Сибирские огни, 1956, № 2

несколько замедляет своё течение. Вна­ чале переправили на карбазах инстру­ менты и продовольствие, затем — лю­ дей, а уже следом вплавь — лошадей. Переправа была трудной, но обошлось всё благополучно. В конце февраля 1956 года группа рабочих строительно-монтажного поезда Р. И. Кондратьева углубилась в тайгу ещё на двенадцать километров. Шли пять суток. Приходилось вырубать про­ секу, а затем пускать трактор, преодо­ левать при этом горные реки и ключи, бурлящие и в 50-градусные морозы. За день уставали так, что не хотелось даже разжигать костров, ставили походные палатки и засыпали крепким сном.. А ут­ ром вновь двигались по тайге сквозь буреломы. * * * Чтобы попасть на новую трассу, надо от Новокузнецка доехать до станции Абагур, потом пересесть на поезд отде­ ления временной эксплуатации. Пасса­ жиры заранее стараются устроиться по­ удобнее — ехать придётся часа четыре, а может и больше. Торопимся к вагонам и мы. Впереди размашисто шагает Герасим Васильевич Попович. Он едет в Чульжан, где дисло­ цируется его поезд. ...Небольшой состав пассажирских ва­ гонов и прицепленный к ним попыхиваю­ щий дымком паровоз. Не видать ни про­ водников, ни кондуктора. Посадка про­ изводится самостоятельно. Многие из пассажиров возвращаются с торжественного заседания. На нём вручали строителям Красное знамя Со­ вета Министров СССР за отличную рабо­ ту в IV квартале 1955 года. Настроение i поэтому приподнятое. — Нам бы до весны перебраться на левый берег Томи, да мостостроители держат, — говорит Попович. — А на левом берегу будет легче? — Какой может быть, разговор! На правом осталось уложить несколько станционных путей в Тебе и всё. Основ­ ная работа там, — Попович махнул ру­ кой, будто за окном и идёт укладка пу­ ти. —• Вот вы побываете у нас и убеди­ тесь. Поезд тронулся. Мерный перестук ко­ лёс убаюкивал. Попович постлал на скамью полупальто, подложил под голо­ ву шапку и растянулся во весь рост. Че­ рез несколько минут он спал. В окно вагона заглянула луна. Мельк­ нули редкие электрические огни. Стан­ ция Томуса. Шестьдесят четыре кило­ метра осталось позади. Станция построена в пойме, между ре­ ками Томь и Уса — отсюда и название — Томуса. Это — самая крупная станция на ли­ нии. Здесь — новый угольный район Кузбасса. Отсюда уже сейчас каждые сутки отгружаются десятки вагонов угля. Вдоль линии тянется посёлок желез­ нодорожников. Он вплотную подходит к новому городу угольщиков — Между­ речью. Город ещё строится, но уже вы­ рисовываются его контуры ■— первые кварталы пятиэтажных домов, а кругом высятся подъёмные краны, горы строи­ тельного материала. * * * В восемнадцати километрах от Тому- сы — станция Чульжан. По узенькой тропке идём к рабочему посёлку Камеш­ ки. В комнате для приезжих лежит ра­ бочий. Услышав голоса, он сбрасывает одеяло и спрашивает: — Не из Сталинска? Нет? Ну всё равно, рассказывайте новости. Он приехал сюда с дальнего конца трассы, и ему хочется знать, какие ре­ шения принял XX съезд партии, что но­ вого в международной жизни. — Радио у нас есть,— говорит он,— да я больше в разъездах... Расспрашиваем его и мы о людях, о трудностях, которые приходится преодо­ левать. — Известное дело —- тайга, — гово­ рит рабочий. — Топлива и продуктов до­ статочно. А мороз, так это ничего — че­ ловек на работе греется... — Почему станция называется Чуль­ жан, а не Камешки? — Здесь где-то есть деревня Чуль­ жан. Когда давали станции имя, посёлка ещё не было. А Камешки... да, пожалуй, потому, что посёлок построен на кам­ нях... — А кто живёт в Чульжане: шорцы или русские? — Да есть и шорцы. — Охотники? Рабочий махнул рукой. — Мало осталось... Только старики охотятся, а молодёжь учится, на произ­ водство идёт. Когда начали строить до­ рогу, зверь ушёл дальше в тайгу. Козу да медведя встретить ещё можно, попа­ дается рысь и росомаха. Тут был случай — четырнадцатилетний парнишка медве­ дицу с медвежонком убил... ...Утром крупными хлопьями повалил снег. На станции шла сборка рельсовых звеньев. Бригадир путеукладчика шорец Молтояков торопил рабочих. — Поднажмём, товарищи! Люди знали, что сегодня надо дове­ сти путь до моста, и трудились не покла­ дая рук. Вечером Молтояков зашёл в контору. —• Здравствуйте! — сказал он, приса­ живаясь на стул. — Задание, товарищ начальник, выполнено! — На его загоре­ лом лице с выдающимися скулами по­ явилась улыбка. Говорил он по-русски чисто, но перед . тем, как ответить на вопрос, пытливо всматривался в собеседника, как бы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2