вырубать про секу, а затем пускать трактор, преодо левать при этом горные реки и ключи, бурлящие и в 50-градусные морозы. За день уставали так, что не хотелось даже разжигать костров, ставили походные палатки и засыпали крепким сном.. А ут ром вновь двигались по тайге сквозь буреломы. * * * Чтобы попасть на новую трассу, надо от Новокузнецка доехать до станции Абагур, потом пересесть на поезд отде ления временной эксплуатации. Пасса жиры заранее стараются устроиться по удобнее — ехать придётся часа четыре, а может и больше. Торопимся к вагонам и мы. Впереди размашисто шагает Герасим Васильевич Попович. Он едет в Чульжан, где дисло цируется его поезд. ...Небольшой состав пассажирских ва гонов и прицепленный к ним попыхиваю щий дымком паровоз. Не видать ни про водников, ни кондуктора. Посадка про изводится самостоятельно. Многие из пассажиров возвращаются с торжественного заседания. На нём вручали строителям Красное знамя Со вета Министров СССР за отличную рабо ту в IV квартале 1955 года. Настроение i поэтому приподнятое. — Нам бы до весны перебраться на левый берег Томи, да мостостроители держат, — говорит Попович. — А на левом берегу будет легче? — Какой может быть, разговор! На правом осталось уложить несколько станционных путей в Тебе и всё. Основ ная работа там, — Попович махнул ру кой, будто за окном и идёт укладка пу ти. —• Вот вы побываете у нас и убеди тесь. Поезд тронулся. Мерный перестук ко лёс убаюкивал. Попович постлал на скамью полупальто, подложил под голо ву шапку и растянулся во весь рост. Че рез несколько минут он спал. В окно вагона заглянула луна. Мельк нули редкие электрические огни. Стан ция Томуса. Шестьдесят четыре кило метра осталось позади. Станция построена в пойме, между ре ками Томь и Уса — отсюда и название — Томуса. Это — самая крупная станция на ли нии. Здесь — новый угольный район Кузбасса. Отсюда уже сейчас каждые сутки отгружаются десятки вагонов угля. Вдоль линии тянется посёлок желез нодорожников. Он вплотную подходит к новому городу угольщиков — Между речью. Город ещё строится, но уже вы рисовываются его контуры ■— первые кварталы пятиэтажных домов, а кругом высятся подъёмные краны, горы строи тельного материала. * * * В восемнадцати километрах от Тому- сы — станция Чульжан. По узенькой тропке идём к рабочему посёлку Камеш ки. В комнате для приезжих лежит ра бочий. Услышав голоса, он сбрасывает одеяло и спрашивает: — Не из Сталинска? Нет? Ну всё равно, рассказывайте новости. Он приехал сюда с дальнего конца трассы, и ему хочется знать, какие ре шения принял XX съезд партии, что но вого в международной жизни. — Радио у нас есть,— говорит он,— да я больше в разъездах... Расспрашиваем его и мы о людях, о трудностях, которые приходится преодо левать. — Известное дело —- тайга, — гово рит рабочий. — Топлива и продуктов до статочно. А мороз, так это ничего — че ловек на работе греется... — Почему станция называется Чуль жан, а не Камешки? — Здесь где-то есть деревня Чуль жан. Когда давали станции имя, посёлка ещё не было. А Камешки... да, пожалуй, потому, что посёлок построен на кам нях... — А кто живёт в Чульжане: шорцы или русские? — Да есть и шорцы. — Охотники? Рабочий махнул рукой. — Мало осталось... Только старики охотятся, а молодёжь учится, на произ водство идёт. Когда начали строить до рогу, зверь ушёл дальше в тайгу. Козу да медведя встретить ещё можно, попа дается рысь и росомаха. Тут был случай — четырнадцатилетний парнишка медве дицу с медвежонком убил... ...Утром крупными хлопьями повалил снег. На станции шла сборка рельсовых звеньев. Бригадир путеукладчика шорец Молтояков торопил рабочих. — Поднажмём, товарищи! Люди знали, что сегодня надо дове сти путь до моста, и трудились не покла дая рук. Вечером Молтояков зашёл в контору. —• Здравствуйте! — сказал он, приса живаясь на стул. — Задание, товарищ начальник, выполнено! — На его загоре лом лице с выдающимися скулами по явилась улыбка. Говорил он по-русски чисто, но перед . тем, как ответить на вопрос, пытливо всматривался в собеседника, как бы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2