Сибирские огни, 1956, № 2

подземных, а себестоимость в 3 —5 раз ниже. Капиталовложения на тонну годо: вой добычи меньше в полтора—два ра­ за, расход электроэнергии сокращается вдвое, а потери угля снижаются с 15—20 до 4—6 процентов. В Кузбассе удельный вес открытой добычи может составить не менее 25—30 проц. В таких бассейнах, как Канско-Ачинский, Иркутский, Минусин­ ский, весь или почти весь уголь можно добывать открытым способом. Сибирь получает и будет получать са­ мую дешёвую в Советском Союзе элек­ троэнергию на своих тепловых и гидрав­ лических станциях. Если принять (после строительства новых станций) себестои­ мость электроэнергии в центральных районах страны за 100 проц., то на Ура­ ле киловатт-час энергии будет дешевле на 25 проц., в Западной Сибири — при­ мерно в 2 раза, а в Восточной Сибири — почти в 3 раза. С меньшими затратами труда, а отсю­ да и с более низкой себестоимостью можно получать в Сибири металл, лес, и, что особенно важно, — хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. Если принять количество зерна, которое мо­ жет вырастить работник сельского хо­ зяйства, в среднем по СССР за 100 проц., то в Восточной Сибири при тех же затратах труда будет получено 147 проц., в Казахстане — 220, а в З а ­ падной Сибири, особенно на Алтае, на целинных землях — до 230 проц. Было бы неправильным представлять дальнейшее развитие промышленности и сельского хозяйства Сибири, как сплошное триумфальное шествие. При­ ходится и придётся преодолевать боль­ шие трудности, идти новыми, непривыч­ ными путями. Железные руды Сибири в ряде случаев беднее, чем руды Украи­ ны и Урала. Некоторые месторождения полезных ископаемых лежат в север­ ных, таёжных и трудноосваиваемых рай­ онах. На целинных землях немало со­ лончаков, использование которых сопря­ жено с известными трудностями. Но высокая эффективность использо­ вания природных богатств Сибири не .Подлежит сомнению. К тому же, восточ­ ные районы СССР и, прежде всего, Си­ бирь и Казахстан расположены в непо­ средственной близости к Китаю и Ин­ дии. Советский Союз помогал и будет помогать этим странам в их экономиче­ ском развитии. Эта помощь будет идти из всех районов СССР. Однако очевид­ но, что с наименьшими затратами на пе­ ревозки её можно оказать из Сибири и Казахстана. Вот почему рост тяжёлой индустрии Сибири, увеличение производства метал­ ла, машин, химических продуктов будет отвечать интересам не только самой Си­ бири и всего народного хозяйства СССР, но также и интересам укрепления друж­ бы и экономических связей со странами Азии, прежде всего, с великим народ­ ным Китаем и свободной Индией. 2 . НОВАЯ ТЕХНИКА —СРЕДСТВО НАИБОЛЕЕ ПОЛНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БОГАТСТВ СИБИРИ В. И. Ленин в статье «Очередные за­ дачи советской власти» писал, что разра­ ботка естественных богатств России приёмами новейшей техники даст осно­ ву невиданного прогресса производитель­ ных сил. Необходимость широкого внедрения новой техники подчёркнута в решениях как июльского Пленума ЦК КПСС, так и XX съезда Коммунистической партии. Для Сибири новая техника имеет особо большое значение. Здесь сильно ощу­ щается нехватка рабочих кадров. Новая техника, обеспечивая высокий уровень производительности труда, поможет ре­ шить вопрос с кадрами, а высокая про­ изводительность даст возможность более высоко оплачивать труд в ряде отраслей промышленности, создавая этим условия для привлечения новых кадров. Основной двигательной силой в про­ мышленности, на транспорте, а в даль­ нейшем и в сельском хозяйстве стано­ вится электроэнергия. Комплексная ме­ ханизация и автоматизация производ­ ственных процессов, широкое внедрение электроники, телемеханики, счётных ма­ шин основывается на электроэнергии, применяемой в соответствующих, прибо­ рах регулирования и управления. Электроэнергия используется непо­ средственно в технологических процес­ сах: для получения качественных сталей, алюминия, магния и других металлов. В машиностроении она применяется для по­ вышения прочности деталей путём за­ калки их поверхности токами высокой частоты. На основе всесторонней электрифика­ ции намечается в шестой пятилетке раз­ витие транспорта. Замена паровой тяги электрической позволяет экономить до 30 проц. угля, значительно повышает пропускную способность дорог. Учёные рассматривают вопрос о возможности создания нового типа ширококолейного транспорта. Предполагается, что этот транспорт должен иметь четырёхметро­ вую колею, вагоны грузоподъёмностью 300 и более тонн, поезда весом 15—20 тысяч тонн. Такие поезда могут двигаться со скоростью 4 0 0—500 кило­ метров в час. Никакой другой вид тяги, кроме электрической, не сможет обеспе­ чить эту революцию на транспорте. Электроэнергия применяется в сель­ ском хозяйстве на заготовке кормов, по­ даче воды и т. д. Необходимо использо­ вать её для основных процессов пахоты, ухода за посевами и уборки урожая. В Советском Союзе уже имеются электро- МТС — на Украине, в Средней Азии, на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2