Сибирские огни, 1956, № 2
подземных, а себестоимость в 3 —5 раз ниже. Капиталовложения на тонну годо: вой добычи меньше в полтора—два ра за, расход электроэнергии сокращается вдвое, а потери угля снижаются с 15—20 до 4—6 процентов. В Кузбассе удельный вес открытой добычи может составить не менее 25—30 проц. В таких бассейнах, как Канско-Ачинский, Иркутский, Минусин ский, весь или почти весь уголь можно добывать открытым способом. Сибирь получает и будет получать са мую дешёвую в Советском Союзе элек троэнергию на своих тепловых и гидрав лических станциях. Если принять (после строительства новых станций) себестои мость электроэнергии в центральных районах страны за 100 проц., то на Ура ле киловатт-час энергии будет дешевле на 25 проц., в Западной Сибири — при мерно в 2 раза, а в Восточной Сибири — почти в 3 раза. С меньшими затратами труда, а отсю да и с более низкой себестоимостью можно получать в Сибири металл, лес, и, что особенно важно, — хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. Если принять количество зерна, которое мо жет вырастить работник сельского хо зяйства, в среднем по СССР за 100 проц., то в Восточной Сибири при тех же затратах труда будет получено 147 проц., в Казахстане — 220, а в З а падной Сибири, особенно на Алтае, на целинных землях — до 230 проц. Было бы неправильным представлять дальнейшее развитие промышленности и сельского хозяйства Сибири, как сплошное триумфальное шествие. При ходится и придётся преодолевать боль шие трудности, идти новыми, непривыч ными путями. Железные руды Сибири в ряде случаев беднее, чем руды Украи ны и Урала. Некоторые месторождения полезных ископаемых лежат в север ных, таёжных и трудноосваиваемых рай онах. На целинных землях немало со лончаков, использование которых сопря жено с известными трудностями. Но высокая эффективность использо вания природных богатств Сибири не .Подлежит сомнению. К тому же, восточ ные районы СССР и, прежде всего, Си бирь и Казахстан расположены в непо средственной близости к Китаю и Ин дии. Советский Союз помогал и будет помогать этим странам в их экономиче ском развитии. Эта помощь будет идти из всех районов СССР. Однако очевид но, что с наименьшими затратами на пе ревозки её можно оказать из Сибири и Казахстана. Вот почему рост тяжёлой индустрии Сибири, увеличение производства метал ла, машин, химических продуктов будет отвечать интересам не только самой Си бири и всего народного хозяйства СССР, но также и интересам укрепления друж бы и экономических связей со странами Азии, прежде всего, с великим народ ным Китаем и свободной Индией. 2 . НОВАЯ ТЕХНИКА —СРЕДСТВО НАИБОЛЕЕ ПОЛНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БОГАТСТВ СИБИРИ В. И. Ленин в статье «Очередные за дачи советской власти» писал, что разра ботка естественных богатств России приёмами новейшей техники даст осно ву невиданного прогресса производитель ных сил. Необходимость широкого внедрения новой техники подчёркнута в решениях как июльского Пленума ЦК КПСС, так и XX съезда Коммунистической партии. Для Сибири новая техника имеет особо большое значение. Здесь сильно ощу щается нехватка рабочих кадров. Новая техника, обеспечивая высокий уровень производительности труда, поможет ре шить вопрос с кадрами, а высокая про изводительность даст возможность более высоко оплачивать труд в ряде отраслей промышленности, создавая этим условия для привлечения новых кадров. Основной двигательной силой в про мышленности, на транспорте, а в даль нейшем и в сельском хозяйстве стано вится электроэнергия. Комплексная ме ханизация и автоматизация производ ственных процессов, широкое внедрение электроники, телемеханики, счётных ма шин основывается на электроэнергии, применяемой в соответствующих, прибо рах регулирования и управления. Электроэнергия используется непо средственно в технологических процес сах: для получения качественных сталей, алюминия, магния и других металлов. В машиностроении она применяется для по вышения прочности деталей путём за калки их поверхности токами высокой частоты. На основе всесторонней электрифика ции намечается в шестой пятилетке раз витие транспорта. Замена паровой тяги электрической позволяет экономить до 30 проц. угля, значительно повышает пропускную способность дорог. Учёные рассматривают вопрос о возможности создания нового типа ширококолейного транспорта. Предполагается, что этот транспорт должен иметь четырёхметро вую колею, вагоны грузоподъёмностью 300 и более тонн, поезда весом 15—20 тысяч тонн. Такие поезда могут двигаться со скоростью 4 0 0—500 кило метров в час. Никакой другой вид тяги, кроме электрической, не сможет обеспе чить эту революцию на транспорте. Электроэнергия применяется в сель ском хозяйстве на заготовке кормов, по даче воды и т. д. Необходимо использо вать её для основных процессов пахоты, ухода за посевами и уборки урожая. В Советском Союзе уже имеются электро- МТС — на Украине, в Средней Азии, на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2